Экономика

27 октября 2022, 11:10

Как Россия подпортила жизнь Boeing

Фото: AP/TASS

Один из двух крупнейших авиаконцернов в мире Boeing отчитался о колоссальных убытках. Они выросли в 78 раз. Его главный соперник – европейский Airbus выглядит в финансовом плане намного лучше. По крайней мере, в первом полугодии концерн все еще оставался прибыльным. Что же происходит с авиационными гигантами и какую роль в их бедах сыграла Россия?

За три квартала года чистый убыток Boeing увеличился в 78 раз – до 4,3 млрд долларов (с 59 млн годом ранее). Выручка Boeing сократилась при этом всего на 1,8% – до 47 млрд долларов. Airbus в этом плане выглядит намного лучше. По крайней мере, в первом полугодии концерн все еще оставался прибыльным, хотя прибыль резко сократилась во втором квартале 2022 года до 682 млн евро против 1,87 млрд евро за аналогичный период годом ранее. Скорректированный показатель EBIT упал на 31% – до 1,38 млрд евро. Выручка компании снизилась на 10% и составила 12,81 млрд евро.

Такое плохое состояние Boeing связано как с последствиями пандемии, так и с отказом экономического сотрудничества с Россией.

Boeing столкнулся с невозможностью выпускать столько самолетов, сколько должен в рамках контрактных обязательств. Ранее в этом месяце американские авиакомпании пожаловались, что испытывают трудности не только с нехваткой пилотов и запчастей, но и с недостатком новых самолетов. Потому что Boeing и Airbus задерживают поставки новых узкофюзеляжных лайнеров, которые часто используются на внутренних рейсах в США и других недолгих маршрутах. В итоге авиакомпании не могут увеличить количество рейсов, чтобы удовлетворить растущий спрос, и планировать свое расписание, отмечают WSJ топ-менеджеры компаний и чиновники отрасли.

«Узкофюзеляжные самолеты являются самими ходовыми в продажах, поэтому приостановка производства существенно сказалась на финансовых результатах:

если отталкиваться от актуального прайса и последних данных о поставках за третий квартал 2022 года, то можно увидеть, что выручка от Boeing 737 занимает львиную долю», – говорит Сергей Глинянов, аналитик Freedom Finance Global.

Проблемы у лайнеров 737 MAX, на самом деле, начались еще в 2018 году, когда упал первый такой самолет, и в 2019-м – когда упал второй. Концерну пришлось на 80% сократить выпуск модельного ряда 737, а многие уже выпущенные самолеты отправились пылиться на стоянку. Boeing был признан виновным в двух крушениях из-за ошибки в своей новейшей системе улучшения характеристик маневрирования (MCAS). Корпорация до сих пор продолжает выплачивать компенсации.

Потом по корпорации ударила пандемия, когда многие заводы, где собирались запчасти для самолетов, встали, цепочки доставки были нарушены, многие перевозчики стали отказываться от контрактов и т. д. И только в 2022 году пандемия отошла на второй план, логистика восстановилась и пассажирские перевозки вновь пошли в рост по всему миру, удар по Boeing наносит российско-украинский конфликт.

Одна из серьезных проблем, с которой столкнулся Boeing в этом году, – это сложности с поставками необходимых деталей для сборки самолетов. И центральное место занимает здесь прекращение поставок титана и алюминия из России. Тогда как без этих металлов невозможно собрать крыло и другие части самолетов.

Американский авиаконцерн покупал титан у уральской корпорации «ВСМПО-Ависма». Гигант производит более 90% российского титана и экспортирует его в более чем 50 стран.

Справедливости ради стоит отметить, что Airbus избежала проблем с падением своих самолетов из-за технической ошибки, но, с другой стороны, пандемия и конфликт на Украине не прошли мимо.

Однако европейцы в этом плане поступили прагматичней и умней. Потому что летом Евросоюз в последний момент все-таки заблокировал предложение ввести санкции против российского металлургического гиганта «ВСМПО-Ависма» в седьмом пакете санкций. По февральской оценке ФГ «Финам», «ВСМПО-Ависма» обеспечивала до 40% потребностей в титане Boeing и до 60% потребностей Airbus. По крайней мере, европейцы дали своему гиганту возможность закупить титан впрок. Тогда как британский холдинг Rolls-Royce и Boeing резко отказались покупать российский титан. Но, похоже, наказали они больше себя.

На самом деле, у Boeing возникли проблемы не только с узкофюзеляжными, но и с широкофюзеляжными самолетами семейства 777 и 787 Dreamliner (это разрекламированный самый большой лайнер мечты). В последнем нашли нарушения в конструктиве, и многие самолеты перевозчикам пришлось вернуть обратно на завод. Конечно, это нарушило график продаж. Только в третьем квартале этого года Boeing сумел возобновить поставки 787. А вот по программе 777X возврат к поставкам ожидается не ранее 2025 года.

Boeing в целом оказался под пристальным надзором ФАА, которое по сей день диктует каждый шаг, поэтому до сих пор не сертифицированы самая малая и самая крупная модификации узкофюзеляжного 737 MAX, говорит Глинянов.

«Согласно последним данным, крайним сроком для подачи оценок систем безопасности (SSA) является декабрь 2022 года: если компания не укладывается в данный срок, то авиастроителю придется переоборудовать кабину пилотов. В таком случае есть риск того, что компания просто откажется от программы 737 MAX 10», – говорит собеседник.

Все это привело к существенным задержкам в поставках самолетов «Боинг» заказчикам. Некоторые авиакомпании переключаются на модели, у которых нет проблем с сертификацией в рамках одного семейства, а, например, American Airlines из-за задержки 787 Dreamliner договорилась на поставку дополнительных 737 MAX 8, рассказывает Глинянов.

Наконец, оборонный сегмент Boeing тоже приносит убытки. Продажи военной техники в штуках упали не сильно, но вот убытки они дают большие. Почему? Все дело в рекордной инфляции в США и особенностях военных контрактов, где цены строго фиксируются. «Некоторые программы, включая учебный реактивный самолет и военно-морской беспилотник, столкнулись с ростом расходов на реализацию, что привело к большим убыткам по контрактам с фиксированной ценой», – говорит Наталия Пырьева, аналитик ФГ «Финам». Иными словами, расходы компании на выполнение военных контрактов выросли, но поднять цены они не могут, что приводит к убыткам. Кроме того, растут расходы на оплату труда: рабочим приходится увеличивать зарплату, потому что они грозят забастовками.

«Boeing проблемы окружают буквально со всех сторон, тогда как для Airbus сложности вызваны только сбоями в цепочках поставок и проблемами с поставками металлов из России.

При этом отложенный спрос на путешествия формирует бурный спрос со стороны авиакомпаний на новые самолеты, но оба авиапроизводителя пока не готовы к таким объемам производства из-за дефицита комплектующих. Однако, учитывая пул других проблем у Boeing, французский конкурент остается в выигрышном положении», – считает Пырьева.

Впрочем, ставить крест на американском авиастроителе пока рано. «У Boeing как стратегического игрока не только на рынке США определенно есть будущее, однако комплекс проблем, которые накопились за столь длительный период, тормозят компанию: путь к безубыточности будет тернистым», – заключает Глинянов.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие
Темы дня

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник»

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Продвижение российской армии в зоне СВО ускорилось, вся кампания 2025 года Вооруженных сил Украины (ВСУ) фактически сорвана, ВС России перемололи лучшие части украинской армии, заявил министр обороны Андрей Белоусов в ходе инспекции группировки «Север».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?