Урожай тепличных овощей в 2021 году поставил новый рекорд. Было собрано 1,4 млн тонн продукции. Из них было произведено 830 тыс. тонн огурцов и 590 тыс. тонн томатов, плюс еще 100 тыс. грибов. Об этом сообщил Минсельхоз.
Тепличные хозяйства в России начали активно развиваться после 2014 года, когда западные санкции подтолкнули страну задуматься о продовольственной безопасности. В сельском хозяйстве стартовало импортозамещение при финансовой поддержке со стороны государства. И за эти годы тепличное хозяйство России сделало огромный скачок.
В первую очередь инвесторы начали вкладываться в теплицы по производству огурцов. В итоге за восемь лет производство огурцов защищенного грунта в России увеличилось более чем в два раза – с 392 тыс. тонн в 2013 году до 830 тыс. в 2021 году. Вместе с ростом производства тепличных овощей выросло и их потребление. За восемь лет потребление огурцов в России увеличилось в полтора раза – с 616 тыс. тонн в 2013 году до 935 тыс. тонн в 2021 году.
Импорт огурцов сократился почти в пять раз – с 224 тыс. тонн в 2013 году до прогнозных 45–55 тыс. тонн в 2021 году.
«По нашим данным, уровень импортозамещения по тепличным огурцам сегодня превышает 95%»,
– говорит исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. То есть импорт составляет всего 5%.
Внутренний рынок в России оказался полностью насыщенным, что позволило российскому огурцу даже выйти на внешние рынки. Главным покупателем является союзная Белоруссия, но в ноябре прошлого года российские огурцы стали покупать самые ярые политические противники нашей страны – Польша и Украина.
Российский огурец оказался на европейском рынке крайне конкурентоспособным. Особенно на это повлиял рост затрат европейских тепличных хозяйств из-за скачка цен на электроэнергию и газ. Огурец европейского производства по цене два евро за килограмм начисто проиграл российскому – который стоит на оптовом рынке всего лишь евро за килограмм.
Если из импорта вычесть экспорт, то чистый импорт огурцов может составить всего несколько процентов. А это значит, что Россия, по сути, добилась намеченной цели – а именно смогла выйти на самообеспеченность огурцами.
Ситуация с томатами сильно отличается. С одной стороны, в последние годы удалось добиться двукратного снижения объемов импорта. На пике импорт томатов в Россию доходил до 800 тыс. тонн, однако постепенно он снизился до 400 тыс. тонн в 2021 году. Однако доля импорта остается существенной. Уровень импортозамещения по томатам составляет 65%, отмечает Востриков.
Это объясняется тем, что инвесторы сначала бросились вкладываться в современные теплицы по производству огурцов, так как на них можно больше заработать. Для сравнения: с одного квадратного метра можно собрать более 160 кг огурцов и лишь порядка 100 кг томатов. Поэтому дальше тепличные хозяйства будут развиваться в основном за счет производства томатов.
В Минсельхозе ждут, что к 2025 году урожай тепличных овощей составит в России 1,6 млн тонн, то есть на 200 тыс. тонн больше текущего. А это говорит о том, что, во-первых, бурный рост закончен, и дальше о двузначных темпах роста речи уже не идет, во-вторых, что полностью выйти на самообеспечение томатами России даже к этому времени не удастся.
«Мы достигли хороших показателей по самообеспечению огурцами и томатами. И дальше этот показатель будет расти. Но это не значит, что импортное предложение должно полностью исчезнуть с полок. Чем больше продукции представлено на рынке, тем выше конкуренция и тем больше выбор у потребителя», – считает Востриков.
«России удалось успешно реализовать программу импортозамещения по производству тепличных огурцов и помидоров. Но постепенно темпы будут падать. Это обусловлено насыщением рынка и усилением конкуренции со стороны зарубежных поставщиков, с которыми у России давние экономические связи, прерывать которые не стоит», – подтверждает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Плеханова Ибрагим Рамазанов. Например, одними из значимых поставщиков томатов в Россию являются Турция и Азербайджан.
Проблема в том, что Россия – страна большая, и в разных регионах ситуация с самообеспеченностью свежими тепличными овощами в межсезонье серьезно отличается. В таких крупных городах, как Москва, Питер, Екатеринбург или Новосибирск, уже давно существует т. н. рынок покупателя. Здесь есть как местные производители томатов и огурцов, так и налажены поставки из других регионов – а значит, у покупателя большой выбор.
Однако в городах Дальнего Востока и Крайнего Севера с небольшим количеством населения ситуация выглядит не так благоприятно для потребителя. Например, в Магадане или Петропавловске-Камчатском собственные производители овощей почти отсутствуют. Затраты же на транспортировку овощей крайне значительны. Эти рынки нельзя назвать конкурентными и самодостаточными.
Основная часть овощей на прилавках в магазинах Дальнего Востока – это Китай или импорт из Москвы. Цены на свежие овощи даже в летний сезон не опускаются ниже 300 рублей за килограмм, а зимой доходят и до тысячи.
А ведь условия жизни в этих регионах и так крайне сложны. За этим стоит большая проблема оттока населения с Дальнего Востока и Крайнего Севера. Снижение цен на огурцы и помидоры могло бы внести вклад в улучшение жизни местного населения.
По экспертной оценке, оптимальным с точки зрения инвестиций и окупаемости, например, в Якутске был бы проект теплицы на десять гектаров. Урожай у такой теплицы составляет 9–10 тыс. тонн огурцов или 5–7 тыс. тонн томатов. Однако для таких небольших городов это слишком много. Для небольшого города достаточно построить теплицу на один–два гектара, причем она должна быть многопрофильной, чтобы выращивать сразу много разных овощей.
Но себестоимость производства в такой маленькой теплице не слишком интересна для частных инвесторов. Также их отталкивают проблемы с электрическими мощностями, дорожной и инженерной инфраструктурой. Таким образом, для снижения цен на помидоры и огурцы в дальних районах страны необходима дополнительная помощь государства.