Опасный груз
В качестве основных версий произошедшего следствием рассматриваются неблагоприятные погодные условия, ошибка пилотирования и нарушение условий транспортировки взрывчатых веществ
«В качестве основных версий произошедшего следствием рассматриваются неблагоприятные погодные условия, ошибка пилотирования и нарушение условий транспортировки взрывчатых веществ», – говорится на сайте Следственного комитета.
Работники СК устанавливают сейчас ответственных за хранение и транспортировку взрывчатки, используемой для борьбы с ледяными заторами на местных реках.
В рамках расследования уголовного дела, возбужденного по факту крушения Ми-8, следователи уже провели допросы и выемки документов. В частности, изъяли предполетную документацию в аэропортах Иркутска и Киренска, а также материалы, относящиеся к хранению и выдаче взрывчатки.
В МЧС не исключают, что взрывчатка могла сдетонировать на борту вертолета, передает ИТАР-ТАСС.
Воздушное судно перевозило около 2 тонн аммонита. Кроме того, незадолго до аварии вертолет совершил дозаправку и отправился в полет фактически с полным баком топлива.
Комментируя версию о взрыве Ми-8 в воздухе, исполняющий обязанности начальника ГУ МЧС по Иркутской области Валентин Нелюбов подчеркнул: «Это не исключается. Однако говорить о причинах происшествия мы сможем только после проведения официального расследования».
Нелюбов также опроверг появившуюся ранее в некоторых СМИ информацию о том, что взрыв на вертолете могли видеть с другого воздушного судна, задействованного на той же операции в Катангском районе. «Таких данных у нас нет», – сказал он.
Однако, по его словам, на момент аварии «в том районе действительно летали три вертолета».
По данным РИА «Новости», очевидцы видели вспышку в момент крушения Ми-8. Об этом журналистам сообщил начальник аварийно-спасательной службы Иркутской области Сергей Александров.
«Сначала вспышку истолковали как взрывные работы на льду реки, однако потом стало ясно, что она была в стороне», – сказал он.
Александров уточнил, что пока неизвестно, взорвался вертолет в воздухе или на земле. По его словам, обломки вертолета разбросаны в радиусе 100 метров. При этом особо крупных фрагментов нет. Он добавил, что обломки вертолета обнаружены на протоке Нижней Тунгуски.
ИТАР-ТАСС также приводит слова близкого к следствию источника, который нашел еще одно подтверждение версии о детонации взрывчатки.
Когда Ми-8 выполнял противопаводковые работы, его экипаж выходил на связь с другим вертолетом, в это время также находившимся в воздухе.
«По словам вертолетчиков, во время последнего сеанса связи они услышали хлопок, напоминающий взрыв, шум и связь после этого пропала, а вдалеке они заметили черный дым. Хлопок был похож на звук от подрывных работ по ликвидации затора за тем лишь исключением, что он был всего один, в то время как при подрыве льда их должно быть несколько», – сказал источник.
Спасательная операция
На месте крушения воздушного судна уже активно работают спасатели.
«40 спасателей МЧС России добрались до упавшего вертолета и приступили к работам непосредственно на месте его падения», – сообщил во вторник ИТАР-ТАСС начальник управления информации МЧС Олег Воронов.
До обломков им пришлось добираться пешком, потому что ЧП случилось в труднодоступной таежной местности.
Воронов также сказал, что тела людей, летевших на Ми-8, пока не найдены.
Перед этим «Интерфакс» со ссылкой на неназванный источник сообщал об обнаружении с воздуха останков погибших.
Первая группа спасателей, достигших вертолета, состояла из 14 человек, сообщил в свою очередь и. о. начальника ГУ МЧС по региону Валентин Нелюбов. «Они обнаружили фрагменты шасси, обшивки фюзеляжа, лопастей», – рассказал он.
Отвечая на вопрос о вероятных жертвах аварии, Нелюбов подчеркнул, что «пока такой информации нет». Но шансов найти кого-то живыми, по его словам, остается все меньше.
Правда, есть вероятность, что специалисты по борьбе с паводками, которые летели на Ми-8, успели высадиться на лед еще до катастрофы: «Слухи такие есть, они имеют почву, хотя и остаются пока слухами. Но мы такую информацию не исключаем», – сказал он.
Специалист отметил, что на обследование района ЧП и поиск выживших людей может уйти несколько дней.
В скором времени на место крушения прилетит оперативно-следственная бригада, а также комиссия МАК. «Предстоит собрать все обломки. Будет взрывотехническая экспертиза», – приводит слова Нелюбова РИА «Новости».
Председатель комиссии МАК Виктор Самсонов уже прибыл в Иркутск, а затем отправился в Киренск, откуда его доставят уже к месту аварии.
Отвечая на вопросы журналистов о техническом состоянии вертолета, он отметил, что у МАК есть такие данные, однако озвучивать их сейчас некорректно.
В ГУ МЧС по Иркутской области сообщили, что фрагменты Ми-8 найдены на льду Нижней Тунгуски, в 2 км от населенного пункта Мога. Он упал в очень труднодоступном месте.
Для проведения поисково-спасательных работ в Иркутск прибыли спасатели отряда МЧС «Центроспас» и психологи, всего 46 человек. Последние работают с родственниками людей, которые находились на борту Ми-8.
Сейчас вертолетами в район крушения перебрасываются дополнительные силы спасателей. Сюда же во вторник прибудет оперативно-следственная группа и кинологический расчет МВД. Пока к работам привлечены 248 человек и 36 единиц техники.
Для поисково-спасательных работ планируется также задействовать лодки с катером на воздушной подушке.
Лагерь спасателей располагается в населенном пункте Юрьево в 5 км от места крушения. Туда же вертолетом Ми-26 уже доставлено судно на воздушной подушке.
Опытные летчики
О том, что вертолет, участвовавший в мониторинге паводковой обстановки в Катангском районе Иркутской области, не вышел на связь, стало известно в понедельник.
Позже обломки Ми-8 были обнаружены в 7 км от населенного пункта Преображенка.
На борту вертолета было девять человек (по другим данным – десять), в том числе врио руководителя областного главка МЧС полковник Станислав Омельянчик.
Известно, что вертолет перевозил на борту две тонны взрывчатки, предназначенные для подрыва ледяных заторов на реке. Возможно, это обстоятельство и стало причиной катастрофы.
Незадолго до аварии спасатели, летевшие на вертолете, все же успели подорвать ледовый затор, ставший причиной паводка, из-за которого пострадали более 120 домов.
А генеральный директор авиакомпании «Ангара», владеющей воздушным судном, Анатолий Юртаев сообщил, что экипаж Ми-8 был одним из самых опытных в регионе: «Они прекрасно работали в сложных условиях на севере, все имели больше 10 тыс. часов налета. Прекрасный экипаж», – сказал он.
Юртаев сообщил также, что вертолет был оснащен черным ящиком. Но пока о его обнаружении не сообщалось.