Экономика

30 марта 2022, 11:22

На каких автомобилях будут ездить россияне

Фото: Ахметов Вадим/URA.RU/ТАСС

Авторынок России оказался в сложнейшей ситуации – ему грозит падение числа продаж новых машин вдвое. Не смог противостоять политическому давлению даже Renault, который больше других инвестировал в Россию. На потребительском уровне – дефицит, небывалый рост цен и сомнительные сделки. Однако «АвтоВАЗ» готовится скоро выпустить импортозамещенные модели. Что это будут за автомобили?

«АвтоВАЗ» официально рассказал, что скоро выведет на рынок специальные версии автомобилей Lada, в которых будет достигнуто максимальное импортозамещение по компонентам. Неофициально стало известно, что это будут за модели и как они будут модифицированы в новых условиях.

Как пишет Telegram-канал «Русский автомобиль» со ссылкой на свои источники, автозавод выведет на рынок измененные «исконно российские модели» Lada – это Granta, Niva Legend, Niva Travel и Vesta. Именно эти четыре модели создавались на собственной российской платформе. Тогда как модели Largus и XRAY в этот список не входят, так как они построены уже на платформе Renault-Nissan B0 и в большей степени привязаны к поставщикам Renault.

Первой должна выйти на рынок «импортозамещенная» версия Granta, которая останется без ABS, ESP, системы динамической стабилизации автомобиля, подушек безопасности и системы экстренной связи «ЭРА-ГЛОНАСС». Кроме того, модель лишится одного или двух датчиков кислорода в выпускной системе, в результате чего экологический уровень понизится с нынешнего «Евро-5» до «Евро-2». Также станет проще блок управления двигателем и его прошивка. Пул поставщиков Renault для этой модели заменят исключительно российскими компаниями. Под такие упрощенные автомобили Минпромторг РФ планирует ввести послабления в технический регламент.

Как передает «Автостат», для производственных площадок «АвтоВАЗа» импортные комплектующие составляют не более 20%. Это предприятие полного цикла с собственной металлургией, прессовым производством, мощностями по изготовлению автокомпонентов, включая силовые агрегаты и шасси, а также собственным научно-техническим центром. Ранее власти Самарской области подготовили приказ о создании единого автосборочного производства на базе трех ныне действующих. Эта производственная линия будет укомплектована необходимыми деталями и комплектующими.

«На мой взгляд, это вполне возможная история для завода. У «АвтоВАЗа» есть опыт производства автомобилей без ABS, ведь изначально установка антиблокировочной системы не предусматривалась. И сейчас ABS обязательна только на общественном транспорте, но не для частных машин. У нас до сих пор из 40-миллионного парка на дороге ездит много старых машин, на которых не установлена ABS. С точки зрения безопасности и прогресса это все, конечно, неправильно, но такова жизнь», – говорит исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. Это касается и подушек безопасности.

«Повышение экологических требований к автомобилю вводилось в цивилизованном сообществе в рамках мировых договоренностей. Это требовалось и для поставок машин на экспорт в западные страны с жесткими требованиями. Но в текущих условиях, вероятно, не до «Евро-5», – добавляет Удалов.

По его мнению, потребитель будет готов покупать такой автомобиль без ABS, подушек безопасности и еще чего-то, если он будет стоить дешевле, что было бы логично. Хотя на общей безопасности движения это отразится не лучшим образом. Однако ожидать супербюджетного автомобиля без обозначенных опций тоже не стоит. «Себестоимость производства, если грубо, вряд ли снизится больше чем на 10%. Потребительская стоимость, скорее, снизится. Если «АвтоВАЗ» сможет производить и продавать больше таких автомобилей, тогда сработает рынок, и дилеры сами уменьшат наценку, чтобы было с чем работать, что продавать и обслуживать», – полагает эксперт.

Остается вопрос с комплектующими. «Могут возникнуть проблемы с Vesta, так как эта модель выпускалась уже при Андерсоне (шведский топ-менеджер, который возглавлял «АвтоВАЗ»). И в этой модели было предусмотрено много импортных компонентов. Но и на исторических вазовских моделях многие компоненты заменялись на продукцию от глобальных поставщиков», – говорит Удалов.

Возможно, решению вопроса поможет параллельный импорт, который планируется разрешить. «АвтоВАЗ», вероятно, ищет разные возможности заменить те или иные выпадающие комплектующие. «У автопроизводителей на какой-то тип компонентов обычно имеется два-три поставщика. Условно, одна компания поставляет тормозные колодки на «Гранту», другой поставщик – на «Весту». Поэтому один из них может быстро разработать и начать производить эти колодки не только для «Гранты», но и для «Весты», – рассуждает собеседник. Какие-то детали могут производиться в России, какие-то можно найти в Китае или в других азиатских странах.

«Урок, который можно вынести из этой истории. Мы не смогли сделать нормальную локализацию в автопроме. Мы пытались, но потом поняли, что эффективнее быть встроенным в глобальный автопром. Что-то выгоднее закупать там, что-то производить у себя, что-то создавать на экспорт»,

– говорит Сергей Удалов.

Ситуация на автомобильном рынке России сейчас больше напоминает хаос и разруху. «Это паника, ажиотажный спрос, отсутствие понятной цены в условиях дефицита и отсутствия всякой конкуренции. Цены на автомобили, которые раньше считались бюджетными, сейчас уже выше, чем на квартиры», – говорит автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

В России действительно стали проводиться «экзотические» сделки: машины обменивали на недвижимость, чем обескуражили риелторов. Например, внедорожник Kia Mohave 2021 года с пробегом 10 тыс. км предлагали обменять на квартиру в Махачкале стоимостью не менее 7 млн рублей. Был зафиксирован всплеск поездок в Казахстан для покупок машин. Но надо помнить, что машина – это не средство вложения средств, а средство передвижения, говорит Моржаретто.

«Импортеры подняли цены на автомобили для дилеров на 40% и более, а один премиальный бренд поднял стоимость суммарно с 1 января на 56%. Основное повышение произошло в начале и середине марта. Это было, наверное, одно из самых существенных удорожаний за последние годы. Конечная стоимость автомобилей для клиентов выросла еще более – на 60-70%»,

– говорит генеральный директор ГК АВТОDОМ Андрей Ольховский. При этом в салонах наблюдается дефицит машин. «По запчастям еще более сложная ситуация – для осуществления ремонта необходим полный комплект на автомобиль, и если не хватает какого-то датчика, то ремонт может быть не произведен», – говорит Ольховский.

Европейские и даже японские автопроизводители остановили экспорт машин в Россию. Один за одним приостановили работу местные автозаводы иностранных брендов. Плюс возникли логистические проблемы из-за отказа трех крупнейших операторов контейнерных перевозок от доставок грузов в Россию.

«Приостановка работы Renault в России – это предпоследний тревожный звонок. Эта компания больше всего инвестировала в российский рынок, и печально, что она тоже приостановила производство», – говорит Моржаретто.

Именно компания Renault не только открыла в России собственное автопроизводство, но и стала главным акционером «АвтоВАЗа». Французы предоставили свою платформу для создания моделей под брендом Lada, привлекли собственных глобальных поставщиков комплектующих и т. д. Поэтому уходить из России компании экономически, конечно, невыгодно. Их решение связано с политическим давлением.

«Renault будет ждать, как будет развиваться ситуация, заморозив текущее состояние. В худшем случае будет пытаться продать свою долю в «АвтоВАЗе», но кто ее сейчас готов будет купить, вот вопрос», – рассуждает Удалов. По его мнению, пока автоконцерны стараются решать тактические задачи – как производить машины и сохранить рабочие места, и не думают о стратегических задачах.

Велика вероятность, что как прежде уже не будет.

Если европейские и японские автомобильные бренды не вернутся, то российский автомобильный рынок будет состоять из российских автомобилей Lada, китайских и, судя по всему, корейских марок,

считает Удалов. Вторые и третьи станут, вероятно, выходом для тех, кто готов платить больше.

Вместе эта троица занимает по итогам двух месяцев 2022 года 46% рынка продаж новых автомобилей, подсчитал Удалов. На Lada пришлось 22%, на китайские бренды – почти 10%, на Kia и Hyundai – еще 24%. Это значит, что Россия лишится чуть больше половины автомобильного рынка. Те, кто останутся, конечно, получат возможность увеличить свое присутствие на российском рынке. 

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

В Кремле заявили об отсутствии предпосылок переговоров с Киевом
Темы дня

Почему рост экономики мешает Банку России снижать ставку

Центробанк третий раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 16%, чем одновременно раздражает бизнес и сдерживает инфляцию. Однако ситуация такова, что долгожданного снижения ставки в этом году можно так и не дождаться. В худшем случае может потребоваться даже повышение ставки. Что мешает Банку России смягчиться?

Небензя разоблачил западный спектакль в Совбезе ООН

США в очередной раз обвинили Россию в разработке вооружений, способных уничтожать спутники в космосе. «Доказательством» Вашингтон считает тот факт, что Москва заблокировала резолюцию Совбеза ООН о запрете размещать ядерное оружие в космосе. На самом деле в Совбезе разыграли спектакль. И наши смотрелись достойно.

Эксперты объяснили, как хуситы сбивают американские беспилотники MQ-9 Reaper

На Западе опубликован «стамбульский» проект договора между Россией и Украиной

Маск спросил Белый дом, как должна выглядеть победа Украины

Новости

Минобороны показало подбитую под Авдеевкой трофейную американскую бронетехнику

Американская гусеничная ремонтно-эвакуационная машина М88 и машина разграждения М1150 на базе танка M1 Abrams были выявлены и обезврежены российскими военнослужащими группировки «Центр» в районе Бердычей на Авдеевском направлении, сообщили в Минобороны.

НПЗ в Славянске-на-Кубани приостановил работу из-за атаки украинских дронов

Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Славянске-на-Кубани Краснодарского края частично приостановил работу после ночной атаки украинских беспилотников, сообщил директор по комплексной безопасности группы компаний «Славянск ЭКО» Эдуард Труднев.

Боец ВС России из Узбекистана сбил украинский беспилотник вещмешком

Опубликована видеозапись того, как боец Вооруженных сил России, спасая себя и товарищей в зоне специальной военной операции на Украине, сбивает украинский беспилотник вещмешком.

Иванов за время работы в МО купил огромный дом и раритетный лимузин

Замминистра обороны Тимур Иванов, обвиняемый во взяточничестве, с 2016 по 2019 год вместе с супругой приобрели в собственность дом площадью более 1,5 тыс. кв. метров и раритетный лимузин ЗиС-110.

Один этаж аэропорта Внуково эвакуировали из-за угрозы взрыва

Один из этажей административного здания аэропорта Внуково эвакуирован из-за угрозы взрыва, сообщили в правоохранительных органах.

Сунак пообещал оказывать военную поддержку Украине до конца десятилетия

Британия продолжит оказывать поддержку Киеву в сфере безопасности до конца десятилетия, сообщил американской газете The Wall Street Journal премьер-министр Британии Риши Сунак.

Президенту Польши велели не обсуждать возможное размещение ЯО в стране

У президента Польши Анджея Дуды нет полномочий обсуждать возможность размещения в стране ядерного оружия, заявил глава МИД Польши Радослав Сикорский.

МИД Италии вызвал посла России из-за передачи Газпрому активов Ariston Thermo Group

Глава МИД Италии вице-премьер Антонио Таяни поручил вызвать посла России в Риме Алексея Парамонова для объяснений в связи с решением российского правительства передать российские активы итальянской Ariston Thermo Group в управление компании «Газпром бытовые системы».

Первый в 2024 году банк рухнул в США

Департамент по банкам и ценным бумагам штата Пенсильвания закрыл Republic First Bank, который стал первым рухнувшим в 2024 году в США банком, сообщила американская Федеральная корпорация по страхованию вкладов (FDIC).

Авиаэксперт перечислил выгоду от передачи России в управление аэропорта на Шри-Ланке

Соглашение о передаче управления аэропортом Маттала Раджапакса российской компании «Аэропорты Регионов» выгодно как для России, так и для Шри-Ланки. Договор показывает другим отечественным фирмам благоприятный инвестиционный климат острова, сказал газете ВЗГЛЯД авиаэксперт Роман Гусаров. Ранее Шри-Ланка передала управление аэропортом Маттала Раджапакса российской компании.

Россиянам напомнили о двух длинных выходных в мае

Российские граждане в начале мая отдохнут на двух длинных выходных по четыре дня подряд, напомнили в Федеральной службе по труду и занятости (Роструд).

В Индии заметили подозрительную ситуацию с Залужным

Экс-главком ВСУ Валерий Залужный довольно подозрительно отсутствует в поле зрения общественности в последние недели, сообщает индийский канал WION.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле.

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?