Экономика

9 июля 2019, 21:08

Автодорога из Китая в Европу поставила Россию перед выбором

Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

В России решается судьба одного из самых масштабных инфраструктурных проектов века, сравнимого по своей значимости со строительством Транссиба – автотрассы, которая через Россию соединит Китай и Европу. Сейчас рассматриваются два варианта дороги, каждый имеет свои достоинства и недостатки. Например, один из проектов предусматривает полностью платную дорогу, поездка по ней обойдется в 100 тысяч рублей.

Правительство решает судьбу российской автодороги, которая станет частью маршрута «Нового Шелкового пути» из Западного Китая в Европу через Казахстан, Россию и Белоруссию. В майских указах президент Владимир Путин поставил задачу построить эту автомобильную скоростную трассу из четырех полос до 2024 года. Проект этой дороги из Китая в Европу по своим масштабам можно сравнить с проектами строительства Суэцкого канала, Транссиба или тоннеля под Ла-Маншем.

До сих пор главным претендентом на роль реализации этого масштабного инфраструктурного проекта XXI века была госкомпания «Автодор». Однако неожиданно на первое место вышел альтернативный маршрут от частной компании РХК под названием «Меридиан». На совещании в конце июня премьер-министр Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам рассмотреть маршрут и оказать необходимое содействие при реализации проекта, написала газета «Ведомости».

Русская холдинговая компания (РХК) еще в 2016 году предложила альтернативный вариант дороги для китайских фур под названием «Меридиан». Компанию возглавляет Александр Рязанов – бывший зампредправления Газпрома.

Эти два проекта очень сильно отличаются. Маршрут от «Автодора» предполагает, что китайские фуры будут идти от границы с Казахстаном (КПП «Сагарчин») до Москвы через Набережные Челны, Казань и Нижний Новгород, далее в Санкт-Петербург, где при необходимости грузы морем отправляются в Европу. Этот маршрут включает в себя строительство платной скоростной трассы Москва – Казань. Кроме того, ответвление идет через Самару и Тольятти и предполагается появление платного моста через Волгу в Самарской области. Также предусматривается реконструкция ряда действующих дорог в четырех регионах.

Дорога под названием «Меридиан» также начинается на границе с Казахстаном в Сагарчине, но не идет через Московский транспортный узел и вообще обходит все крупные города. Этот маршрут уходит в Смоленскую область на границу с Белоруссией и присоединяется к автомагистрали М-1. В целом маршрут проходит сквозь девять областей (Оренбургскую, Самарскую, Ульяновскую, Тамбовскую, Липецкую, Орловскую, Брянскую, Смоленскую). По пути эта дорога пересекает все ведущие в Москву трассы: М-6, М-4, М-3.

Собственно, плюсы и минусы есть у каждого из вариантов. Стоимость проекта у «Автодора», который называется «Европа – Западный Китай» (ЕЗК), оценивается в 1 трлн рублей, тогда как дорогу «Меридиан» обещают построить с инфраструктурой почти в два раза дешевле – за 600 млрд рублей, а стоимость 1 км дороги называется в 250 млн рублей (без НДС).

«Учитывая, что «Меридиан» предполагается построить полностью за счет частных средств, очевидно, что для бюджета этот проект более выгоден. Но как эти частные средства потом отдавать? Какой будет поток, какова окупаемость – это все большие вопросы»,

– говорит директор лаборатории инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков и инфраструктуры Юрий Пономарев. Обратная сторона медали – все 2000 км дороги в итоге будут платными. По «Меридиану» поездка обойдется в итоге в 30–100 тыс. рублей. Имеются разные оценки проезда – от 20 до 50 рублей за километр. «50 рублей за километр – это не дорого, если сравнивать с М-11, то это разумная стоимость. Но она наверняка будет дифференцирована», – замечает    Пономарев.

У «Автодора» затраты частично из бюджета, частично – за счет инвесторов, и платной будет лишь часть дороги, в частности скоростная трасса «Москва – Казань».

При этом, по данным «Ведомостей», частный инвестор просит государство гарантировать доходность от эксплуатации трассы, защитив от геополитических рисков закрытия границ. Он требуют гарантий получения доходов в 35 млрд рублей.

От маршрута госкомпании выиграют Татарстан и Самарская область, а также два столичных региона страны. Кроме того, новая дорога из Москвы разгрузила бы трассу М-7, и вообще новая трасса между крупными экономическими центрами облегчила бы жизнь многим людям и бизнесу.

«В том варианте, который предлагает госкомпания «Автодор», эта автомобильная дорога не только повысит транзитный потенциал российских территорий, но также решает большую задачу по связности крупных экономических центров за счет скоростного сообщения. Такая задача также имеется в майских указах президента к 2024 году», – отмечает Юрий Пономарев.

«Меридиан», наоборот, обходит все эти крупные экономические центры. С другой стороны, частный проект даст возможность развиваться новым территориям, пролегающим вдоль трасс, и открыть новый транспортный маршрут «Уральский регион – Юг России». Проект создаст более 3 тыс. новых рабочих мест, его реализация обеспечит темпы роста ВВП России в период четырех лет строительства на 0,16% в год. Регионы получат дополнительные средства в виде акцизов от реализации новых объемов топлива. От продажи 1 млн тонн топлива поступления в дорожные фонды составят более 5 млрд рублей в год.

«Меридиан» – достаточно спорный проект. С одной стороны, правительству должно быть выгодно развивать инфраструктуру с помощью частных лиц, однако магистраль пройдет в обход крупных городов, и строители фактически требуют заморозить другие проекты вроде «Москва – Казань», считает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.

Конечно, можно было бы одобрить оба проекта. Тем более что они имеются в комплексном плане модернизации и расширения транспортной инфраструктуры. Правда, проект «Меридиан» упомянут как опциональный при наличии подтвержденного спроса с точки зрения пользователей, то есть при подтверждении трафика. Но, скорее всего, придется выбирать один. На это есть причины. «У нас инвесторов такого масштаба, которые могли бы предоставить такой объем средств, по пальцам можно пересчитать. Это УК «Лидер», ВЭБ, ВТБ. Имеющиеся инвесторы не потянут два проекта одновременно. У них нет столько свободного капитала, который они могли бы инвестировать и в ЕЗК, и в «Меридиан», – отмечает Юрий Пономарев.

Одновременно реализовывать эти проекты тяжело не только с финансовой точки зрения, но и с точки зрения трафика. «Они будут конкурировать за определенную долю трафика, который будет двигаться с востока страны, из Казахстана в Москву на трассу М-4. Поэтому необходимо выбрать один проект, какой – это скорее политическое решение», – говорит эксперт.

«По моим сведениям, проект «Меридиан» находится в намного меньшей степени проработки, чем проект ЕЗК «Автодора». По ЕЗК работа ведется уже несколько лет, существенная часть самого проекта уже реализована – например, трасса М-11, кусочек ЦКАДа, часть дороги на Казань. То есть этот проект в гораздо большей степени готовности, чем «Меридиан». Поэтому ЕЗК быстрее был бы реализован и с большей долей вероятности», – считает Пономарев.

«На первый взгляд стоимость «Меридиана» может показаться заманчивой, но надо четко понимать, не потратят ли из бюджета больше денег в виде поддержки и различных гарантий, чем если бы государство решило строить дорогу своими силами», – добавляет Николаев.

Еще одна проблема: некоторые считают, что для китайских грузов автомобильная трасса вообще не нужна. Потому что они как пользовались морским транспортом, так им и будут пользоваться. А если надо какой-то груз перевезти быстро, то воспользуются авиасообщением. Если везти груз из Шанхая в Гамбург морским путем через Суэцкий канал, то это займет от 35 до 50 дней, по железной дороге – 15–25 дней, а самолетом – два–пять дней. Автомобильная дорога в рамках проекта «Нового Шелкового пути» позволит довозить грузы за 9–11 дней.

По мнению Николаева, расчет «Меридиана» на транзитный поток не очень оправдан. «Несрочные грузы отправляют по морю или Транссибом, причем на морские маршруты приходится основная доля – 20 млн TEU, тогда как по суше в 2018 году было доставлено не более 2% всего объема – 155 тыс. TEU. Доставки по железной дороге будут развивать и дальше: в правительстве прогнозируют, что через шесть лет на нее будет приходиться порядка 20% всех перевозок», – считает Николаев. «Автомобильную дорогу стоит рассматривать в большей части как инструмент внутреннего пользования, но в таком случае рассчитывать на окупаемость в обозначенные сроки (12 лет) не стоит», – добавляет он.

Впрочем, Пономарев считает, что конкуренция железнодорожного и автомобильного транспорта сильно преувеличена, равно как и морского. «Причем из Китая, как ни странно, большинство грузов заходит через «Большой порт Санкт-Петербурга», потому что по железной дороге большие проблемы с поставкой в точные сроки», – замечает эксперт.

«Автомобильным транспортом вряд ли кто-то будет перевозить тяжелые грузы или сырье. Часть трафика будет идти не только из Китая, но и из Казахстана. Это пищевая продукция, текстильная продукция и другие легкие товары. Кроме того, основная окупаемость платных трасс, как видно на примере М-4 и перспективной М-11, идет все-таки не за счет грузовых перевозчиков, а за счет рядовых пользователей, которые и создают основной поток трафика», – говорит Пономарев.

Конкурировать с Северным морским путем новая трасса тоже вряд ли будет. «К 2024 году также поставлена задача нарастить до 80 млн тонн перевозку грузов по Севморпути. Однако по СМП будет перевозиться сырье – СПГ, нефтепродукты, уголь, отдельные виды металла. Перевозок готовой продукции этим путем ждать не приходится. СМП больше подходит для грузов, которые добываются в его окрестностях», – заключает Пономарев. 

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Завершен итоговый отчет по катастрофе Superjet 100 в Шереметьево в 2019 году
Темы дня

В западном саммите по Украине немало полезного для России

Так называемая мирная конференция по Украине в Швейцарии изначально задумывалась как политический удар по России. Но ситуация на фронте расставила все по местам: саммит, на котором представитель Москвы присутствовать не будет, в итоге принесет пользу именно России.

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

США предложили G7 компенсировать расходы на Украину с помощью активов России

Европа потребовала отчетности от Украины за потраченные деньги

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Новости

У Boeing возникли проблемы из-за ухода западных компаний из России

В числе компаний, которые прекратили работу в России, оказалась RTX, производящая терморегулирующее оборудование для Boeing 787 Dreamliner, из-за этого у Boeing возникли трудности, сообщают СМИ.

Telegraph узнала о «подробном плане» Трампа по завершению конфликта на Украине

Экс-президент США Дональд Трамп якобы разработал подробный план по мирному урегулированию украинского конфликта, но «не будет раскрывать его до выборов», сообщил источник.

Боррель назвал условие капитуляции Украины

Отсутствие западных поставок вооружения Киеву заставит Украину капитулировать в течение двух недель, заявил глава дипломатической службы Евросоюза Жозеп Боррель.

Российская ПВО сбила ракеты ATACMS над Крымом

Средствами ПВО сбиты четыре оперативно-тактические ракеты ATACMS над Крымом, сообщило Минобороны России.

Тушение пожара на заводе Diehl в Берлине пришлось прервать

Поскольку возникла угроза того, что в стоки попадет загрязненная химикатами вода, пришлось прервать тушение пожара на заводе Diehl в Берлине, сообщил представитель пожарной службы Адриан Венцель.

Посол Антонов ответил на заявления Госдепа о кибератаках ГРУ на страны Европы

Посол России в США Анатолий Антонов прокомментировал утверждения Госдепа о том, что российское ГРУ якобы причастно к кибератакам против стран Европы.

Украина захотела получить от США дроны MQ-9 Reaper

За последние месяцы «в списке пожеланий» Украины на первое место вышли разведывательные дроны MQ-9 Reaper, но США не хотят передавать эти беспилотники Киеву, сообщают СМИ.

Российские военные нанесли удар по складу с БПЛА и позициям ВСУ в Харькове

ВС России нанесли удар по складу с беспилотниками и месту дислокации украинских военных в районе метро «Основа» в Харькове, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев.

Арестованный в США россиянин Винник заключил сделку о признании вины

Арестованный в США россиянин Александр Винник заключил с американской прокуратурой сделку о признании вины по делу о создании биржи криптовалют BTC-e, сообщил его адвокат Аркадий Бух.

В Ирландии частично оправдали водителя после атаки на посольство России

Жюри присяжных Окружного уголовного суда Дублина единогласно оправдало по обвинению в опасном вождении Дезмонда Уизли, который протаранил грузовиком ворота посольства России, сообщили СМИ.

Илон Маск предупредил об обесценивании доллара

Доллар США ничего не будет стоить, если не удастся решить проблему государственного долга страны, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Захарова назвала слова Борреля о конфликте на Украине «формулой мира»

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала заявление главы дипломатической службы Евросоюза Жозепа Борреля о том, что без поставок Западом оружия конфликт на Украине завершится «за две недели».
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?