Руководство колонии строгого режима № 6 под Копейском (Челябинская область), где в субботу днем заключенные устроили бунт и вышли в коридор жилой зоны, практически сутки не может стабилизировать обстановку. Об этом в воскресенье сообщил руководитель пресс-службы ГУ ФСИН России по региону Иван Мишанин.
Требование у них одно – вывести из штрафного изолятора злостного нарушителя режима, что незаконно
«Ситуация такая же, что и вчера. Порядка 250 заключенных проводят, как они сами называют, акцию протеста. Они находятся в коридоре, сменяя друг друга, кто-то уходит, другие остаются, иногда кто-то крикнет, кто-то свистнет. Требование у них одно – вывести из штрафного изолятора злостного нарушителя режима, что незаконно», – сказал Мишанин «Интерфаксу».
Мишанин подчеркнул, что никаких погромов нет, сотрудники колонии не применяют к бунтовщикам спецсредств. В свою очередь, арестанты также не совершают преступных действий. Обстановка в колонии относительно спокойная.
Эту информацию подтвердил агентству уполномоченный по правам человека в регионе Алексей Севастьянов. «Заключенные приходят в коридор, сменяя друг друга. Подходишь к ним, там человек 200, а разговаривают три, остальным уже и стоять неохота, а как уйти – вопрос, там же свои порядки, своя иерархия», – сказал омбудсмен. Он добавил, что по ряду претензий бунтовщиков, в частности, вымогательства и избиения, надо проводить тщательные проверки.
Позже в воскресенье в Следственном комитете сообщили о начале доследственной проверки в Челябинской области по факту неповиновения заключенных. «По предварительной информации, заключенные выдвигают необоснованные требования об ослаблении режима. В настоящее время проводятся мероприятия по установлению порядка на территории исправительной колонии», - отметили в СК.
По данным ГУ ФСИН по области, бунт начался в субботу утром, когда 250 заключенных незаконно потребовали послабления режима, в частности, освобождения нескольких осужденных из штрафного изолятора, водворенных туда за нарушения правил внутреннего распорядка. Заключенные вышли на режимный коридор жилой зоны тюрьмы. «Каких-либо иных требований осужденные не выдвигали, негативных проявлений с их стороны не было», – уточнили в ГУ ФСИН.
Как сообщили в Уральском демократическом фонде, во время бунта несколько десятков зэков ходили по крышам и кричали о помощи, стояли на трубах промзоны. Они развернули плакаты, написанные красным на белом фоне: «Помогите, люди!». В прессе высказывались версии, что плакаты написаны кровью. В фонде добавили, что члены общественной наблюдательной комиссии по Челябинской области регулярно выезжали в ИК-6 из-за жалоб заключенных на избиения, вымогательства и другие нарушения прав человека.
В колонию сразу прибыли начальник ГУ ФСИН РФ по Челябинской области Владимир Турбанов и челябинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Александр Яковлев для начала служебной проверки и выявления всех обстоятельств произошедшего.
Одновременно на прилегающей к колонии территории собрались родственники осужденных – около 300 человек. Для поддержания порядка и профилактики правонарушений на место происшествия также прибыли руководство ГУ МВД России по Челябинской области и дополнительные наряды ППС и ОМОН.
«Спустя несколько часов большая часть родственников осужденных покинули прилегающую к колонии территорию. Оставшиеся на месте молодые люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, пытались нарушить общественный порядок, громко выражались нецензурной бранью. В итоге 26 человек были задержаны сотрудниками полиции и доставлены в ОМВД по г. Копейску и УМВД по г. Челябинску для составления административных протоколов. В настоящее время ситуация около колонии находится под контролем сотрудников ГУ МВД и ГУФСИН России по Челябинской области», – сообщала в субботу пресс-служба ГУ МВД по области.
Однако, как говорила координатор портала Gulagu.net в Челябинской области Оксана Труфанова, ОМОН применял силу к собравшимся. «Люди стояли, молчали, ОМОН пошел стеной», – отметила Труфанова. По ее словам, от ОМОНа досталось и родственникам, и случайным прохожим, и ей. «Я сейчас в травмпункте», – добавила правозащитница.
Свидетельства очевидцев и пострадавших приводит РИА «Новости». «Проезжали мимо, остановились. Все, они подбежали и накинулись на машину, давай стекла бить», – рассказал один из пострадавших, уточнив, что накинулись омоновцы, которые «бьют всех подряд вообще».
Однако омбудсмен Севастьянов уточнил, что никаких противоправных действий в отношении самих заключенных не проводилось. «На сегодняшнюю минуту не было никаких спецопераций или применения спецсредств. Никого не бьют, никто не дерется», – сказал Севастьянов.
Он сообщил, что рядом с колонией находятся родственники и «непонятные подвыпившие люди». Также в колонии находятся ОМОН, прокурорские работники, сотрудники ФСБ. «Заключенные выдвигают самые разные требования, кому-то медицинское обслуживание не нравится, у всех свои требования. Руководство колонии просит их разойтись по камерам, с полудня не могут убедить», – добавил уполномоченный по правам человека.