«Мы рассчитываем, что в ближайшее время строительство «Северного потока – 2» будет завершено, несмотря на ту ситуацию, которая складывается в связи с противостоянием этому проекту», – заявил министр энергетики России Александр Новак.
Глава Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко тоже выразил уверенность, что и «Северный поток – 2», и «Турецкий поток» будут завершены. Впрочем, «Турецкий поток» американские санкции действительно не затронут – морской трубопровод там давно закончен. А вот «Северный поток – 2» оказался под угрозой.
Однако эксперты уверены: так или иначе, но этот газопровод будет достроен и запущен в течение 2020 года. Каким образом это возможно?
Первый вариант развития событий – с опорой на немцев, которым нужен «Северный поток – 2», попытаться договориться с США о возможности швейцарской компании Allseas доделать свою работу.
Там работы для судов-трубоукладчиков Allseas осталось на две недели. «Можно сослаться, например, на немецкое представление об экологии, что-то в духе того, что трубу нельзя просто так бросить, чтобы она там лежала», – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
В американском документе прописана возможность отсрочки введения санкций сроком до 30 дней. На это, судя по всему, и надеется швейцарский субподрядчик Allseas. Об этом говорит опосредованно тот факт, что суда-трубоукладчики Pioneering Spirit и Solitaire на самом деле не ушли в немецкий порт, как должны были, а отошли к границе морской зоны Германии и Дании и остановились, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. То есть трубоукладчики еще надеются продолжить работы.
Отсрочки в 30 дней более чем достаточно для того, чтобы закончить строительство трубы на датском участке.
По данным на 20 декабря, судну Pioneering Spirit, которое осуществляло укладку первой нитки трубы в водах Дании, осталось уложить 50 км, а Solitaire, строившему вторую нитку трубы, осталось 70 км (общая длина датского участка – 147 км). При хороших погодных условиях работы осталось всего на две недели.
Имеется еще один вариант положительного решения по российскому проекту. В американском документе указывается, что под санкции попадают компании, которые занимаются прокладкой труб на глубине 100 футов, или 30,48 м и более. Тогда как датский участок трубы к юго-востоку от острова Борнхольм проходит в районе Балтийского моря с очень небольшими глубинами – от 10 м до 25 м. Формально деятельность Allseas под санкции США уже не попадает. Но швейцарская компания остановила стройку, в том числе чтобы прояснить этот момент. Страх перед американскими санкциями вполне понятен. Никто из европейцев не устоял перед этим ранее. Разъяснения США, которых ждет Allseas, могут показать, что судам-трубоукладчикам не грозит попасть под санкции.
Игорь Юшков считает, что
американцы дадут ответ в течение двух недель. Если он будет положительным, то «Северный поток – 2» действительно достроят в ближайшее время.
Германия, кстати, настроена на то, чтобы помочь России закончить эту не менее важную для нее и для всей Европы стройку. Об этом свидетельствуют не только последовавшие заявления спикеров из Германии, осуждающие санкции США, но и выданное в понедельник германским ведомством разрешение на строительство «Северного потока – 2» в немецких водах на отрезке в 16,5 км в зимние месяцы. Прокладка труб на немецком морском участке на самом деле давно завершена. Но дополнительные работы, вероятно, потребовались на стыке немецкого участка с датским, полагает Юшков. Ведь Дания согласовала вместо изначально намеченного Газпромом маршрута другой путь. Скорее всего, возникла необходимость в изменениях и на немецком участке. В территориальных водах Германии, кстати, работу ведет третье трубоукладочное судно компании Allseas – Audacia.
Вывод: в лучшем случае стройка «Северного потока – 2» задержится на месяц-полтора. Без остановки судов закончить стройку можно было буквально в первых числах января, при новых условиях можно будет закончить к концу января – началу февраля. Плюс еще два–три месяца потребуется на пуско-наладочные работы, и уже в мае – июне может быть проведена официальная церемония запуска «Северного потока – 2».
Никаких дополнительных последствий для газовых рынков Европы и Украины от такой задержки не будет. Тем более на фоне достигнутых договоренностей Украины и России по транзиту газа. Согласно им, в 2020 году через Украину будет транспортировано 65 млрд кубометров газа. Это лишь на 20–25 млрд кубометров меньше, чем годом ранее. Часть этого заберет на себя «Турецкий поток», который начнет качать газ в Турцию напрямую из России (15 млрд кубов), а не через Украину. А часть возьмет на себя «Северный поток – 2», первая нитка которого заработает летом.
Как считает Митрахович, главное – ввести в строй «Северный поток – 2» до конца лета, максимум – осенью. Тогда проблем с подготовкой к отопительному сезону в Европе и на Украине не возникнет.
Впрочем, США вряд ли просто так выдадут отсрочку. Вашингтон потребует что-то взамен от Германии и России. Что это может быть? Игорь Юшков предполагает, что США могут потребовать от России уступок по Сирии или по Украине, а от Германии, представляющей ЕС, – торговых преференций. Ведь США, склонив Китай в торговом плане, хотят ровно то же самое проделать и с Евросоюзом. Не исключено, что отсрочка санкций будет привязана к обещанию немцев подписать долгосрочный договор на закупку американского СПГ и на строительство в Германии СПГ-терминалов, рассуждает Юшков.
Второй вариант событий наступает, если торг не срабатывает, США не дают отсрочку в 30 дней, плюс официальные разъяснения аннулируют формальное непопадание судов Allseas под санкции из-за работ на более низкой глубине, чем указано в американском документе. Тем самым США заставят Allseas навсегда уйти из проекта. Тогда у России остается единственный вариант – достраивать самостоятельно.
Теоретически есть вариант позвать на помощь Китай. В Крыму укладывать энергетический кабель помогали как раз китайские компании, которые американских санкций не боятся, напоминает Юшков. Вопрос в том, есть ли у китайцев опыт в подобной прокладке труб на дне моря. Если у Китая нет быстрого решения, то, конечно, лучше самим достроить «Северный поток – 2», получив при этом еще и уникальный опыт глубоководной укладки труб. Сейчас во всем мире его имеют только швейцарская Allseas и итальянская Saipem.
Большой минус в том, что самостоятельный вариант достройки трубы – довольно небыстрый и рискованный. Ведь Россия, как и многие другие страны, никогда ничего подобного не делала. Хочется верить, что Газпром все-таки заранее начал готовиться к такому варианту и у него уже есть некие наработки. Как известно, у Газпрома имеется два собственных судна, пригодных для трубоукладочных работ – «Фортуна» и «Академик Черский». Однако просто взять и отправить их укладывать трубы в воды Дании нельзя.
Что касается «Фортуны» – во-первых, рассказывает Митрахович, это не очень большая по сравнению с полноценными морскими судами баржа, которая работает только в прибрежных водах, то есть на небольших глубинах. Во-вторых, на судне нет динамического позиционирования, а это важно для безопасности с учетом штормов на Балтийском море, которые зимой нередки. В-третьих, датское право может запретить этому судну работать в прибрежных водах Дании, аргументируя тем, что это небезопасно с технической точки зрения. Удастся ли установить на судно динамическое позиционирование для безопасности и сколько на это потребуется времени – отдельный сложный вопрос.
Митрахович считает, что придется вызывать с Дальнего Востока «Академик Черский», который стоит в порту Находки. Но только переход этого судна может занять до двух месяцев. Во-вторых, непонятно, в каком техническом состоянии находится это судно, не исключены ремонтные работы. «Потому что не так давно Газпром провел большой конкурс на закупку для этого судна запчастей и оборудования. Для каких целей они покупались – неизвестно», – говорит эксперт.
Наконец, «Академик Черский» также никогда не занимался глубоководной прокладкой труб в море, поэтому даже Газпром не знает на сто процентов, справится ли это судно с такой работой.
Впрочем, Митрахович считает, что «Академик Черский» с высокой долей вероятности должен справиться, потому что Балтийское море относительно мелководное. «Вот если бы сейчас надо было класть трубы на дно Черного моря, где глубина доходит до 2 км и еще имеется сероводород, тогда это была бы проблема. Балтика же – мелкая, возле острова Борнхольм вообще около 30 м глубина», – говорит собеседник.
В конце концов, в крымской истории с газовыми турбинами для новых ТЭС злые языки тоже уверяли, что самостоятельно Россия не справится, у нее нет специалистов для работы с немецкими технологиями. Но оказались неправы, напоминает Митрахович. Газпром тоже может привлечь к проекту в Балтийском море специалистов, которые работали с Allseas и имеют опыт трубоукладки.
Вывод: Газпром в любом случае найдет решение и при необходимости сам достроит «Северный поток – 2». Однако сроки стройки сдвинутся. Трубопровод введут вряд ли раньше второго квартала 2020 года, а может, и к концу следующего года.
«Когда именно будет запущен проект – вопрос дискуссионный. Но есть понимание, что при любом раскладе его достроят в течение 2020 года», – считает Митрахович.
Если труба заработает слишком поздно, к концу 2020 года, тогда будут последствия. Газпрому придется просить оператора украинской ГТС качать больше газа через Украину и в 2020 году, и в 2021 году, на который запланирована прокачка всего 40 млрд кубов. Это само по себе будет унизительно для России. Плюс Киев, скорее всего, воспользуется ситуацией и потребует оплаты транзита сверхзафиксированных объемов по более высокому тарифу.
Ведь «Северный поток – 2» на первых порах будет работать не на полную мощность. Плюс ввод в строй второй ветки «Турецкого потока» задерживается из-за Болгарии, а довольно уязвимые перед США болгары могут тянуть со стройкой и до конца 2020 года, и даже дольше. Кроме того, «Северный поток – 1» из-за судебных претензий Польши работает в половину мощностей из-за ограничений для Opal. Тут, правда, Германия может помочь снять эти ограничения довольно быстро, если захочет.
«В целом это будет неприятно: некая потеря лица для России. Плюс Украина заломит дополнительную стоимость дополнительного транзита», – говорит Митрахович. Поэтому лучше, чтобы «Северный поток – 2» запустили к концу лета, в крайнем случае – осенью 2020 года.