В субботу требования освободить захваченных сотрудников телеканала «Звезда» прозвучали на высшем уровне. Министр обороны России Сергей Шойгу поставил задачу принять все законные меры, чтобы в ближайшее время освободить журналистов телеканала «Звезда», задержанных силовиками на Украине. Чуть ранее с похожим заявлением выступил МИД.
СБУ занимается подавлением инакомыслия и свободы слова – тем, чего нельзя представить в «свободной демократической» стране, к которым себя пытается причислять Украина
«Мы категорически осуждаем подобную практику украинских властей в отношении журналистов, которая в последнее время стала устойчивой тенденцией, особенно в том, что касается работы представителей российских СМИ», – говорится в заявлении, опубликованном на сайте МИДа.
В ведомстве Сергея Лаврова потребовали от Киева «предпринять незамедлительные меры по безусловному освобождению упомянутых граждан России и впредь руководствоваться принятыми в демократическом обществе принципами». МИД напомнил о том, что слова о приверженности этим принципам прозвучали с высокой трибуны буквально в этот же день – в инаугурационной речи Петра Порошенко.
К розыску и освобождению корреспондентов телеканала «Звезда» подключилось посольство России в Киеве, сообщили во внешнеполитическом ведомстве. МИД ожидает «также принципиальных оценок нетерпимой ситуации с российскими журналистами на Украине от соответствующих международных структур, прежде всего представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуньи Миятович». Как сообщил пресс-секретарь МИДа Олег Гришин, информация о произошедшем уже доведена до представителей ОБСЕ.
«Информация СБУ – наглая ложь»
Напомним, что о пропаже двух находящихся в командировке в Славянске сотрудников «Звезды» – оператора Андрея Сушенкова и звукоинженера Антона Малышева – стало известно в пятницу из сообщения самого телеканала.
Около 17.30 по местному времени Сушенков успел сообщить по телефону продюсеру «Звезды», что он и Антон были задержаны на посту Национальной гвардии у поселка Былбасовка, и передал, что у них отобрали все документы. После этого связь с журналистами оборвалась. По словам очевидца, захваченных российских граждан поставили на колени, на головы им надели мешки.
Позднее стало известно, что нацгвардейцы передали захваченных россиян в СБУ – этот факт на следующий день подтвердили и украинские силовики.
Судя по официальному заявлению Нацгвардии, российских журналистов подозревают «в совершении наблюдения и сборе информации за организацией службы на блокпосте». Кроме того, им вменяют в вину аккредитацию в «самопровозглашенной Донецкой народной республике». Однако, как поясняют в руководстве телеканала, Сушенков и Малышев не только находились на Украине совершенно легально, но и, более того, были аккредитованы на инаугурацию Порошенко.
Пленники «антитеррористического комитета»
«Наши журналисты ехали мимо блокпоста в направлении Славянска. Их там продержали два часа, выясняли очень долго, кто они, проверяли документы, звонили в Киев, спрашивали, официально ли они пересекли границу и так далее», – рассказывает президент медиахолдинга «Красная Звезда» Алексей Пиманов, которого цитирует сайт телеканала. Пиманов подчеркивает: «Я еще раз хочу официально заявить: та информация, которая сейчас исходит от СБУ – наглая ложь».
Как сообщают коллеги захваченных журналистов, россияне переданы так называемому антитеррористическому комитету СБУ. «На деле получается, что СБУ занимается подавлением любой формы инакомыслия и свободы слова, слежкой за своими гражданами – то есть тем, чего нельзя представить в «свободной демократической» стране, к которым себя пытается причислять Украина, – говорится в заявлении на сайте телеканала. – Только так можно объяснить абсурдные обвинения в наблюдении за блокпостом и сбором информации, выдвинутые в адрес задержанных журналистов телеканала «Звезда» Андрея Сушенкова и Антона Малышева. Сбор информации и объективная подача событий – прямая обязанность журналистов, но объективность – это как раз то, чего не нужно современным украинским властям».
Нацгвардия в роли цензора
Подобное отношение к представителям СМИ, особенно российских, вошло в практику после украинской «революции» и в особенности после начала карательной операции на Юго-Востоке.
Сравнительно недавно Нацгвардией под Краматорском по обвинению в «содействии терроризму» были захвачены репортеры LifeNews Олег Сидякин и Марат Сайченко. Их удалось освободить только спустя неделю благодаря вмешательству главы Чечни Рамзана Кадырова. За это время общественная кампания за освобождение журналистов LifeNews развернулась не только в России, но и на Украине.
Хэштег #SaveOurGuys («Спасите наших парней») попал в топ-10 российского Twitter, а на Украине занял первое место. Политики и артисты размещали на своих страницах фотографии с этим хэштегом.
За время политического кризиса на Украине киевские власти не менее 50 раз нарушали права журналистов, пострадали уже более 130 сотрудников СМИ из России и других стран, подчеркивают сотрудники телеканала «Звезда».
В последнее время участились случаи отказа российским журналистам во въезде на Украину. В пятницу украинский депутат Олег Ляшко выгнал из здания парламента Украины съемочную группу российского телеканала ВГТРК, обвинив ее в «российском шпионаже и во вранье». Российские власти неоднократно выражали возмущение по этому поводу, считая это ограничением свободы слова и требуя прекратить подобную практику.
30 мая представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович заявила, что на Востоке Украины главной проблемой остается безопасность журналистов, кроме того, продолжаются их задержания, им отказывают в доступе на территорию страны.
По примеру боевиков
Подчеркнем – захват журналистов, равно как и других невооруженных людей, оказавшихся в зоне боевых действий, давно стал одной из печальных примет жизни в «горячих точках», одной из которых стала современная Украина.
Достаточно вспомнить о многочисленных случаях похищения журналистов в Чечне 1990-х годов, в период между первой и второй кампаниями, когда после подписания Хасавюртовских соглашений в республике хозяйничали боевики. У всех на слуху была история похищения съемочной группы НТВ (спецкорреспондент Елена Масюк, оператор Илья Мордюков и звукооператор Дмитрий Ольчев), которым удалось вернуться в Москву через 101 день пребывания в плену. И этот случай, вновь отметим, был далеко не единственным.
Захват журналистов – «общемировая практика». Например, в марте 2004 года вся Франция обсуждала сообщение о том, что спецкор газеты «Фигаро» Жорж Мальбрюно и внештатный корреспондент международного французского радио Кристиан Шеню оказались пленниками террористической группировки «Исламская армия Ирака».
Ирак в годы американской «антитеррористической операции» пользовался славой одного из самых опасных мест в мире. Сейчас пальму первенства удерживает Сирия. В марте этого года стало известно об освобождении двух испанских журналистов – корреспондента газеты El Mundo Хавьера Эспинозы и фотографа Рикардо Гарсии, которых с сентября 2013 года удерживали в плену сирийские боевики из организации «Исламское государство* Ирака и Леванта». В апреле президент Франции Франсуа Олланд приветствовал журналистов Europe 1 Дидье Франсуа и Эдуарда Элиаса, фотографа Пьера Торреса и репортера Le Point Николя Энена, 10 месяцев находившихся в плену у сирийских боевиков.
Как нетрудно заметить, во всех этих случаях речь идет о захвате боевиками, «повстанцами», «партизанами», однако в случае с сотрудниками «Звезды» похожие действия совершили органы, претендующие на легальность, а именно – силовые структуры украинского государства.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ