«Появились опасения, что график, согласно которому лодка должна быть сдана индийским ВМС в июле, может быть перенесен на более поздний срок», – приводит «Интерфакс» слова источника в Главном штабе ВМФ.
Представители промышленности пеняют на экипаж, однако командование ВМФ с этой позицией не согласно
Причины такого переноса он объяснил «рядом не до конца отработанных задач».
В частности, недавно на лодке снова произошел сбой в работе системы автоматики. «Представители промышленности пеняют на экипаж, однако командование ВМФ с этой позицией не согласно и требует надежной отладки всех систем», – заявил представитель штаба. Сейчас, по его словам, решается вопрос с промышленностью по окончательной доводке систем автоматики корабля.
Что касается окончательных сроков передачи лодки в Индию, они пока не определены и будут зависеть от ряда условий. «Если запланированный на начало апреля выход в море с индийским экипажем пройдет успешно, то официальная передача «Нерпы» состоится в День ВМФ России (31 июля), – пояснил источник. – Если снова возникнут проблемы, то индийским подводникам придется вернуться домой как минимум на три месяца, и тогда сроки передачи будут сдвинуты до конца года».
Отметим, что это не первые неполадки, найденные на подлодке. После вхождения АПЛ «Нерпа» в состав ВМФ России (в декабре 2009-го) в феврале 2010 года сообщалось о проведении дополнительной проверки с целью устранения замечаний, выявленных специалистами в ходе проведенных государственных испытаний.
Тогда же источник в российском военном ведомстве сообщал, что после устранения неполадок лодка отправится в Индию, и произойдет это буквально через несколько месяцев: «Передача Индии в аренду на 10 лет атомной подлодки «Нерпа», которая в декабре прошлого года после завершения успешных испытаний включена в состав ВМФ России, состоится летом – осенью этого года», – говорит он, имея в виду лето – осень 2010 года. С тех пор сроки передачи лодки неоднократно сдвигались.
Ранее индийские СМИ писали, что стоимость лизингового контракта составляет 650 млн долларов. Россия должна передать АПЛ «Нерпа» ВМС Индии на 10 лет.
Атомная подводная лодка «Нерпа» (К-152, проект 971, класс «Щука-Б», по классификации НАТО – «Акула») относится к подлодкам третьего поколения. Водоизмещение АПЛ «Нерпа» составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость – 30 узлов, максимальная глубина погружения – 600 метров, автономность – 100 суток, экипаж – 73 человека, вооружение – по четыре торпедных аппарата калибра 533 и 650 миллиметров. Она была заложена в 1991 году на Амурском судостроительном заводе. Из-за перебоев с финансированием строительство велось с большими перерывами.
«Нерпа» должна была поступить на вооружение ВМС Индии еще в 2008 году под наименованием «Чакра», но ее испытания с самого начала проходили с большими трудностями. Первый выход в море вообще завершился трагедией. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, страшная авария на «Нерпе» произошла во время ходовых испытаний в Японском море. В ночь на 9 ноября 2008 года на АПЛ внезапно сработала система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), в результате чего произошел выброс фреона. Это вещество вытесняет кислород и быстро гасит пламя. Два передних отсека оказались автоматически загерметизированы, и люди, находившиеся в них (три члена экипажа и 17 гражданских лиц), задохнулись. Еще 21 человек был госпитализирован с отравлением.
Спустя 10 дней после ЧП на атомной подлодке «Нерпа» стало известно, что количество пострадавших в результате аварии увеличилось вдвое. За помощью к медикам обратились более 40 человек. Всего на «Нерпе» во время первых испытаний находились 208 человек.
Как поясняют специалисты, подводники почувствовали недомогание не сразу: отравление фреоном в небольших дозах в некоторых случаях ведет к ухудшению самочувствия только через несколько дней после попадания газа в организм.
12 ноября 2008 года Военная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении Дмитрия Гробова, который, по версии следствия, несанкционированно привел в действие систему пожаротушения на АПЛ. Следователи заключили, что подозреваемый безо всякого на то основания запустил систему пожаротушения подводной лодки.
«В связи с этим в отношении подозреваемого возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам»)», – заявил официальный представитель СКП Владимир Маркин. По его словам, подозреваемый уже дал признательные показания.
Подозреваемый свою вину признал, однако сослуживцы Гробова высказывали опасения, что он сделал это под давлением.
В начале прошлого года в деле появились двое новых высокопоставленных обвиняемых. После длительного выяснения обстоятельств случившегося подозрения в причастности к ЧП пали на командира субмарины Дмитрия Лаврентьева и бывшего командира бригады, в которую входила лодка, Сергея Захарченко. Двум капитанам вменяется в вину плохая подготовка подчиненных.