Экономика

23 марта 2018, 18:25

Белоруссия нашла новый способ заработать на конфликте России и Украины

Фото: Синдеев Владимир/ТАСС

Взаимозависимые авиационные отрасли России и Украины, похоже, нашли шанс взаимодействовать даже в условиях объявленных Киевом санкций. Неудивительно – разрыв производственных и сервисных связей крайне вредит обеим странам. Но больше всего заработает на этом неожиданно обнаружившийся посредник.

Разрыв авиационных связей Украины с Россией сделал заложниками украинские самолеты Ан, которые продолжают эксплуатироваться в России. Речь как минимум об их сервисном обслуживании, доступе к запчастям и продлении летной годности и сроков эксплуатации.

Украинский «Антонов», для которого сервисное обслуживание и ремонт летающих самолетов являются важной статьей доходов, тоже оказался не у дел. Производство самих самолетов без заказов из России фактически остановилось.

«Разрыв производственных связей наносит удар по авиационной отрасли обеих стран. Практически остановлено производство на Харьковском авиазаводе (ХГАПП), под угрозой производственная программа на Воронежском (ВАСО), масса проблем с обслуживанием и ремонтом техники, ранее создаваемой в рамках кооперации», – говорит эксперт-аналитик «Финам» Алексей Калачев.

«Ситуация с обслуживанием Ан в России начинается обостряться. Учитывая катастрофу с участием Ан-148 и последовавшие ограничения на эксплуатацию этих бортов, проблема перестала быть исключительно политической. К тому же заменить все летающие в России самолеты Ан пока нечем. Поэтому поиск компромиссного варианта, позволяющего худо-бедно существовать украинскому авиапрому, а российским эксплуатантам поддерживать самолеты в технически исправном состоянии, назрел», – рассуждает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.

И выход из этой абсурдной ситуации, судя по всему, найден, причем самим украинским авиапромом. Украинский «Антонов» и Минский завод гражданской авиации № 407 (МЗГА) ведут закрытые переговоры о создании сервисного центра и своего представительства в Минске. 20 февраля 2018 года между ними был подписан соответствующий протокол, копия которого оказалась в руках украинского издания LIGA.net. Подпись под документом поставило также Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП).

Согласно протоколу переговоров, в сервисном центре Минска планируется продлевать летную годность, ресурсы и сроки службы самолетов Ан, осуществлять ремонт покупных комплектующих, взаимодействовать по запчастям. Более того, отдельным пунктом говорится о сборке самолетов Ан-148, Ан-158 и Ан-178 на территории Белоруссии. Харьковский авиазавод через минский сервисный центр будет продавать запасные части на самолеты Ту-134.

Когда стороны договорятся окончательно, «Антонов» обязуется предоставить перечень самолетов Ан, которые эксплуатируются в России, и перечень подлежащей ремонту техники.

Таким образом, у Белоруссии появилась возможность неплохо заработать на разрыве авиационных связей Украины с Россией. Тем более что у нее уже есть большой посреднический опыт по сглаживанию негативных последствий для ЕС от российского продовольственного эмбарго.

«Конечно, это неприкрытая попытка обойти ограничения и продолжить сотрудничество с Россией. Белоруссия – нейтральная территория, где «Антонов» может спокойно работать и избавиться от политической окраски своей деятельности», – согласен Алексей Антонов из «Алор Брокер».

И такой сценарий, считают эксперты, вполне может сработать. «Уникальное положение Белоруссии не в первый раз может принести выгоду экономике республики ко взаимному удовлетворению конфликтующих соседей», – считает Алексей Калачев.

Мощностей Минского завода гражданской авиации, по его словам, должно хватить для обеспечения сервисного обслуживания самолетов Ан, эксплуатируемых на постсоветском пространстве. В Национальном аэропорту Минска готовится к эксплуатации первая очередь строительства новых корпусов под нужды МЗГА. Несложно догадаться, что эти корпуса вполне могут быть предоставлены для проектов «Антонова», замечает Алексей Антонов. И технические возможности Минского завода по сравнению с текущими возможностями украинских предприятий выглядят сильнее, считает он.

Но в том, что касается запчастей и комплектующих, Минск по большей части выступит нейтральным посредником, легализующим взаимные поставки между Россией и Украиной, говорит Калачев.

В целом белорусский сценарий может быть реализован, если исключить пункты про производство новых самолетов в Минске, равно как и частей к ним.

Во-первых, это дорого и долго, говорит Жарский. Во-вторых, у Минского завода гражданской авиации нет опыта и компетенций для производства самолетов. «Ведь это авиаремонтный завод, который специализируется на обслуживании технически устаревших самолетов Як», – говорит эксперт.

Поэтому для того, чтобы обслуживать самолеты Ан, в том числе современные, также потребуются дополнительные инвестиции в создание базы для обслуживания и обучения персонала. И вопрос денег станет определяющим при реализации такого проекта. Вряд ли российский бюджет профинансирует создание сервисного центра в Белоруссии с целью фактической поддержки украинского авиапрома, говорит Жарский. Даже несмотря на то, что с проблемой обслуживания самолетов Ан столкнулись не только российские авиакомпании, но и вооруженные силы, спецслужбы, авиаотряд России и МЧС. Россия скорее потратит больше на собственные проекты, направленные на замену украинских бортов. У украинских заводов, ясно, денег нет. Значит, заплатить в надежде на будущие прибыли предстоит Минску.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Кулеба сообщил масштаб разрушений энергосистемы Украины
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?