Экономика

24 апреля 2025, 08:50

Россия стала уникальной авиационной державой

Фото: Нина Падалко/РИА Новости

Впервые совершил полет полностью отечественный самолет SJ-100 с российскими двигателями ПД-8. Это не только беспрецедентные сроки импортозамещения самолета. Это еще и уникальное событие мирового масштаба. Ни одна страна в мире не создавала сама без кооперации полностью отечественный самолет с собственными двигателями. России это удалось на зависть и Boeing, и Airbus, и Китаю.

Россия впервые испытала в небе полностью отечественный самолет SJ-100 вместе с российскими двигателями ПД-8. До этого отдельно были совершены полеты отечественного самолета, но с иностранным двигателем, и самолета с иностранными комплектующими, но уже с нашим двигателем ПД-8. Теперь наш самолет и наш двигатель соединили. И в таком облике он совершил свой первый испытательный полет в Комсомольске-на-Амуре. Полет занял около 40 минут, лайнер набирал высоту до 3000 метров и развивал скорость до 500 километров в час.

В ходе испытаний подтвердили стабильную работу всех отечественных систем, включая замену порядка 40 импортных агрегатов на российские аналоги, среди которых ключевым компонентом стали двигатели ПД-8. Самолет показал хорошую управляемость и устойчивость в полете. Серийное производство планируется запустить в начале 2026 года.

Проект SSJ-100 возник к России в начале нулевых как региональный ближнемагистральный самолет. В 2001 году власти запустили госпрограмму для поддержки одного авиационного проекта, который был выбран на конкурсе. Победил проект SSJ-100. Его позиционировали как самолет на замену Ту-134.

«Ни Boeing, ни Airbus не производят самолеты такого класса. Они выпускают среднемагистральные и дальнемагистральные самолеты, а нам нужна была ближнемагистральная машина с хорошей скоростью и приличной дальностью, но небольшой вместимостью, так как страна большая и много регионов с невысокой плотностью населения. Один Boeing по вместимости – это как два наших SSJ-100», – говорит глава отраслевого портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

СССР был мировой авиационной державой, которая производила собственные самолеты и ни от кого в этой сфере не зависела. Однако после распада Советского Союза ситуация круто изменилась. Авиастроительная промышленность, по сути, развалилась вслед за страной. Многие предприятия отрасли остались за пределами России. В кризисные 1990-е годы не было ни денег, ни времени на восстановление промышленности. Как только в стране появились нефтяные деньги, Россия взялась за разработку самолета SSJ-100 с целью вернуться в мировой авиационный клуб.

«На рубеже 2000-х годов гражданская авиация России имела сильный научно-конструкторский задел, но нуждалась в обновлении оборудования, систем подготовки кадров и доступе к рынку», – говорит Дмитрий Евдокимов, научный сотрудник лаборатории количественного анализа экономических эффектов Института Гайдара. –

«SSJ-100 стал первым крупным гражданским проектом постсоветской эпохи, который дал импульс для возрождения машиностроения, аэродинамических расчетов, системного инжиниринга и поставил задачу вернуть России статус технологического игрока на мировом рынке».

«К тому моменту мы уже больше десяти лет не выпускали новые самолеты. За это время мировое авиастроение технологически – материалы, двигатели, авионика – ушло вперед, и мы сильно отстали от лидеров мирового авиапрома. Было понимание, что создать такой самолет в одиночку, как это было в Советском Союзе, будет сложно, результат не будет гарантирован, и неизвестно, как долго мы это будем делать. К тому же в мире никто в одиночку самолеты уже не делал. Поэтому было принято решение создавать самолет в международной кооперации: мы проектируем самолет, а комплектующие берем у ведущих западных производителей», – напомнил Гусаров.

«Проект SSJ-100 сначала задумывался как продукт, объединяющий Россию с технологическими лидерами отрасли, в котором российские компетенции в аэродинамике и конструкции сочетаются с лучшими мировыми разработками – от двигателей до авионики», – добавляет Евдокимов. – «Это позволило существенно ускорить вывод продукта на рынок и обеспечить соответствие международным нормам и ожиданиям авиакомпаний. Такой подход разделяют и крупнейшие иностранные авиастроители – производство компонентов для Boeing и Airbus рассредоточено по всему миру».

«Аэрофлот» подписал контракт на покупку SSJ-100 в 2005 году, а уже в 2011 году самолеты стали поступать в авиакомпанию для коммерческой эксплуатации. России удалось в кратчайшие сроки создать современный самолет с нуля. Параллельно с этим Россия осваивала новейшие технологии в индустрии.

«Благодаря реализации этого проекта мы освоили новые материалы и технологии. В частности новые технологии проектирования. Это был наш первый цифровой самолет.

Нам удалось освоить новые принципы производства самолета без ручного труда с помощью цифровых чертежей на автоматических пятикоординатных станках. Мы обучили новые кадры, которые могут работать на этих станках. Для цифрового проектирования тоже нужно было подготовить инженеров, которые умели бы пользоваться современными программами. Мы освоили комплектацию самолета современным оборудованием и много еще чего. Совместно с французами мы сделали двигатель и освоили его производство в Рыбинске», – говорит Гусаров. – «У французов была готова половина двигателя, так называемая горячая часть, а мы сделали вторую, так называемую холодную часть двигателя.

Россия проделала гигантский объем работы за очень короткий срок. SSJ-100 послужил хорошей учебной партой и для наших конструкторов, и для нашей промышленности. Россия не просто взяла и сделала новый самолет, она создала промышленность XXI века».

Без глубокой международной кооперации тогда добиться всего этого за столь короткий срок было просто невозможно. Опыт проекта SSJ-100 очень сильно помог потом России приступить к созданию более крупного самолета МС-21. Это уже самый массовый класс воздушных лайнеров.

К необходимости импортозамещать комплектующие для SSJ-100 Россия пришла еще раньше, чем были введены жесткие отраслевые санкции в 2022 году. Уже на этапе эксплуатации первого российского самолета после СССР стало понятно, что западное не всегда является знаком качества.

«Для России стало откровением, что не все импортные комплектующие такие уж качественные и надежные, как представлялось.

Более того, зарубежные партнеры не всегда были мотивированы улучшать и помогать нам развивать наш проект. Напротив, они зачастую демонстрировали свое равнодушие. Более того, западные поставщики завышали цены на свою продукцию: все запчасти для нас были дороже, чем для Boeing и Airbus. Возможно, зарубежные партнеры испугались, что у нас получилось, и стали, по сути, саботировать этот проект», – рассуждает Гусаров. Именно поэтому уже в 2018 году Россия решила приступить к частичному импортозамещению компонентов, в том числе к созданию собственного двигателя для SSJ-100.

«С двигателем для SSJ-100 тогда были проблемы по ресурсу, он слишком быстро выходил из строя и очень долго ремонтировался. Но французские партнеры не хотели что-то делать и развивать двигатель», – замечает эксперт. А с 2022 года, когда против нашей авиапромышленности были введены жесткие санкции, стало понятно, что SSJ-100 надо импортозамещать не частично, а полностью. И России удалось сделать собственные компоненты взамен западным, в том числе двигатель ПД-8.

«Наши авиаторы, на самом деле, перебрали и модернизировали всю конструкцию самолета, а не только его начинку. Плюс создали собственный двигатель. Учитывая, что проект стартовал в 2019 году, мы всего за шесть лет создали почти полностью готовый отечественный самолет. Это беспрецедентные сроки по мировым меркам. И это уникальная ситуация, когда все полностью производится в одной стране. Такого в мире больше нигде нет», – говорит Гусаров.

Потребность российского рынка в такого типа самолетах в последние годы растет. В 2024 году «Суперджетами» было перевезено порядка 10 млн пассажиров, что составляет 11% от всего пассажиропотока. По словам Гусарова, SSJ-100 стали особенно востребованы в период пандемии, и спрос на них растет благодаря развитию прямых перевозок между регионами.

«Размерность в 85-100 кресел сегодня считается оптимальной для работы на маршрутах малой и средней плотности, особенно с учетом трансформации маршрутной сети и роста операционных затрат.

Это глобальный тренд: на рынке усилилась роль региональных и ближнемагистральных самолетов, обеспечивающих более гибкую эксплуатацию при умеренных затратах.

Россия встраивается в эту логику, предлагая собственный продукт, основанный на внутренней производственной базе», – говорит Евдокимов.

«У нас около 150 таких самолетов находится уже в эксплуатации. Я думаю, что наш рынок может поглотить еще столько. Это может занять 5-7 лет, после чего можно выходить на экспортные дружественные рынки. Плюс надо решать вопрос с заменой двигателя на "Суперджетах", которые уже летают. На испытаниях уже отработаны технологии установки этого двигателя на те машины, которые сейчас летают», – заключает Гусаров.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

По всей Украине прогремели мощные взрывы
Темы дня

Россия получила признание за границей как авиационная держава

Впервые в постсоветской истории иностранная страна может начать собирать российские самолеты на своей территории. Такой план вынашивает Индия, с которой у России давние тесные связи в сфере боевой авиации и ракетостроения. Теперь Дели признал наши компетенции и в гражданской авиации. Индия хочет собирать самолеты Superjet и Ил-114. Причем как для своего огромного рынка, так и для дальнейшего экспорта. Чем этот проект выгоден каждой из сторон?

Дружба России и Индии вновь выдержала натиск Запада

Индия и Россия показали Западу преимущество взаимного уважения перед односторонним диктатом: в Нью-Дели завершился двухдневный визит Владимира Путина, в ходе которого он встретился с премьером страны Нарендрой Моди. Итогом саммита стало большое количество документов, затрагивающих сотрудничество как в энергетике, так и в сфере ВПК. Как прошедший визит отразится на будущих контактах России и Индии?

Опубликовано вегетарианское меню на приеме в честь Путина в Индии

Долина пообещала в полном объеме вернуть деньги за спорную квартиру

Экс-жена Иванова рассказала, как отговаривала его работать в Минобороны

Новости

В Госдуме рассказали о правилах оформления повышенной пенсии в 2026 году

Пенсионеры до 31 декабря 2025 года могут подать заявление о доплате к пенсии по старости, если в семье есть нетрудоспособные иждивенцы, рассказал зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Каплан Панеш.

Встреча ЕК по российским активам завершилась без итогового соглашения

В Брюсселе не удалось достигнуть договоренности по вопросу использования активов России для поддержки Украины, обсуждение переносится.

G7 и ЕС намерены запретить России перевозить нефть по морю

G7 и Евросоюз обсуждают идею заменить существующий потолок цен на российскую нефть полным запретом на перевозку нефтепродуктов морским транспортом, пишет агентство Reuters

Минцифры сообщило о постепенном отказе от смс-входа на «Госуслуги»

Министерство цифрового развития объявило о решении постепенно прекращать использование смс-кодов для подтверждения входа на портал «Госуслуги» с мобильных устройств.

В Индии оскорбились выходкой Запада из-за визита Путина

Власти Индии негативно отреагировали на попытку послов Британии, Германии и Франции вмешаться в контекст визита российского лидера в страну, пишет немецкое издание Spiegel.

Эксперт Лукьянов заявил об изменении подхода США к расширению НАТО

Вашингтон в новой доктрине национальной безопасности придерживается абсолютно нового подхода в отношении НАТО, заявил директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов.

Всемирный банк назвал должников России

За 2024 год внешние долги других государств перед Россией выросли на 2,6 млрд долларов и достигли 33,1 млрд.

Кадыров призвал украинский народ выступить против войны с Россией

В своем обращении Рамзан Кадыров после атаки беспилотника на Грозный предложил жителям Украины объединиться против боевых действий с Россией.

Медведев предложил США отправить подлодки к берегам Франции

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев саркастически отреагировал на критику со стороны французского президента Эммануэля Макрона в адрес США, прозвучавшую во время телеконференции европейских лидеров.

Ушаков назвал возможного автора мирного плана по Украине

Основные положения возможного мирного плана по урегулированию конфликта на Украине может создать именно предприниматель Джаред Кушнер, сообщил помощник президента России Юрий Ушаков.

Каллас признала справедливость критики США в адрес Евросоюза

Глава дипломатии ЕС Кая Каллас согласилась с отдельными замечаниями новой американской доктрины национальной безопасности по поводу роли Европы в собственной обороне.

Вашингтон обсудил с Киевом план восстановления Украины после конфликта

Власти США и Украины рассмотрели будущее развитие и экономические инициативы страны в рамках подготовки к послевоенной реконструкции.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов