Происшествия

5 декабря 2016, 22:05

К трагедии в ХМАО привела серия нарушений

Фото: кадр из выложенного в Сети видео

Целая серия нарушений выявлена при расследовании трагедии в Мансийском автономном округе: при аварии автобуса погибли 11 детей и один взрослый. Уже заявляется об исчезновении ценнейшей детали – видеорегистратора, который мог зафиксировать момент ДТП. Похоже, данная авария способна даже спровоцировать изменения в федеральном законодательстве.

Ход расследования

Напомним, тяжелая авария произошла в воскресенье, 5 декабря, на 926-м километре автодороги Тюмень – Ханты-Мансийск. Столкнулись пассажирский автобус, в котором находилась возвращавшаяся с турнира по спортивной акробатике детская команда, два легковых автомобиля и грузовик. В результате ДТП погибли 12 человек, в том числе 11 детей.

Ответственность за ДТП должны нести все, кто принимал участие в организации данной поездки, а не только «стрелочники

По факту ДТП следственными органами СК по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре возбуждено уголовное дело. По поручению главы СК Александра Бастрыкина уголовное дело передали в Главное следственное управление. Также правоохранительными органами задержаны водитель автобуса, водитель грузовика и представитель индивидуального предпринимателя, организовавший перевозку.

Причины аварии до конца не известны, пока все строится на данных, полученных в ходе предварительного расследования. В УМВД по ХМАО вечером 4 декабря заявляли, что к смертельному ДТП привели плохие погодные условия, поскольку в регионе в течение недели каждый день идет снег и метели.

Как сообщила официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко, Александр Бастрыкин направил опытных криминалистов для расследования причин гибели детей в ДТП под Ханты-Мансийском. По ее словам, сейчас следователи склоняются к тому, что водитель автобуса не справился с управлением. В то же время следователи не исключают, что к трагедии привело обоюдное нарушение правил дорожного движения со стороны водителей.

Петренко добавила, что глава СК, ознакомившись в Ханты-Мансийске с планом расследования, отметил, что по его результатам должна быть дана уголовно-правовая оценка не только действиям водителей транспортных средств, ставших участниками ДТП, но и лиц, принимавших участие в организации и проведении соревнований.#{crime}

Проведенная экспертиза не выявила у водителей признаков алкогольного опьянения. Чуть позже сын водителя автобуса заявил об исчезновении видеорегистратора, установленного в транспортном средстве. По словам молодого человека, его отец не подтверждает версию о потере управления.

Также поездка детей не была согласована с ГИБДД, автобус следовал без автомобиля сопровождения и в сложных погодных условиях. Это притом что в России есть четкий регламент перевозки организованных групп детей. Он регулируется постановлением правительства № 1177 от 17 декабря 2013 года.

Согласно документу, необходимо не менее чем за два дня до поездки предоставить Госавтоинспекции сведения о ней с информацией о водителе, несовершеннолетних пассажирах и сопровождающих, включая план их рассадки в салоне. К группе также должен быть прикреплен медицинский работник. На случай, если поездка длится более трех часов, а за более короткое время расстояние от Ханты-Мансийска до Нефтеюганска в 240 км преодолеть крайне сложно, должен быть запас воды и продуктов. При этом водитель обязан иметь беспрерывный стаж вождения транспортного средства категории «Д» не менее года, а автобус должен быть не старше 10 лет.

По информации ряда СМИ, немалая часть требований здесь соблюдена не была, и дети фактически ехали как обычные пассажиры.

Преждевременные выводы

Как рассказал газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, произошедшая авария наверняка потребует внесения изменений в федеральные законы и подзаконные акты.

«Мы не говорим об ужесточении законодательства. Другое дело, если бы все правила были соблюдены, трагедии, возможно, удалось бы избежать. То, что поездка не была согласована и задокументирована, наличие у водителя семи нарушений ПДД, из которых четыре связаны с техническим состоянием автомобиля, уже являются признаками нарушений. Здесь нужно тщательное расследование, которое вскроет всю подноготную проблемы», – заявил парламентарий.

По его мнению, причиной подобных нарушений является несовершенство человеческой натуры, надеющейся на авось, что привело к грубым нарушениям правил дорожного движения.

Как следует из открытых данных электронных сервисов ГИБДД, только за 10 месяцев 2016 года на российских дорогах в 17 988 ДТП погибло 666 человек младше 16 лет. За аналогичный период прошлого года – 639. При этом если смотреть по месяцам, то больше всего детей гибнет в летний период, значительно меньше – в зимние месяцы. Это объяснимо – летом очень распространены автомобильные поездки в отпуск с детьми.

По мнению члена Общественной палаты Владимира Слепака, социально-экономический, демографический и репутационный ущерб от аварий колоссален. Представитель ОП не исключил, что дорожное покрытие могло повлиять и на действия водителя в ХМАО.

«Во всем мире автобусы – это яркая окраска, дополнительное сигнальное оборудование, и даже на бампере заградительные устройства, чтобы дети спокойно переходили дорогу. У нас же это банальный автотранспорт», – добавил Слепак.

Он считает неэффективным наличие на транспортном средстве знака «Осторожно, дети!», потому что на них уже не обращают внимания, как на многочисленные «пропуски» различных ведомств под стеклом автомобиля, которые граждане сами себе же и выписывают или покупают на рынке. Для решения проблемы Владимир Слепак предложил предоставить автобусам с детьми приоритетное право на движение. 

Исключительное право на движение

По мнению Вячеслава Лысакова, проблема шире и необходимо законодательно закрепить лицензирование пассажирских перевозок, в данном случае детских.

«Дело в том, что сейчас нет единых профессиональных стандартов, и рынок зачастую получает транспортные средства и водителей, чьи техническое состояние и квалификация не соответствуют требованиям безопасности. В свое время лицензирование отменили под благовидным предлогом – не создавать бюрократических барьеров малому и среднему бизнесу. Поэтому необходимо возвращаться к этим нормам», – считает депутат ГД.

Также, по его словам, есть проблема технического осмотра автомобилей, который сейчас проводится коммерческими структурами под эгидой Российского союза автостраховщиков, порой теми же организациями, что и выдают полис ОСАГО.

«Дескать, заплати деньги – тебе все как надо напишут. Так нельзя. Техническим осмотром должны заниматься государственные структуры, потому что, как показало время, нынешняя форма себя не оправдала, и сейчас мы имеем то, что имеем: техосмотр некачественный либо не проводится вообще, в результате чего увеличилось число ДТП по техническим причинам», – резюмировал представитель парламента.

Если возвращаться к виновникам аварии, то, по мнению Владимира Слепака, ответственными за аварию могут опять сделать «стрелочников» в виде водителей, что не очень правильно.

«Ответственность лежит на всех, кто был причастен к организации данной поездки, и даже на представителях администрации города или региона, отвечающих за транспорт. Время разговоров прошло», – подытожил член ОП.

5 декабря в Ханты-Мансийском автономном округе в связи с трагедией объявлен днем траура.

Текст: Руслан Давлетшин

Вам может быть интересно

За ночь над Россией нейтрализовали 20 украинских беспилотников
Темы дня

В Европе появился новый лидер конфронтации с Россией

Газета ВЗГЛЯД представляет ноябрьский выпуск «Рейтинга недружественных правительств». По сравнению с октябрем в первой десятке произошли серьезные изменения: Британия уступила лидерство Германии, показатели враждебности северных стран Европы резко выросли, а США и Чехия опустились на шестое и седьмое места соответственно. Какие еще тенденции показывает обновленный рейтинг?

Как устранить минную угрозу для ВМФ России

Для ВМФ России будут построены десятки новых тральщиков, обещают в руководстве Военно-морского флота. Почему корабли данного типа принципиально важны для обороны России, чем отличаются тральщики строящегося проекта 12700 и что еще можно сделать для наиболее эффективного противодействия минной угрозе?

Путин рассказал о поездках без кортежа и мигалок «по-тихому»

Euroclear оценил подлежащие возможной утрате в России активы

Западные СМИ запугивают африканцев в Мали «страшными русскими»

Новости

В Петербурге суд наказал клинику за требование к внешности медсестер

Суд в Петербурге привлек к ответственности медклинику за публикацию вакансий с ограничениями по внешности и семейному положению кандидатов.

Белоруссия установила оператора залетевшего из Литвы БПЛА

Власти Белоруссии выявили личность человека, который запустил беспилотник из Литвы, и ведут его розыск после падения аппарата.

Стармер назвал возможную дату заключения сделки по изъятию активов России

Сделка по размораживанию российских активов в Европе для дальнейшего выделения их на Украину может быть оформлена уже в ближайшие дни, заявил премьер-министр Британии Кир Стармер.

Росфинмониторинг включил Шлосберга в список террористов и экстремистов

Росфинмониторинг включил заместителя председателя партии «Яблоко» Льва Шлосберга, признанного в России иноагентом, в перечень террористов и экстремистов.

Звонки из-за рубежа решили промаркировать для защиты от мошенников

Правительство России подготовило второй пакет мер для защиты граждан от телефонных и интернет-мошенников, сообщил журналистам вице-премьер и руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

В ФРГ граждан России, Украины и Армении начали судить по обвинению в шпионаже

В Германии стартовало судебное разбирательство по обвинению трех мужчин из России, Украины и Армении в работе на российскую спецслужбу и попытке сбора данных, пишут местные СМИ.

Постпред Украины при ООН пообещал «дырку от бублика» вместо Украины

На заседании Совбеза ООН постпред Украины Андрей Мельник ответил отказом на территориальные уступки, процитировав фильм «Место встречи изменить нельзя» и сказав фразу на русском языке.

Украина практически исчерпала резервы для ремонта энергообъектов

Украинские энергетики столкнулись с критическим дефицитом средств для ремонта поврежденной инфраструктуры, внутри страны резервы фактически исчерпаны, заявил СМИ директор украинского Центра исследования энергетики Александр Харченко.

Трамп дал Зеленскому «считаные дни» на ответ по мирному соглашению

Президент США Дональд Трамп рассчитывает добиться подписания мирного соглашения по Украине к Рождеству, сообщили СМИ.

Дугин назвал санкции Лондона агонией Запада

Российский философ Александр Дугин прокомментировал введение Лондоном санкций против себя и основанного им Центра геополитической экспертизы, он отметил неожиданность этой меры.

Зеленский поставил условие для проведения выборов на Украине в течение 90 дней

Глава киевского режима Владимир Зеленский заявил, что готов к проведению выборов на Украине в течение 90 дней при условии, что Запад обеспечит безопасность хода голосования.

Путин заявил, что Россия доведет СВО до логического завершения

Президент России Владимир Путин заявил, что страна выполнит все поставленные задачи в ходе спецоперации на Украине.
Мнения

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.

Владимир Можегов: Белый дом затеял контрреволюцию

«Американская империя», разрушение глобализма и «мир через силу» – вот три главных заявления новой доктрины администрации Трампа. Это, очевидно, отражает реальные взгляды Трампа и звучит достаточно интересно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов