Экономика

11 июня 2022, 11:14

Российский авторынок ждут масштабные потрясения

Фото: EPA/MAXIM SHIPENKOV/ТАСС

Такого обвала продаж новых автомобилей в России не было никогда, даже в кризисном 1998 году. Дилерские центры распродают то, что осталось на складах. Ремонт и сервисное обслуживание – самый рентабельный сегмент бизнеса автосалона – тоже рухнул. Выжить смогут не все – треть автодилеров, как прогнозируется, такой встряски не переживет. Автомобильный рынок в России, похоже, уже вскоре будет выглядеть совсем по-другому.

Продажи новых легковых автомобилей в этом году упадут более чем в два раза. Они рухнут на 55% – до 750 тыс. штук. Такой прогноз делает Минпромторг. Для сравнения: в 2021 году на российском рынке было продано 1,67 млн машин.

Уже за первые пять месяцев 2022 года наблюдается падение продаж легковых машин и легкого коммерческого транспорта на 52% – до 318 тыс. штук (данные Ассоциации европейского бизнеса). «В России в этом году будет продано даже меньше автомобилей, чем в кризисном 1998 году, а треть автомобильных салонов ждет банкротство. К этому есть все предпосылки», – говорит автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

«В будущем в крупных городах существенно сократится количество дилеров», – ожидает и гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. Некоторые на рынке говорят даже о двукратном сокращении дилерских центров к концу этого года. Розничный автомобильный рынок ждет возврат в хаотичный рынок 90-х годов, когда не было нынешнего цивилизованного рынка продаж, одинаковой ценовой политики, поддержки и заботы о клиентах, полагают эксперты.

«Цены в автосалонах уже разные. Нет такого понятия, которое было еще полгода назад, как рекомендованная розничная цена. Разве что это сохранилось только у китайцев. Все остальное – это договорная цена», – отмечает Моржаретто. Требования к сертификации автомобилей в России смягчили, чтобы можно было выпускать автомобили низких экологических классов и без недоступных из-за санкций устройств. Западных автомобильных брендов в России больше нет. Развивать импорт надо тоже с нуля, причем ведя бизнес не напрямую с производителями, а через посредников в третьих странах. Автомобильная розница снова уходит в серую зону.

Две трети нынешних автосалонов, которые выживут, должны будут жестко перестроить свой бизнес. По данным презентации компании «Рольф» за 2019 год, основную выручку дилерскому холдингу приносили продажи новых автомобилей (60%). Правда, рентабельность этой части была отрицательная. Однако продажа новых автомобилей была драйвером доходов от оказания финансовых и страховых услуг. Их доля была меньше 5% в структуре выручки, зато рентабельность этого сегмента доходов была колоссальной (66%).

Продажа автомобилей с пробегом в выручке занимала более 22%, рентабельность этого сегмента составляла 5%. Но основной вклад в прибыльность дилера с рентабельностью 39% вносили сервисный ремонт и продажи запчастей. Доля в выручке этого сегмента – более 13%.

«Раньше дилеры получали доходы от разных типов услуг: маржа от продажи новых автомобилей, автомобилей с пробегом, сервисного обслуживания. Например, бренд BMW у нас исторически обслуживал в 2,5 раза больше автомобилей, чем продавал. Доходы в дилерские центры поступали также посредством бонусов от производителей за выполнение плана, за счет сервиса и продажи дополнительных товаров и услуг», – рассказывает Ольховский.

Сейчас он указывает на серьезный дефицит автомобилей по всем брендам премиум-сегмента. «Входящий поток новых автомобилей ограничен – в основном это модели массового сегмента китайских, корейских и японских брендов. Несмотря на тот факт, что автомобилей не хватает, купить сейчас можно практически любую модель. Остается актуальным вопрос стоимости, поскольку не каждый клиент готов купить авто по текущим ценам. Но это рынок, и цена формируется, исходя из его котировок и действий импортеров», – говорит Ольховский.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в мае продажи новых автомобилей упали на рекордные 83,5% и составили всего 24,3 тыс. машин против 147 тысяч в мае 2021 года. Даже в марте этого года дилеры реализовали больше – 55 тыс. машин. Причина банальна – западные бренды закрыли заводы и не завозят импортные машины. Фактически дилерские центры распродают оставшиеся на складах автомобили. Склады пополняются только китайскими брендами плюс российскими моделями УАЗа и ГАЗа. Наконец, запустил производство и «АвтоВАЗ», который пополнит рынок за счет выпуска Lada Granta в упрощенных модификациях.

«Уже идет большое сокращение персонала в автосалонах, в первую очередь увольняют менеджеров по продажам, потому что нечего продавать. Сокращают и службы по связям с общественностью»,

– говорит Моржаретто.

Невооруженным глазом понятно, что как прежде уже не будет. Бизнес автосалонов серьезно меняется. «Некоторые дилерские центры трансформируются в организации многопрофильного сервисного и технического обслуживания. Вероятно, что многие компании поменяют профиль и вместо продажи новых автомобилей будут осуществлять продажи авто с пробегом. На эти факторы будет влиять уровень закредитованности холдингов – у компаний с высокой долговой нагрузкой решающее слово останется за банками. В целом 90% дилерского сегмента имеют достаточно денежных накоплений, чтобы корректно трансформировать модель работы под текущие реалии», – считает Ольховский.

«Скорее всего, дилерский бизнес сместится в сторону продаж автомобилей с пробегом и сервисных услуг. Мы сейчас находимся в активной фазе трансформации бизнеса, варианты есть, но пока преждевременно говорить о какой-либо системности», – говорит Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр».

Что касается ремонта автомобилей, сроки поставок запчастей тоже сдвинуты, стоимость ремонта увеличилась, добавляет Терлюкевич. Моржаретто рассказывает, что некоторые автосалоны неожиданно для себя занялись восстановлением важных запчастей и узлов, чего раньше никогда не делали. «Они получают разрешение представителя марок восстанавливать узлы, которые раньше просто поменяли бы при ремонте. Например, если у вас потек радиатор, то полгода назад вам бы сказали в салоне, что поменяют его на новый. А сейчас в салоне будут его запаивать. Люди пытаются выживать, это нормально», – рассказывает собеседник.

Автомобильному рынку может помочь разрешение параллельного импорта, когда автомобили можно будет покупать и завозить в страну не через официального производителя или дистрибьютора, а через третьих лиц (перепродавцов). Однако Моржаретто считает, что заниматься параллельным импортом будут только автодилеры премиальных брендов, а вот возить так бюджетные иномарки будет невыгодно. Поэтому придется искать иной выход.

Что поменялось? Во-первых, если раньше автомобиль, произведенный в Германии, ехал напрямую на склад в Москву, а потом по регионам, то теперь его нельзя доставить напрямую. Во-вторых, официальный дистрибьютор закупал массовую партию автомобилей по специально рекомендованной производителем цене, а потом раздавал машины дилерам, зачастую еще со скидкой. В-третьих, всеми вопросами таможенного оформления, получением всех документов и разрешений занимался также дистрибьютор.

«Теперь это задача самого дилера. Он должен сам привезти эту машину в Россию. Оформить все документы и разрешения. Цена закупки будет уже не оптовая, а под конкретные заказы клиентов. Никаких скидок уже быть не может. Логистика доставки сильно усложняется и удлиняется, потому что напрямую везти нельзя.

Придется везти условно через Арабские Эмираты, где автомобили оформят на другую фирму, потом в Турцию, где машины оформят на третью фирму. Потому что никто не хочет попасть под санкции. И каждый из посредников хочет заработать», – говорит Моржаретто.

На построение новых бизнес-цепочек потребуется время – не один месяц, а три-шесть и более. И это добавит существенную сумму к изначальной стоимости автомобиля. «В случае с «Мерседесом», который стоит 20 млн рублей, а будет стоить 25 млн рублей, такая схема пройдет. Покупатель премиальных машин готов переплатить. Но в случае с машиной стоимостью один миллион, которая будет стоить после доставки два миллиона рублей, это не пройдет. В бюджетном сегменте покупать машину за две цены никто просто не будет», – объясняет собеседник.

Поэтому есть риск, что в массовом сегменте останутся только немногочисленные бренды. «В ближайшем будущем на российском рынке будут доступны автомобили российского, китайского и корейского сегментов. Они пользуются спросом у потребителей уже сейчас. В мае модели российского, китайского и корейского производства стали лидерами рейтинга самых продаваемых автомобилей в РФ», – отмечает Терлюкевич.

«Какие-то дилерские центры переквалифицируется на продажи других марок, поменяют бренды, например, начнут продавать те же китайские бренды, которые уже присутствуют и которые еще будут приходить на наш рынок», – заключает Моржаретто. Этот процесс уже начался. Например, один из старейших автохолдингов в Перми – Verra (Toyota, Lexus и Porsche) – впервые получил дилерство китайской марки Exeed. Это марка спортивных внедорожников премиум-класса, представленная китайским автопроизводителем Chery.

Автодилерская группа «Авилон» получила сразу четыре дилерства по китайским автомобильным брендам. Она начала продажи китайских марок Exeed, Chery, FAW и Changan. Их доля на российском рынке в 2021 году выросла с 1,3% до 3%, и явно в этом году ожидается ее существенный рост. 

Вам может быть интересно

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки
Темы дня

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Путин: Россия нанесла удар ракетой «Орешник» по объекту в Днепропетровске

В Британии усомнились в способности армии страны отразить ядерный удар России

В детсадах Владивостока запретили на Новый год костюмы иностранных супергероев

Новости

На дом Блиновской за 750 млн рублей нашелся покупатель

Блогер Елена Блиновская подписала предварительный договор продажи своего коттеджа в «Миллениум Парке», который оценивается в 750 млн рублей, а площадь составляет 1700 кв. метров, сообщает Telegram-канал SHOT.

Персонал Hennessy устроил забастовку против поставок коньяка в Китай в бочках

Работники Hennessy во Франции начали забастовку в ответ на введение Китаем 35% пошлин на бренди из ЕС, протестуя против планов компании по экспорту коньяка в бочках.

Вучич рекомендовал Западу прислушаться к словам Путина об ответе на удары по России

Удары по России останутся без ответа только по мнению «ненормальных» людей, заявил президент Сербии Александр Вучич.

Путин выступил с обращением об ударах западными ракетами и ответе России

Президент России Владимир Путин выступил с обращением к личному составу ВС России и россиянам, чтобы проинформировать о последних событиях в зоне спецоперации. Газета ВЗГЛЯД приводит полный текст обращения главы государства.

Путин: Конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Президент России Владимир Путин заявил, что удары западными ракетами по российской территории придали конфликту на Украине глобальный характер.

Политолог назвал «предупредительным» испытание «Орешника» на Украине

Комментируя запуск российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине в ответ на использование западных дальнобойных ракет для ударов вглубь территории России, политолог Федор Лукьянов заявил, что «игра» между Россией и Западом перешла в эндшпиль.

США заявили, что знали о готовящемся запуске Россией ракеты по Украине

США знали о запуске Россией баллистической ракеты средней дальности против Украины, Вашингтон провел консультации с Украиной и союзниками, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

В команде Трампа прокомментировали обращение Путина

Избранный президент США Дональд Трамп планирует восстановить мир во всем мире, делая акцент на американскую силу, заявила пресс-секретарь избирательного штаба Трампа Кэролайн Ливитт.

МВД отменило требование предъявлять ОСАГО при регистрации автомобилей

Министерство внутренних дел внесло изменения в регламент регистрации транспортных средств, исключив требование предъявлять ОСАГО, новые правила вступят в силу 1 марта 2025 года.

Швейцария выразила готовность арестовать Нетаньяху по ордеру МУС

Министерство юстиции Швейцарии заявило, что в случае приезда премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на территорию страны, он будет арестован по ордеру Международного уголовного суда (МУС).

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник» по Днепропетровску

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев прокомментировал испытание новой ракеты средней дальности «Орешник» в боевых условиях.

Европейские лидеры договорились посетить парад Победы в Москве

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и президент Сербии Александр Вучич планируют посетить парад Победы в Москве в 2025 году, чтобы подчеркнуть значение борьбы с фашизмом.
Мнения

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?