Следственный комитет (СК) РФ в четверг сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении двух милиционеров, по данным следствия, вымогавших 500 тыс. долларов у предпринимателя.
Ширшиков и Новиков заведомо знали, что они никак не могут повлиять на ход и результаты расследования
Сотрудникам 5-го отдела ОРБ (оперативно-розыскное бюро) № 7 МВД РФ старшему оперуполномоченному по особо важным делам Алексею Ширшикову и старшему оперуполномоченному Михаилу Новикову инкриминируется ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ («Покушение на мошенничество в особо крупном размере»). Уголовное дело находится в производстве главного следственного управления СК РФ.
«По данным следствия, Ширшиков и Новиков в период с 25 декабря 2010 года по 27 января 2011 года в ходе неоднократных встреч с предпринимателем сообщали ему ложные сведения о планируемом привлечении его к уголовной ответственности по уголовному делу, находящемуся в производстве главного следственного управления при ГУВД по городу Москве. При этом они обещали предпринимателю за вознаграждение в размере 500 тыс. долларов обеспечить непривлечение его к уголовной ответственности. Стоит отметить, что Ширшиков и Новиков заведомо знали, что они никак не могут повлиять на ход и результаты расследования данного уголовного дела, а деньгами предполагали распорядиться по своему усмотрению», – говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
В среду Ширшиков и Новиков были задержаны с поличным при получении первой части денег в размере 200 тыс. долларов.
«В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств преступления, а также установление иных лиц, причастных к его совершению. Также решается вопрос об избрании в отношении Ширшикова и Новикова меры пресечения. Расследование уголовного дела продолжается», – сообщили в Следственном комитете.
Отметим, случаи, когда сотрудники милиции угрожают гражданам уголовным преследованием и требуют денег за то, чтобы дело не было возбуждено, нередки. Сумма мзды, как правило, зависит от обстоятельств и должностей «оборотней в погонах». Так, летом прошлого года главный участковый ОВД Войковского района Москвы Сергей Тарасов задержал в магазине женщину, попавшуюся на краже косметики. По закону он должен был составить протокол об административном правонарушении. Но Тарасов заявил задержанной, что ее будут привлекать к уголовной ответственности, и предложил решить вопрос за 20 тыс. рублей. Получив взятку, участковый потребовал еще 50 тыс. Женщина обратилась в службу собственной безопасности. При передаче денег Тарасова попытались задержать, но он проявил мгновенную реакцию – сбил на своей машине одного из оперативников и скрылся.
По данным председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, в последнее время все больше становится дел, когда коррумпированные чиновники просили взятку за то, что они не собирались выполнять.
«Есть стандартная схема, – объяснил он газете ВЗГЛЯД. – Собирается компромат – а на любой бизнес могут продать компромат. Дальше приходят и говорят: «Либо мы будем возбуждать дело, либо давайте бабки». Система существует довольно давно и приносит многие миллиарды. Почему в делах фигурируют такие суммы – 500 тыс., миллион? Это стандартные ставки для Москвы, в регионах чуть ниже».
Самым резонансным за последнее время делом о вымогательстве стало дело директора Бюро по координации борьбы с организованной преступностью на территории государств СНГ генерал-лейтенанта милиции Александра Бокова. Чиновников силовых структур такого ранга не задерживали уже несколько лет. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, генерал Боков, задержанный 19 января, обвиняется по ч. 4 ст. 159 («Мошенничество в особо крупных размерах») УК РФ.
По данным следствия, в 2005 году Боков вместе со своими знакомыми: директором Международного фонда развития казачества Михаилом Креймером и директором ООО «Стройбетон» Сергеем Степановым – убедил одного из предпринимателей, что может посодействовать в приобретении контрольного пакета акций одного из транспортных предприятий за скромное вознаграждение в 46 млн долларов США. Генерал получил деньги, а предприниматель не получил акции и после попыток добиться внятного объяснения обратился в правоохранительные органы.
В то же время сам главный фигурант дела заявляет, что стал жертвой оговора человека, которого считал своим другом.