Происшествия

24 декабря 2019, 12:50

Первый серийный Су-57 разбился прямо перед поставкой в войска

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Планы ВКС по закупке новейших истребителей пятого поколения Су-57 срываются. Во вторник в Хабаровском крае потерпел крушение первый серийный образец самолета. Причиной аварии, по предварительным данным, стал сбой в управлении хвостовым оперением. Первый серийный Су-57 должны были передать в войска до конца 2019 года, а значит, до выполнения обещания оставались считанные дни. Почему сейчас с машиной возникли проблемы?

Потерпевший крушение в Хабаровском крае истребитель пятого поколения Су-57 был первым серийным образцом. До конца года его должны были передать военным, сообщил информированный источник РИА «Новости».

Действительно, контракт на строительство двух Су-57 для нужд армии был заключен в прошлом году на форуме «Армия-2018». Весной агентство «Интерфакс» сообщало: первый серийный самолет в ВКС рассчитывали получить уже в ноябре. Позже сроки сдвинулись, но в любом случае речь шла о передаче первой машины до конца 2019 года – в ноябре об этом заявил замминистра обороны Алексей Криворучко. «Машина серийная, у нее будет жизнь», – заявил тогда Криворучко телеканалу «Звезда». «Мы полностью удовлетворены увиденным и надеемся, что все планы будут выполнены», – добавил замминистра.

Напомним, самолет разбился в 111 километрах от аэродрома Дземги, который принадлежит Комсомольскому-на-Амуре авиазаводу им. Гагарина, входящему в структуру «Сухого». Летчик успешно катапультировался, сообщил представитель силовых структур. Состояние пилота – в норме. Чуть позже поступили предварительные данные о причинах аварии: это был технический отказ системы управления самолетом, «произошел сбой в управлении хвостовым оперением».

Первый полет Су-57, также известного как Т-50 и «перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА), прошел еще в 2010 году. «Тогда на самолетах были установлены абсолютно другие двигатели, те, которые стояли на Су-27. На самых первых самолетах двигатель был даже не модернизированным», – пояснил газете ВЗГЛЯД заслуженный летчик России Владимир Попов. В дальнейшем проходили испытания с двигателем «первого этапа» («Изделие-117») – модернизированной версией двигателя от истребителей 4-го поколения Су-35С. Такой же двигатель стоял и на первой серийной модели, которую планировалось передать ВКС.

До сегодняшнего дня было зафиксировано всего два инцидента с самолетами этого типа. В 2011 году на авиасалоне МАКС при разгоне Т-50-2 с бортовым номером 52 была видна вспышка, после чего был выпущен тормозной парашют и самолет остановился в пределах ВПП. В июне 2014 года при посадке на аэродроме ЛИИ им. Громова в Жуковском наблюдалось задымление над правым воздухозаборником, затем началось возгорание, которое оперативно ликвидировали. Самолет позже был восстановлен и вернулся к испытаниям.

При этом в последнее время высказывались мнения о том, что Су-57 – по сути готовая машина. Контракт на поставку ВКС России уже не двух машин, а большой партии в 76 истребителей Су-57 был подписан в этом году на форуме «Армия-2019». Сообщалось, что в настоящее время продолжаются испытания этого самолета, в ходе которых проверяется функционирование его систем, а также режимы работы двигателя второго этапа. Буквально на прошлой неделе глава Генштаба Валерий Герасимов констатировал: Су-57 успешно прошли второй этап испытаний в Сирии – после «повторной апробации», по его словам, «все запланированные задачи успешно выполнены».

После крушения Су-57 по поручению главы Минпромторга Дениса Мантурова создана комиссия по расследованию инцидента, сообщил ТАСС. Комиссию возглавил замминистра Олег Бочаров.

Обозреватель журнала «Арсенал Отечества», военный эксперт Дмитрий Дрозденко предположил в комментарии газете ВЗГЛЯД:

«Будет задержка при поставках Су-57 в войска. Завод-изготовитель понесет убытки. Ведь машину угробили, а она стоит не пять и не 50 млн долларов, а дороже».

При этом эксперт полагает, что инцидент с первой серийной машиной критично не скажется на будущем Су-57. «Чтобы выявить все недостатки такой техники, нужно клепать самолеты пачками, – заметил Дрозденко. – Если бы было выпущено, например, 200 таких машин, тогда разговор шел бы о том, что, мол, уже пошла установочная серия, и у нее начался отказ. Было выпущено всего несколько Су-57, и каждый по сути уникален». Эксперт провел параллель с американским истребителем F-35. «Их уже выпущено огромное количество, тем не менее недостатков много, потому что техника очень сложная. Необходимо большое количество лет, причем это не единичные года, а десятки лет. Недостатки будут всегда, техника постоянно модифицируется», – добавил эксперт.

Сейчас очевидная задача: выяснить точные причины гибели истребителя, и действительно ли причина – в отказе системы управления. По оценке Дрозденко, система управления, которая стоит на Су-57, одна из самых совершенных. «Внутри нее компьютер. Летчик дает команду компьютеру на выполнение какого-то действия, а компьютер уже самостоятельно предпринимает необходимые по программе действия. Получается такая сверхманевренность. Система сама по себе уже отработана на предыдущих версиях «Сухого». Сложно что-то говорить, пока не будут расшифрованы черные ящики», – отметил собеседник.

«Вариабельность ситуаций, которые могли привести к этой аварии, слишком большая, поэтому однозначно судить о причинах сейчас – дело неблагодарное», – отметил заслуженный военный летчик России Владимир Попов. Система управления полетом – сложный механизм, в данном случае она пересекается с рисками при испытании нового двигателя, добавил собеседник.

Эксперт пояснил, что работа гидросистемы самолета зависит от работы непосредственно двигателей. «Двигатели зависят от работы отдельных агрегатов и систем управления. Так, сопловой аппарат и система управления вектором тяги относятся к двигателю, но базируются на гидросистеме самолета. Поэтому трудно отделить одно от другого и точно сказать, виновата ли система управления или двигатель. «Ответ должны дать специалисты, которые имеют записи всех контрольно-тестирующих систем. На какой это произошло высоте, какой скорости, при каких перегрузках? Важны данные топливной автоматики, гидросистемы», – отметил летчик.

Попов добавил, что самолеты пятого поколения обладают системой неустойчивого управления, это позволяет добиться сверхманевренности. На самолетах поколения 4++ прямого управления достичь практически невозможно, все идет через компьютер: «там есть аварийная система, но она работает с некоторой задержкой. В такой ситуации от нового двигателя очень сильно зависит устойчивость и управляемость. Аэродинамические составляющие и силовая установка завязаны в комплексе», – заметил Попов.

Добавим, что в качестве еще одной версии произошедшего рассматривается намеренный «перегруз» систем самолета. Экс-командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко в комментарии РИА «Новости» высказал предположение: на летных испытаниях машину тестировали по специальным программам на «максимальных режимах и углах атаки». «Проверяется, как работает электроника, воздухозаборники и другие системы. Все серийные самолеты перед передачей в войска проверяются заводскими летчиками-испытателями, которые являются серьезными профессионалами», – сказал Горбенко. Добавим, что после таких испытаний у получателей самолета (Минобороны), вероятнее всего, возникнут вполне обоснованные вопросы.

Текст: Наталья Макарова,
Людмила Суркова,
Михаил Мошкин

Вам может быть интересно

Россия объявила в розыск бывшего главу МВД Украины Арсена Авакова
Темы дня

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Провалы ВСУ разочаровали западных кредиторов Украины

«Их терпение начинает иссякать» – так американские СМИ описали требование частных кредиторов к Украине начать выплаты по госдолгу после каникул, которые длятся с 2022 года. Однако данная позиция вошла в противоречие с интересами США и их партнеров из ЕС. В чем заключается суть разногласий, о каких суммах идет речь и чем это может обернуться для Украины?

Пилот бомбардировщика назвал возможные места дислокации украинских F-16

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

Блогеры высмеяли заявление Зеленского о Боге с украинским шевроном

Новости

Захарова отреагировала на заявление Зеленского про шеврон на плече у Бога

Заявление украинского президента Владимира Зеленского про шеврон Украины на плече у Бога является «передозом», заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

СМИ: Вашингтон приостановил поставки боеприпасов Израилю

Администрация Джо Байдена на прошлой неделе приостановила поставку боеприпасов американского производства в Израиль. Об этом сообщает портал Axios со ссылкой на двух израильских чиновников.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Лавров рассказал, как «опустил на землю» главу МИД Швейцарии из-за Зеленского

Заявления о том, что швейцарская конференция по Украине будет посвящена «выработке взаимоприемлемых подходов», на самом деле являются неправдой, Швейцарии никто не позволит отойти от «формулы» Владимира Зеленского, рассказал глава МИД России Сергей Лавров.

ВСУ атаковали российские позиции плюшевым зайцем с тротилом (фото)

Украинские атаковали позиции ВС России у Часова Яра неуправляемым плюшевым зайцем на гелиевом шаре.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Новая версия президентского лимузина Aurus была впервые продемонстрирована публике.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

В США заявили о присутствии французских войск в Донбассе

Бывший помощник замминистра обороны США Стивен Брайен в статье для Asia Times утверждает, что Франция направила солдат Иностранного легиона в районы Донбасса.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?