«В ходе переговоров премьера с канцлером основное внимание будет уделено обсуждению перспектив дальнейшего расширения двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Эта встреча станет первой после переизбрания на прошедшем 15-16 ноября партийном съезде ХДС Меркель председателем партии», - сообщили в пресс-службе правительства РФ.
«По предварительным оценкам, 2010 год оказался весьма насыщенным и в целом успешным для российско-германских отношений: совместными усилиями обе стороны начинают преодолевать последствия глобального кризиса, в январе-сентябре текущего года товарооборот возрос на 34,3% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составил 36,1 млрд долларов. При этом российский экспорт вырос на 44,9%, импорт из Германии - на 25,3%. В январе-июне объем германских инвестиций в России составил 5,8 млрд долларов. По накопленным капиталовложениям в энергетику, автомобилестроение, транспорт и телекоммуникации немецкие партнеры вышли на уровень 23 млрд долларов», - отметили в пресс-службе.
В преддверии своего визита глава российского правительства в статье, опубликованной в Süddeutsche Zeitung, предложил Европе создавать стратегические промышленные альянсы в сферах авто-, авиа- и судостроения, логистики, в атомной и космической отраслях, а также в фармацевтике. Кроме того, Путин высказался за создание единого энергокомплекса Европы, который позволит его участникам не только торговать энергоресурсами, но и провести обмен активами, совместно работать на всех этапах технологической цепочки - от разведки и добычи энергоресурсов до их поставки конечному потребителю.
Энергетика традиционно является одной из главных тем российско-германского сотрудничества. Не исключено, что в рамках визита Путина в Германию может быть поднят вопрос о продаже 3,5% акций «Газпрома», принадлежащих немецкому газовому холдингу E.ON Ruhrgas.
Высокопоставленный источник в Минэнерго РФ сообщил в четверг журналистам, что ВЭБ скорее всего выкупит долю немецкой компании, которая является крупнейшим покупателем российского газа в ЕС и основным иностранным акционером «Газпрома». По словам источника, в случае покупки этого пакета ВЭБом банк сможет неплохо заработать, так как акции российского газового холдинга на данный момент серьезно недооценены. Ранее вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин сказал, что наблюдательный совет ВЭБа пока не рассматривал вопрос о покупке пакета E.ON Ruhrgas в «Газпроме».
В декабре 1998 года Ruhrgas (еще до объединения с E.ON) купил 2,5% акций «Газпрома», в мае 1999 года еще 1,5%, а в 2003 году увеличил свою долю до 6,43% акций. В 2009 году уже E.ON Ruhrgas вернул монополии часть этого пакета - 2,93% акций, обменяв их на 25% акций ОАО «Севернефтегазпром» (владеет лицензией на разработку Южно-Русского месторождения).
Как сообщила ранее газета «Коммерсант», продажа 3,5% акций «Газпрома» может состояться уже в декабре. По данным источников газеты, стороны ждут одобрения сделки на высшем уровне. Пресс-служба немецкого газового концерна пока не комментирует эту информацию.
Еще одна тема, которая может быть поднята в рамках визита российского премьер в Берлин, - участие немецких компаний в проекте «Южный поток». Ранее сообщалось, что к проекту сооружения трубопровода, по которому российский газ будет поставляться в Европу через Черное море, проявляют интерес немецкие компании. Этот вопрос обсуждался, в частности, в начале октября на встрече премьер-министра Путина с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Путин тогда сказал, что если крупные европейские компании войдут в этот проект, то он станет в прямом смысле этого слова международным, общеевропейским. На следующий день на встрече с главой российского правительства премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, уточнив, что речь идет «об участии одной немецкой компании», одобрил эти планы.
На этой неделе экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер, который также является председателем комитета акционеров «Северного потока», предложил рассмотреть участие немецкой компании BASF в других проектах газопроводов, в частности, «Южном потоке». Выступая на праздновании 20-летия сотрудничества российского «Газпрома» и компании BASF, Шредер отметил, что проект «Южный поток», в отличие от других проектов трубопроводов, газом располагает.
Аудиторию ежегодного экономического форума, который проводится с 2006 года одной из крупнейших немецких газет Suddeutsche Zeitung, («Южногерманская газета»), составляют ведущие представители крупного и среднего бизнеса Германии. В этом году в повестке дня встречи такие темы, как мировая экономика в период выхода из кризиса, значение международного сотрудничества в борьбе с кризисом и предотвращении кризисных явлений в будущем, эффективность государственных программ в спасении экономики.
Как ожидается, премьер-министр РФ, который станет гостем форума, выступит на мероприятии и примет участие в дискуссии на тему «Международная экономика после кризиса - роль международного сотрудничества».
«Дискуссия по экономическим проблемам с акцентом на двусторонние отношения продолжится в ходе рабочего завтрака главы российского правительства с представителями деловых кругов Германии. Организатором этой встречи является Восточный комитет германской экономики, одна из влиятельных структур немецкого бизнеса, объединяющая около 1500 представителей фирм, заинтересованных в развитии торгово-экономических связей с Россией и другими странами Восточной Европы», - сказали в пресс-службе правительства РФ.
Германия в течение многих лет являлась главным торгово-экономическим партнером России, лишь в 2009 году уступив первенство Китаю. Один из примеров успешного партнерства - автосборочный завод Volswagen в Калуге. Еще один интересный кооперационный проект в сфере автопрома - создание совместного производства автомобилей Mercedes Sprinter на производственных мощностях Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде.
Ряд крупных проектов осуществляет немецкий концерн Siemens: в частности, это организация совместно с «РЖД» высокоскоростного железнодорожного сообщения на маршрутах Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород, локализация в России производства локомотивов нового поколения, вагонов. В ноябре на ООО «Уральские локомотивы» Путину был представлен первый собранный в России российско-германский грузовой электровоз «Ласточка».
«Впервые в истории германский бизнес в лице концерна BASF с декабря 2007 года стал участвовать в добыче российского газа (Южно-русское месторождение). К освоению этого месторождения с октября 2008 года подключился концерн «E.ON/Ruhrgas». Для создания максимально благоприятных условий для иностранных инвесторов правительство России предприняло в последние годы ряд шагов по обеспечению государственным финансированием инфраструктурных программ, осуществлению мер по дебюрократизации и борьбе с коррупцией, а также существенному снижению налогового бремени для юридических и физических лиц», - отметили в пресс-службе.
Как считают в Москве, Россия и Германия обладают большим потенциалом для наращивания научно-технологического сотрудничества, включая совместные исследования в области фундаментальных наук, современные НИОКР с последующей коммерциализацией их результатов. Так, в рамках создания иннограда Сколково планируется наладить связи с ведущими германскими исследовательскими центрами - обществом Макса Планка, Институтом Фраунхофера; завершены все юридические процедуры, связанные с подготовкой к совместному сооружению Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах в Гамбурге; раскрытию потенциала научно-технического сотрудничества призвана способствовать одобренная в Екатеринбурге инициатива проведения в России и ФРГ в 2011 году «Российско-германского года исследований, науки и образования», передает РИА «Новости».