Экономика

6 декабря 2025, 09:30

Россия получила признание за границей как авиационная держава

Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Впервые в постсоветской истории иностранная страна может начать собирать российские самолеты на своей территории. Такой план вынашивает Индия, с которой у России давние тесные связи в сфере боевой авиации и ракетостроения. Теперь Дели признал наши компетенции и в гражданской авиации. Индия хочет собирать самолеты Superjet и Ил-114. Причем как для своего огромного рынка, так и для дальнейшего экспорта. Чем этот проект выгоден каждой из сторон?

Россия и Индия хотят вместе производить самолеты Superjet и Ил-114. Ростех заявил, что впервые начал обсуждать эту тему с Индией. Причем, по словам главы Ростеха Сергея Чемезова, корпорация впервые участвует в переговорах, касающихся гражданской авиации.

Стороны уже подтвердили свои договоренности на бумаге. Был подписан меморандум между индийской авиастроительной компанией HAL и российской Объединенной авиастроительной корпорацией о совместном производстве этих самолетов.

Проект выглядит взаимовыгодным для обеих сторон. Зачем это Индии? «Индия, как и соседний Китай, с которым она конкурирует, хочет развивать собственные высокотехнологичные производства. У нас уже есть совместные проекты с Индией по производству боевой авиации, например, на индийской территории собираются Су-30 по нашей лицензии. Есть совместные проекты в ракетостроении, теперь Индия хочет сделать следующий шаг и начать развивать у себя гражданское авиастроение», – говорит глава «Авиа.ру» Роман Гусаров.

«HAL и индийские чиновники открыто говорят о задаче восстановить компетенции в гражданском самолетостроении после долгого перерыва, и СП с Россией как раз дает доступ к современным конструкторским школам, технологиям композитов, авионики, сертификации. Прямые поставки готовых машин не создают ни рабочих мест, ни инженерной школы внутри страны, а локализованное производство и участие индийских инженеров в адаптации и доработке платформы решают эту задачу. Кроме того, такое СП полностью соответствует политике Моди Atmanirbhar Bharat, когда крупные закупки для государственных программ по возможности должны идти через локальное производство», – отмечает Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.

Для России этот проект тоже представляет большой интерес. «Во-первых, мы очень хотим развивать сотрудничество с Индией. Во-вторых, мы понимаем, что наши собственные заводы загружены заказами на десять лет вперед, так как нам нужно импортозаместить собственный флот. Если Индия изъявит желание просто купить эти самолеты, мы не сможем ей их предоставить. А если в дополнение к нашему производству начать делать самолеты на территории Индии, то мы сможем увеличить серию», – говорит Гусаров.

На территории Индии будет развернута сборка самолетов из российских комплектующих и агрегатов. «Это значит, Россия сможет нарастить объемы производства компонентов, двигателей, авионики и так далее. Когда масштабируется серийность производства комплектующих и агрегатов, снижается их себестоимость», – отмечает Гусаров.

Привлечение Индии позволяет увеличить серию, разделить инвестиции и снизить себестоимость производства линейки гражданских самолетов, согласен Чернов.

«Во-вторых, Россия получает доступ к большому и растущему рынку. Индия по пассажиропотоку и темпам роста гражданской авиации уже в числе мировых лидеров. Только по региональным реактивным машинам HAL и индийское Мингражданавиа оценивают внутреннюю потребность более чем в 200 самолетов такого класса на десять лет вперед, плюс экспорт в Юго-Восточную Азию и Африку. Одной России такую линейку загрузить трудно, при кооперации шансы выше», – указывает Чернов.

Индия сможет предлагать эти самолеты в Южную Азию и дружественные страны Африки и Латинской Америки как как сопроизводитель.

Этот проект важен с политической точки зрения, и опять же обеим сторонам. Для Дели это демонстрация самостоятельности, когда страна выстраивает кооперацию с Россией, не разрывая отношений с США и ЕС. Для России это демонстрация того, что она не изолирована, а находит альтернативных партнеров в крупной не западной экономике, считает Чернов.

Индия тем самым признает высокий уровень России в области гражданского авиастроения. Более того, такое сотрудничество вряд ли было бы возможным, если бы не полное импортозамещение наших самолетов.

«Мы теперь не зависим от поставок каких-либо компонентов из третьих стран. В предыдущие годы были такие прецеденты, когда мы хотели продать «Суперджеты« в одну из стран, но нам эту сделку заблокировали.

Причем заблокировали не европейцы, а американцы, хотя они даже не были прямыми партнерами по этому проекту. США заявили, что в «Суперджетах» более 10% их ноу-хау, то есть интеллектуальной собственности, поэтому они имеют право регулировать, кому можно поставлять эти самолеты, а кому нет. Аналогичная ситуация была с самолетом Ту-204, где мы ставили совместные двигатели с США. Но теперь мы можем реализовывать подобные проекты без опасений помех третьей стороны», – говорит Роман Гусаров.

По его оценке, две трети себестоимости производства самолета – это производство компонентов, агрегатов, двигателя – будет формироваться на территории России, остальное – финальная сборка и, возможно, производство части компонентов, будет организована на территории Индии.

«Мы пытались подобные проекты организовать с китайскими коллегами, но не получилось, потому что было много противоречий, интересы расходились. А в данном случае я не вижу вообще никаких препятствий, потому что наши интересы с Индией абсолютно сходятся», – считает Гусаров.

«Заработать на экспорте Россия тоже рассчитывает. Прямая продажа готовых бортов дает разовую выручку, а вот СП и лицензия дают лицензионные платежи и роялти за каждый индийский самолет, загрузку российских заводов поставками ключевых агрегатов, систем и двигателей, а также совместный выход на третьи рынки под российско-индийским брендом. В денежном выражении это меньше «быстрой кассы» в начале, но потенциально больше по сумме за 15–20 лет, если программа взлетит», – считает Владимир Чернов.

При этом о передаче всех технологий речи, конечно, не идет. «Опыт оборонных проектов показывает, что полная передача критичных технологий не предусматривается: сначала идет отверточная сборка, затем постепенный рост доли местных компонентов, но программное обеспечение, ключевые блоки и двигатели остаются за страной разработчиком. Эту линию не раз проговаривали и вице-премьеры, курирующие ОПК, и Минпромторг, и сейчас по гражданской авиации логика вряд ли будет иной, даже если риторика будет мягче», – считает Чернов.

Что касается выбора для сборки в Индии именно двух региональных самолетов – «Суперджета» и Ту-114, то в этом есть логика.

«Выбор именно Superjet и Ил-114 хорошо ложится в повестку Индии по развитию региональной авиации.

Superjet в новой конфигурации – это реактивный самолет примерно на сто кресел с дальностью около 3,5 тыс. километров, он закрывает точки, где уже есть неплохой поток, но большие Airbus и Boeing все еще избыточны. А Ил-114-300 – это турбовинтовой лайнер на 60 с небольшим пассажиров с возможностью работать на коротких и плохо подготовленных полосах, в жарком климате и на высокогорье, что важно для целого ряда индийских регионов», – говорит Чернов.

Индия развивает программу UDAN и сеть малых аэропортов, стимулирует перевозчиков летать между вторыми и третьими городами напрямую, и там нужны как раз такие машины среднего размера, добавляет эксперт.

Выбор не пал на МС-21 по двум причинам. Во-первых, создание производства крупного магистрального лайнера потребовало бы гораздо больше инвестиций. Во-вторых, так как МС-21 – это уже прямой конкурент Boeing и Airbus, то выбери Дели собирать у себя этот самолет, он спровоцировал бы новый геополитический конфликт с западными производителями, заключил Чернов.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Турция высказала опасения России и Украине из-за атак на суда в Черном море
Темы дня

Боец ММА проиграл в «спарринге» с памятником ветеранам МЧС

Уголовное дело об осквернении в Москве памятника ветеранам МЧС взял на личный контроль глава СК Александр Бастрыкин. Ранее в соцсетях появилось видео, на котором боец ММА Заур Исмаилов вступил в «спарринг» с изваянием. Сам спортсмен не увидел в своих действиях ничего предосудительного. По мнению экспертов, этот случай говорит не только о дефиците исторического просвещения и воспитания в субкультуре ММА, но и о других аспектах, которые требуют внимания.

США огорчили Европу своей стратегией безопасности

Радикальные изменения обозначены в подходе Соединенных Штатов к обеспечению своей безопасности. По крайней мере, именно такие заявления и декларации содержатся в новой Стратегии нацбезопасности США. В чем именно они заключаются, как это касается союзников Вашингтона в Европе – и их текущего противостояния с Россией?

Эксперт объяснил нежелание стран ЕС конфисковывать российские активы

Каллас признала справедливость критики США в адрес Евросоюза

В Индии оскорбились выходкой Запада из-за визита Путина

Новости

Daily Telegraph сочла новым словом в военном деле способ взятия Красноармейска

ВС России при освобождении Красноармейска использовали новую тактику штурма города, которая получила название «демеханизация», сообщила британская газета The Daily Telegraph.

МАГАТЭ: Саркофаг Чернобыльской АЭС утратил функции обеспечения безопасности

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) заявило, что новый саркофаг на Чернобыльской АЭС утратил свои основные функции обеспечения безопасности.

ВЦИОМ назвал три самые актуальные проблемы для россиян

Аналитики ВЦИОМ выделили специальную военную операцию, инфляцию и состояние здравоохранения как три темы, которые сегодня волнуют наибольшее число граждан России.

Украинская журналистка удивилась грязи в резиденции Макрона

Украинская журналистка Лидия Таран, побывав в Елисейском дворце, удивилась грязным, давно не мытым окнам, из-за которых почти невозможно было разглядеть улицу.

Бастрыкину доложили о спарринге ММА-бойца с памятником ветеранам МЧС

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин запросил доклад о ходе расследования дела в отношении бойца ММА, устроившего спарринг с памятником ветеранам МЧС в Москве, сообщили в Следственном комитете.

Фидан: У России много причин не доверять никому на фоне конфликта на Украине

Россия имеет множество причин не доверять никому на фоне конфликта на Украине, заявил глава МИД Турции Хакан Фидан, комментируя отношения Москвы и Брюсселя, сообщает издание Altıgercek.

Лурье отказалась отзывать жалобу после заявлений Долиной о возврате денег

Полина Лурье продолжит оспаривать в Верховном суде сделку с квартирой Ларисы Долиной, несмотря на её готовность вернуть деньги, поскольку юридическое оформление осталось нерешённым, сообщила журналистам адвокат покупательницы жилья Светлана Свириденко.

Bloomberg: Украинский конфликт вступает в решающую фазу

США выступили с критикой в адрес Европы на фоне того, что «конфликт на Украине вступает в решающую фазу», пишет Bloomberg.

Медведев поддержал предложение Маска о ликвидации Евросоюза

Замглавы Совбеза России Дмитрий Медведев поддержал предложение Илона Маска о необходимости ликвидации Евросоюза.

WSJ: Европа шокирована новой стратегией нацбезопасности США

Публикация новой стратегии нацбезопасности США вызвала недоумение в европейских столицах из-за жесткой критики и требований усилить самостоятельную оборону, пишет Wall Street Journal.

Сын убил отца ради квартиры в центре Москвы

В центре Москвы сын убил своего отца ради наследства, намереваясь продать квартиру и отдать часть средств соучастнику, сообщила прокуратура Москвы.

В Лондоне завалили навозом рождественскую елку в отеле The Ritz

В лондонском The Ritz группа активистов на глазах гостей высыпала конский навоз под рождественскую елку, чтобы привлечь внимание к экономическому неравенству.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов