Об этом сообщил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, курирующий российско-американские отношения, передает ИТАР-ТАСС.
«Подготовлены два заявления президентов Медведева и Обамы: одно по СНВ, другое - общего плана, в котором также содержатся элементы контроля над вооружениями», - сказал он, уточнив, что речь идет не о соглашениях, а о декларациях.
«В документах ставится задача и ориентиры работы: по каким направлениям будем работать и чего будем добиваться», - пояснил дипломат. «Пока рано говорить о цифрах, о каких- то параметрах проверки, этого там (в заявлениях) нет», - подчеркнул Рябков.
Говоря о декларации по СНВ, замминистра пояснил, что «это заявление о предмете переговоров, какой мы видим предстоящую работу над этим соглашением; там содержится подтверждение приверженности тому, что до конца года это надо доработать».
Ранее помощник президента РФ Сергей Приходько сообщил, что в Москве рассчитывают завершить работу над документом до конца года. «Работа по СНВ продолжается, идут консультации, и могу сказать, что американская сторона настроена на результат», - отметил он. «Будем стремиться достичь договоренности о графике и параметрах работы над новым соглашением на замену Договора о СНВ, чтобы уже к следующей встрече в верхах выйти на первые конкретные согласования и завершить всю работу к концу года», - сказал помощник президента.
СНВ-1 - Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений - был подписан 31 июля 1991 года, вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок окончания его действия - 5 декабря 2009 года, но возможно продление. По документу, СССР и США обязались в течение 7 лет сократить число своих ядерных боезарядов до 6 тыс. единиц каждая, а стратегические носители ядерного оружия - до 1600 единиц. В декабре 2001 года стороны заявили о выполнении взятых обязательств.
С инициативой начать переговоры по замене СНВ-1 выступил 27 июня 2006 года президент РФ Владимир Путин. 16 июля того же года президенты РФ и США дали поручение и подготовить соответствующие предложения. Однако администрация Джорджа Буша долгое время критиковала идею заключения юридически обязывающего соглашения, предлагая взять за основу нового соглашения Московский договор об ограничении стратегических наступательных потенциалов (СНП) 2002 года, не имеющий механизма контроля.
Россия же настаивала на том, чтобы в новом соглашении содержался механизм проверки, аналогичный прописанному в СНВ-1. В марте 2008 года США сняли возражения против заключения юридически обязывающего соглашения, но некоторые разногласия по этому вопросу сохраняются.
В частности, США предлагают ограничить предмет договоренности только теми ракетами наземного и морского базирования и тяжелыми стратегическими бомбардировщиками, которые оснащены ядерными боезарядами, и вывести из-под контроля носители, ядерные боеголовки с которых сняты и помещены на хранение или заменены на обычные. Россия видит в этом предложении возможность для обхода ограничений и скрытого наращивания потенциала СНВ.
После декабря 2009 года США получат возможность обладать потенциалом порядка 3000 ядерных боеголовок, которые они складировали после подписания СНВ-1. По мнению РФ, этот «возвратный потенциал» может быть быстро переоборудован в стратегические ядерные силы. Договор должен зафиксировать более низкие, контролируемые уровни как на стратегические носители (межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок, тяжелые бомбардировщики), так и размещенные на них боезаряды, независимо от того, являются ли они ядерными или неядерными.
Кроме того, США и Россия расходятся в вопросе о размещении СНВ. Американская сторона отказывается подтверждать обязательство не размещать СНВ за пределами своей национальной территории, на чем настаивает Россия. Также, по мнению России, сокращение наступательных потенциалов должно сопровождаться гарантией, что не будут совершенствоваться оборонительные системы, прежде всего ПРО.