30 минут до полного погружения
Это серьезное, большое судно, большой морозильный траулер, и просто так он затонуть не может
В понедельник у берегов Чукотки затонул южнокорейский траулер «Орион-501».
По данным представителя морской спасательной службы Росморречфлота, начальника морского координационно-спасательного подцентра в Петропавловске-Камчатском Артура Реца, пропали без вести 54 человека и один погиб, передает ТАСС.
Семерых удалось спасти. Всего на борту, по предварительным данным, было 62 человека.
«Информация о том, что судно «Орион-501» терпит бедствие, поступила в 17.30 по местному времени (8.30 по московскому). Спасены восемь человек, один из них (позднее) скончался от переохлаждения... Среди спасенных – один россиянин, а также граждане Индонезии, Филиппин и Южной Кореи. Погибший является иностранцем... 54 считаются пропавшими без вести», – сказал Рец.
Информацию о 54 пропавших без вести и семерых спасенных подтвердили и в экстренных службах Чукотки.
Экипаж затонувшего судна состоял в основном из граждан Южной Кореи, Индонезии и Филиппин, сообщили в свою очередь в южнокорейском министерстве рыболовства.
Ведомство подтвердило, что на борту судна также находился один российский инспектор. Всего, по данным министерства, которые приводит южнокорейское агентство Ренхап, на судне находились 60 человек: 11 южнокорейцев, 13 филиппинцев, 35 индонезийцев и один россиянин.
Южнокорейский МИД уже обратился к правительству России с просьбой ускорить работы по поиску и спасению членов экипажа.
Представитель Росморречфлота Артур Рец сообщил РИА «Новости», что в поисках пропавших людей задействовано три российских рыболовецких судна – «Каролина-77», «Залив» и «Забияка». Потом к операции подключилось еще одно судно. Помимо четырех больших задействованы еще несколько небольших рыболовецких катеров. Однако погодные условия в месте крушения судна сложные: ветер северный – 25–27 метров в секунду, высота волн – шесть метров, температура воздуха – плюс 2 градуса.
В морпорте Петропавловска-Камчатского добавили, что южнокорейский траулер затонул в международных водах, а именно – за пределами 12-мильной зоны, в «исключительной экономической зоне международных вод».
Что касается причин катастрофы, по мнению Артура Реца, при выборке трала в контур судна поступила вода, из-за чего оно и начало тонуть. От момента первого сигнала бедствия до полного погружения судна под воду прошло около 30 минут.
Согласно информации из открытых источников, судно «Орион-501» (или Oryong No. 501) было построено в 1964 году на верфях в японском городе Хакодате. Его длина составляет 85 метров, ширина – 18, дедвейт – 3988 тонн. В разные годы судно носило разные имена – Akebono Maru No.71 и Dai Ho No.707.
Экипаж – с бору по сосенке
Как рассказал газете ВЗГЛЯД морской эксперт Михаил Войтенко, затонуло судно, судя по всему, в результате опрокидывания: «Иначе трудно объяснить, почему погибло столько людей и так мало спаслось», – заметил он.
При этом опрокидывание не могло произойти из-за шторма и плохих погодных условий, уверен эксперт.
«Нет, это серьезное, большое судно, большой морозильный траулер, и просто так он затонуть не может. Скорее всего, остойчивость уже была нарушена в результате неправильной балансировки, то есть неправильного размещения топлива, балласта и груза. Это не тот рыбак, который ловит рыбу и тут же ее сдает. Это судно находится в море, оно обрабатывает эту рыбу и тут же складирует. Вот, видимо, в этом процессе остойчивость и была нарушена. И при выборке трала, которая стала последней каплей, возник серьезный крен, которого оказалось достаточно для опрокидывания», – пояснил Войтенко.
Также эксперт рассказал, что сигнал SOS, судя по всему, подать не успели, потому что все произошло слишком быстро. По его словам, это было «классическое опрокидывание». При этом аварийный радиобуй, кажется, все-таки сработал. И тем, кого удалось спасти, повезло, что рядом находились другие рыболовецкие суда. По словам Войтенко, такие суда обычно тонут за несколько минут.
«А само опрокидывание – это вообще секунды, – добавил он. – То есть оно тонуть-то может довольно долго, но когда оно уже легло на борт, люди начинают погибать. Можете себе представить: большинство людей находятся в помещениях. И вот вы сидите в небольшой комнате, которая внезапно разворачивается на 90 градусов, сверху на вас падают разные предметы, и тут же начинает поступать вода. Часть людей мгновенно оказывается под водой. И это самое страшное из того, что может произойти. С «Булгарией», например, было то же самое».
Также эксперт высказался о квалификации экипажа затонувшего судна. «Я сильно подозреваю, что экипаж был, как говорится, с бору по сосенке, неквалифицированный экипаж...» – сказал он.
При этом рыбная ловля, судя по всему, велась по всем правилам. Сообщается, что на судне присутствовал один россиянин – российский рыбный инспектор.
«Если он там был, значит, рыбалка была правомерной. Этот человек как раз и призван следить за тем, чтобы рыбаки ловили там, где надо, и сколько надо», – резюмировал он.
Напомним, крушения судов в районе Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии происходят довольно часто.
Так, в апреле этого года у берегов Южной Кореи затонул паром «Севол». На борту находились 475 пассажиров и членов экипажа. Среди них – 324 школьника, совершавших туристическую поездку вместе с 14 учителями. Тогда погибли около 300 человек. Около 400 человек проходили по уголовному делу, заведенному в связи с катастрофой.
В ноябре члены экипажа затонувшего парома «Севол» получили от 5 до 30 лет тюрьмы за халатность и неоказание помощи пассажирам.
Непосредственной причиной крушения называлась потеря устойчивости корабля вследствие частой смены курса.
Среди последних крупных катастроф на воде в азиатском регионе можно также вспомнить события ноября прошлого года, когда пассажирский паром Ko Larn Travel-1 с туристами на борту затонул недалеко от курортной Паттайи в Таиланде. В результате погибли семь человек, еще свыше 200 были спасены. Отмечалось, что капитан корабля управлял судном в состоянии наркотического опьянения.