Уголовное дело
В ближайшее время следствие планирует опросить членов экипажа, а также руководство компании-судовладельца
По факту затопления в Охотском море рыболовного траулера «Дальний Восток» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), говорится в четверг в сообщении, опубликованном на сайте Следственного комитета России.
Расследование катастрофы взято на контроль руководством ведомства, сообщил официальный представитель ведомства Владимир Маркин.
Следствием уже установлено, что в четверг, 2 апреля, около 4 часов 12 минут по сахалинскому времени в Охотском море в координатах 56.49 северной широты и 150.41 восточной долготы в течение 15 минут затонул большой автономный морозильный траулер «Дальний Восток». Его судовладельцем является ООО «Магеллан», портом приписки – город Невельск. Судно было построено в 1989 году.
«Судно вело промысел. Предположительно, на борту находилось 132 человека. Из них 56 пассажиров и 76 членов экипажа по судовой роли. Среди находившихся на борту судна было 78 граждан Российской Федерации, 42 гражданина Республики Мьянма, пять граждан Республики Вануату, три гражданина Республики Латвия и четыре гражданина Республики Украина», – рассказал Владимир Маркин.
По последней информации, удалось спасти 63 человека, 54 уже признаны погибшими.
«Поиск еще 15 человек продолжается. В поиске людей принимают участие 26 рыболовных судов, которые находятся в зоне крушения траулера. Для обеспечения безопасной эвакуации экипажа привлечены рыболовные суда «Новоуральск», «Гранит», «Иван Калинин», находящиеся в районе затопления», – добавил представитель СК.
На месте происшествия работает следственно-оперативная группа в составе следователей и следователей-криминалистов Дальневосточного СУ на транспорте. Они изымают документы у компании-судовладельца в порту приписки судна в Невельске, а также в морском порту Владивостока, поскольку именно оттуда 3 января судно ушло в рейс.
«В ближайшее время следствие планирует опросить членов экипажа, а также руководство компании-судовладельца в целях выяснения обстоятельств, а также причин произошедшего. Следствием рассматриваются все возможные версии крушения траулера», – поделился Маркин.
Версии крушения
Впрочем, основная версия следствием уже определена: «На данный момент наиболее вероятной причиной стремительного затопления судна следствие считает возможное столкновение с препятствием, из-за которого произошло повреждение корпуса в районе машинного отделения», – заявил Владимир Маркин.
«Сейчас следователи производят изъятие документов о техническом состоянии судна, документов на право выхода судна в рейс и других. Планируется провести опрос членов экипажа. Когда их доставят в больницу, следователи, смотря по ситуации и состоянию спасенных, поговорят с ними», – в свою очередь рассказала РИА «Новости» представитель Дальневосточного следственного управления на транспорте Оксана Полшакова.
Между тем зампредседателя правительства Камчатского края Сергей Хабаров, возглавляющий комиссию по ЧС, в качестве наиболее вероятной версии крушения назвал нарушение правил проведения промысла. «По предварительной информации, кораблекрушение произошло во время работ по выборке 100-тонного невода», – приводит его слова ТАСС.
Эта информация была получена от третьего помощника капитана Анатолия Марвинюка. Сам капитан и старпом погибли.
«Предварительно произошел оверкиль в результате подъема трала с рыбопродукцией на верхнюю палубу, затем произошло опрокидывание судна», – добавил Хабаров.
По мнению представителя компании-судовладельца «Магеллан», судно было исправно и недавно ремонтировалось – в конце прошлого года. Первоначально там высказывали предположение, что судно столкнулось со льдом, который пропорол траулеру обшивку.
Источник «Интерфакса» в оперативном штабе по ликвидации ЧП также рассказывал, что траулер мог затонуть из-за частичного разрушения корпуса судна льдом. Однако других версий он также не исключал. Среди них, к примеру, возможное превышение допустимых объемов хранения груза или его неправильное размещение в трюмах.
Между тем LifeNews со ссылкой на спасенных членов экипажа сообщает, что к крушению могла привести ошибка капитана, якобы отдавшего неверный приказ.
«Они (моряки) приняли на борт трал, полный трал скатился по палубе, придал судну сильный крен, и оно совершило опрокидывание», – уточнил коллега погибших. «Экипаж выходил на связь практически каждый день. Во время последнего раза ни о каких технических проблемах экипаж корабля не сообщал», – добавил он.
Источник издания также сообщил, что 48-летний капитан траулера «Дальний Восток» Александр Притоцкий считается одним из лучших капитанов на Дальнем Востоке и едва ли не рекордсменом по вылову рыбы.
«Но одна из проблем в нашем деле – капитаны в азарте стремятся и пытаются рисковать», – высказал свое мнение источник.
Погибшие и пострадавшие
По последней информации, число жертв крушения траулера достигло 54 человек из 132 на борту. Спасены были 63 человека. Остальных все еще ищут.
Площадь поиска в Охотском море, где затонул траулер, составляет на данный момент 8,5 тыс. кв. километров, отметили в МЧС.
«На воде в районе кораблекрушения обнаружены восемь спасательных плотов, однако только на четырех из них были люди. Остальные потерпевшие находились в воде и из-за этого получили сильное переохлаждение», – добавлял представитель морского спасательно-координационного подцентра.
Все спасшиеся рыбаки получили сильное переохлаждение «из-за того, что длительное время пробыли в холодной воде, температура которой не превышает плюс 2 градуса», заявил источник в главном управлении МЧС по Камчатскому краю.
Состояние семи спасенных рыбаков оценивается сейчас как тяжелое, сообщил представитель оперативного штаба.
«У всех сильное переохлаждение, семь человек в тяжелом состоянии, без сознания», – сказал он, добавив, что процедура опознания тел погибших пока не проводится, так как большинство тел сейчас находятся на разных морских судах, которые следуют от места крушения к берегу.
Однако, по данным «Русской службы новостей», без сознания находятся не семь, а 10 спасенных рыбаков.
Активные поиски на месте крушения в четверг предполагается завершить с наступлением темноты. Там уже начинает темнеть. В следующие дни поиски можно будет продолжить.
Добавим также, что на Сахалине создан штаб по ликвидации последствий происшествия. Его возглавил губернатор региона Олег Кожемяко. Он поставил задачу перед подчиненными «проводить заседания каждые три часа», говорится на сайте областного правительства.
Также Кожемяко поручил опубликовать списки спасенных и погибших членов экипажа, выяснить, сколько из них было сахалинцев и жителей других российских регионов. В семьи погибших островитян будут направлены психологи, областное министерство социальной защиты займется определением мер соцподдержки.
Пострадавших при крушении доставляют в больницы вертолетами. Их везут в Магадан, на Камчатку, на Сахалин.
Начальник ГУМЧС России по Сахалинской области Таймураз Касаев сообщил РИА «Новости», что спасатели будут адресно обзванивать всех родственников и тех, контакты кого смогут найти.
«Сейчас уточняется информация по экипажу, – добавил он. – По предварительным данным, на судне было 28 жителей Сахалина».