Происшествия

27 апреля 2017, 20:05

Российский корабль-разведчик превратился в мишень для турецких спецслужб

Фото: Петросян Сергей/пресс-центр ЧФ/ТАСС

Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.

В четверг Черноморский флот России утратил разведывательный корабль «Лиман», затонувший в 40 км северо-западнее пролива Босфор. Он получил пробоину в правом борту ниже ватерлинии, столкнувшись с грузовым судном «Ашот-7», которое шло под флагом крохотного африканского государства Того. По данным турецкой печати, судно везло живой груз – скот.

Но меры по предупреждению столкновения должны были принять оба капитана. Если они допустили это, то виноват что один, что другой. Но в большей мере тот, что влупил в правый борт

Как сообщили в Минобороны России, в район происшествия были направлены корабли Черноморского флота и спасательная команда на Ан-26. Все 78 членов экипажа «Лимана» спасены. В береговой охране Стамбула сообщили, что экипаж переправился на турецкий военный корабль, до того как за матросами придет российский корабль «Улус-Стар». Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым позвонил своему российскому коллеге Дмитрию Медведеву с выражением сожаления в связи с крушением.

Причина аварии: «Ашот» оказался неуступчив

По данным турецкого издания Hurriyet, в районе столкновения стоял сильный туман. То, что именно туман стал причиной аварии, предположил и пресс-атташе генконсульства России в крупнейшем турецком городе Сергей Лосев. В министерстве транспорта Турции также предположили, что причиной крушения мог стать сильный туман, и при этом признали, что «Лиман» в этот момент был в международных водах, а не в территориальных (полоса территориальных вод не превышает 12 миль от берега, а «Лиман» утонул в 18 милях).

О том, что «Лиман» соблюдал все правила навигации и поэтому вина в его аварии может лежать на иностранном судне, сразу предположил источник в штабе Черноморского флота.

«Уступать путь должно было судно меньшего водоизмещения. Не играет роли, что один корабль был военным, а второй – гражданским», – пояснил газете ВЗГЛЯД начальник штаба российского Черноморского флота в 1992–97 годах, вице-адмирал Петр Святашов. Он подчеркнул: по международным правилам важно, «кто у кого был на правом и левом борту», – уступать путь должно было судно меньшего водоизмещения, то есть «Ашот-7».

Но «любой командир всегда должен помнить про опасность «наткнуться на дурака», и если командир корабля допускает столкновение, то «нужно разбираться, как они рассчитывали маневр, потому что сейчас предостаточно навигационных средств по расхождению», – сказал Святашов.

Судя по характеру повреждения, Святашов предположил, что виновен в столкновении «Ашот-7», который «влупил носовой бульбой» в борт «Лиману», отметив, что гражданские корабли специально оборудуются бульбами для уменьшения сопротивления течению воды. Бульб, или носовой бульб, напомним, – это выступающая чуть ниже ватерлинии часть носа судна, имеющая выпуклую эллипсоидную форму.

«Здесь будет разбираться международный арбитраж. Но меры по предупреждению столкновения должны были принять оба капитана. Если они допустили это, то виноват что один, что другой. Но в большей мере тот, что влупил в правый борт», – уверен Святашов. Он, однако, не согласен с тем, что туман послужит оправданием для капитана «Лимана» – тот должен был реагировать на опасные маневры «Ашота-7», ведь туман никак не влияет на работу локационных приборов. Если в итоге расследования подтвердится вина капитана «Лимана», ему может грозить заключение под стражу.

Можно ли поднять корабль

По словам источника РИА «Новости», «Лиман» залегает на небольшой глубине, и в связи с этим вероятность проведения успешной операции по его подъему очень велика.

Контр-адмирал, главный специалист ВМФ СССР по аварийно-спасательным и судоподъемным работам Юрий Сенатский сказал газете ВЗГЛЯД, что поднять корабль не будет проблемой, так как история знает уникальные случаи, когда американцы пытались поднять и советскую подлодку с глубины 4,5 км.

Эксперты в Турции не исключили, что Анкара из политических соображений поможет России в возможной операции по подъему «Лимана». «Думаю, теперь пойдут переговоры правительств двух стран о судьбе корабля, – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Тогрул Исмаил из Университета экономики и технологий торговой палаты и биржи Турции. – Предполагаю, если Россия захочет поднять корабль, то совместные усилия какие-то будут предприняты».

Турки уже могли «порыться» в корабле

На «Лимане» была установлена радиолокационная система «Дон», гидроакустическая система «Бронза», а также аппаратура радиоразведки: «Ротор-Н», «Вахта-М», «Вахта-10», «Вахта-12», МРР-1-7 и др. Из вооружения на борту имелся лишь переносной зенитный ракетный комплекс «Игла». «Это оборудование представляет огромный интерес для потенциального противника России. «Лиман» оснащен сверхсекретным оборудованием. На нем установлены средства пеленгования различных судов. Ясно, что он не рыбу шел ловить», – подчеркнул вице-адмирал.

Святашов не исключает, что турецкие спецслужбы уже могли воспользоваться случаем, в первые же часы проникнув на борт «Лимана». Он напомнил, что около 20 лет назад после потери подлодки Тихоокеанского флота «американцы там копались». Когда затонула подлодка «Курск», то на место ее гибели сразу пришел крейсер «Петр Великий» и другие корабли охранения, чтобы не допустить к лодке корабли НАТО. А Сенатский добавил, что в данном случае неважно, что затонул «Лиман» в нейтральных водах, – «этот вопрос с правовой точки зрения не ограничен», поэтому турецкие спецслужбы в таком случае формально ничего не нарушают.

Компенсировать потерю корабля «Лиман» может новый корабль «Иван Хурс», который, как ожидается, будет спущен на воду в мае, сказал «Интерфаксу» бывший начальник главного штаба ВМФ РФ адмирал Виктор Кравченко. По его словам, «Хурс» превосходит по техническим характеристикам ушедший на дно корабль. «У него новая аппаратура, возможности увеличились в разы», – отметил адмирал.

Биография «Лимана»

Средний разведывательный корабль «Лиман» был построен в польском Гданьске как гидрографическое судно в 1970 году, в том же году вошел в состав Балтийского флота, а через четыре года был переведен на Черноморский флот. До 1977 года корабли данного проекта классифицировались как гидрографические суда, затем – как малые разведывательные корабли. В 1992 году переклассифицированы в средние разведывательные корабли.

По данным сайта korabli.eu, корабль совершил более десятка океанографических походов в Атлантический и Индийский океаны, десятки походов в Средиземное море с заходом в порты Греции, Сирии, Гвинеи, Испании и других стран. В 1989 году был переоборудован в разведывательный корабль. С 1990 по 2010 год совершил 13 дальних походов в Средиземное море с заходом в Тартус (Сирия) и Бизерту (Тунис). В апреле-мае 1999 года «Лиман» вошел в политическую историю – Москва отправила его в Адриатическое море с целью слежки за военной операцией НАТО против Югославии, но также и в качестве жеста солидарности с Белградом.

Известно, что 21 октября прошлого года, через 338 дней с момента последнего развертывания, он покинул акваторию Черного моря и транзитом прошел пролив Босфор, направляясь в Средиземное море. 26 января он через тот же Босфор вернулся в Черное море, после 97 дней боевой службы у побережья Сирии.

Затем сообщалось, что корабль наблюдает за учениями НАТО Sea Shield 2017 («Щит моря 2017»), которые 1–10 февраля проводились в Черном море. Не исключено, что это и была последняя миссия «Лимана».

Текст: Андрей Резчиков

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?