В последний день работы авиасалона МАКС-2011 в подмосковном Жуковском новейший российский истребитель пятого поколения Т-50 ( ПАК ФА), который будет передан на вооружение ВВС России, по техническим причинам прекратил демонстрационный взлет с аэродрома.
В процессе разбега возникли отклонения в работе автоматики правого двигателя
При разбеге на взлет из правого двигателя самолета произошел необычайно мощный выброс пламени. После этого машина начала торможение и остановилась, выпустив тормозной парашют.
«При подготовке к демонстрационному полету после страгивания в процессе разбега возникли отклонения в работе автоматики правого двигателя. Летчик-испытатель Сергей Богдан на скорости около 100 километров в час принял решение прекратить взлет», – цитирует РИА «Новости» анонимного представителя Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
При внешнем осмотре каких-либо повреждений самолета и двигателя выявлено не было. В настоящее время устанавливаются более точные причины происшествия.
Источник газеты «Коммерсант» в авиационной отрасли отмечает четкие действия летчика-испытателя Сергея Богдана. «Если бы самолет успел взлететь с подобного рода неполадкой, а она дала бы знать о себе сразу после этого, последствия были бы куда серьезнее. Приняв решение об экстренном торможении, Сергей Богдан сделал все правильно и согласно инструкции», – говорит эксперт.
Газета также отмечает, что на Т-50 в настоящее время стоят так называемые двигатели «первого этапа» АЛ-41Ф1 (изделие 117С). Этот агрегат используется на самолетах Су-35 и способен поддерживать сверхзвуковую скорость полета без применения форсажа, что является одним из требований к истребителю пятого поколения. По данным издания, инцидент с Т-50 на МАКСе связан с утерей контроля над подачей топлива в двигатель.
Вместе с тем штатный двигатель для Т-50 (известный как «изделие 129») в настоящее время все еще находится в разработке.
Новостные агентства подчеркивают, что под названием Т-50 сейчас демонстрируется достаточно сырой прототип будущего истребителя, в создании которого применяется ряд не совсем отработанных в российском авиапроме технологий.
Между тем РИА «Новости» отмечает, что МАКС-2011 еще четче выявил тенденцию противостояния руководителей предприятий оборонной промышленности с чиновниками Минобороны, которые продолжают споры о ценах на поступающие на вооружение российской армии военную технику и оружие.
Обозреватель агентства подчеркивает тот факт, что на авиасалоне не состоялось подписание контрактов на поставку 60 учебно-боевых самолетов Як-130 и 24 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. Ожидаемая суммарная стоимость этих контрактов могла составить 3 млрд долларов США.
Впрочем, эксперты надеются, что ВПК и военные вскоре придут к консенсусу. «В действиях Министерства обороны наблюдается чисто бухгалтерский подход, можно сказать – подход мытаря. Задача поставлена так: снизить цену контракта. Отсюда и эта ситуация», – поясняет директор Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Между тем организаторы авиасалона МАКС-2011 отчитались об успехах. По их данным, общая сумма заключенных здесь контрактов и сделок превысила 10 млрд долларов, что выше показателей авиасалона 2009 года.
Кроме того, побит рекорд прошлых лет и по представительности: в МАКС-2011 приняли участие 842 компании из 40 стран мира. Вниманию специалистов и любителей на аэродроме Летно-исследовательского института имени Громова представлен 241 летательный аппарат, 91 из которых принял участие в программе демонстрационных полетов.