Экономика

31 января 2018, 19:15

России предстоит избавиться от миллионов старых автомобилей

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Свежая статистика показывает любопытные данные по поводу того, как быстро Россия наверстывает отставание от остального мира в степени автомобилизации. Специальное исследование также развенчивает мифы о количестве автомобилей в российских столицах и демонстрирует, что отечественный автопром еще имеет серьезные шансы на выживание.

За последние 10 лет количество легковых автомобилей на российских дорогах увеличилось на 50%. В 2007 году в стране насчитывалось 28 млн легковых автомобилей, а в 2017 году автопарк превысил 42 млн машин, посчитали в «Автостате».

Больше всего машин, конечно, на дорогах Москвы и Санкт-Петербурга. По данным агентства, на середину 2017 года парк Москвы насчитывал 3,65 млн легковых автомобилей, а Санкт-Петербурга – 1,68 млн машин. В десятку городов с самыми большими автопарками также входят Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, Омск, Краснодар, Ростов-на-Дону и Воронеж. По дорогам этих городов ездит от 320 до 450 тыс. легковушек.

Средний возраст российских авто, по данным исследования, на середину 2017 года достиг уже 12,5 лет. «Стареть» российский автопарк начал в 2014 году, что соотносится с ухудшением экономической ситуации и падением продаж. К началу 2016 года около 47% зарегистрированных машин в России были старше 10 лет, а в возрасте менее пяти лет насчитывалось немногим более 28%. Сегодня каждый третий автомобиль в России – машина старше 15 лет.

Интересно, что большинство российских автомобилистов выбирают машины, произведенные в России. По данным агентства, автопарк на 60,5% состоит из них. Большинство – 16,6 млн – это автомобили отечественных марок, еще 8,8 млн – иномарки российской сборки. Чуть более 16% парка прибыло из Японии (все – праворульные). Собранных в Германии автомобилей по российским дорогам ездит не так уж и много – всего 8,3% парка, или 3,5 млн штук. Чуть более миллиона машин – южнокорейского производства, менее миллиона – из Великобритании.

Как бы ни ругали автомобили «Лада», но это действительно народный автомобиль, который продолжает лидировать в автопарке страны. Больше всего среди них машин модели Lada 2107, на втором месте – ВАЗ-2106, третье место у Lada 4 × 4, и следующие четыре места – у других моделей российского АвтоВАЗа. Из иномарок с большим отрывом от Lada – Ford Focus и Toyota Corolla, заметной долей в парке обладают также Renault Logan, Chevrolet Niva, Hyundai Solaris и KIA Rio.

Если посмотреть на региональную разбивку, то в России 29 регионов, жители которых все-таки предпочитают иномарки. Особенно это характерно для Дальнего Востока, например Приморья, Сахалина и Хабаровского края, где доля иномарок превышает 90%. Это объясняется близостью и любовью местных жителей к японским праворульным автомобилям. До введения пошлин на подержанные иномарки купить б/у японскую машину было дешевле, чем везти новую российскую из Центральной России. Еще больше иномарок в Калининградской области, что связано с близостью с Евросоюзом. И все же в большинстве регионов России доля иномарок значительно ниже.

Особыми автомобильными патриотами в этом плане являются регионы Северного Кавказа, где иномарок в автопарке не более 35%. Наибольшая доля автомобилей российского производства в автопарке Дагестана (почти 77%).

А вот по уровню автомобилизации на первом месте вовсе не столичные города. Наибольшую обеспеченность легковыми автомобилями имеет Самара, где на тысячу жителей приходится 334 легковушки. В Санкт-Петербурге на тысячу жителей 319 легковых автомобилей, замыкает тройку Воронеж с показателем в 308 машин на 1000 жителей. Москва лишь на четвертом месте – 307 автомобилей на 1000 жителей.

В Европе владение автомобилем на 1000 человек намного выше – 500–650 машин. Сравнительно невысокий уровень автомобилизации и большой возраст автопарка указывает, что российский авторынок еще далек от насыщения.

«Количество автомобилей в автопарке растет в соответствии с запросами россиян, – говорит заместитель главы правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. – Если в 2007 году на семью был один автомобиль и этого было достаточно, то сейчас в ряде случаев может быть и три автомобиля на семью».

«В России с ее огромными расстояниями потребность в автомобилях никак не меньше, чем в странах Европы и США. Однако эта потребность может быть реализована только при наличии платежеспособного спроса, и объемы рынка соответствуют текущему уровню доходов населения», – отмечают в пресс-службе автодилера «Рольф».

Локомотивом продаж является в основном доступный кредит. В прошлом году, например, программа льготного кредитования стала хорошим инструментом реализации отложенного спроса и поддержки рынка, считают в «Рольфе».

По прогнозу Зиновьева, российский автопарк продолжит расти. Зиновьев также ожидает резкое выбывание из эксплуатации старых автомобилей. Причиной омоложения парка может послужить снижение продаж новых автомобилей в 2013–2014 годах, что привело к низкой базе и росту рынка в 2017-м. В прошлом году, как писала газета ВЗГЛЯД, россияне вывели автомобильный рынок из пятилетнего кризиса.

Все это позволяет российским игрокам и западным автопроизводителям верить в высокий потенциал российского рынка. «В период кризиса произошла некая «очистка рынка». Сейчас в стране остались только уверенные бренды и автодилеры, которые готовы развивать рынок и развиваться вместе с ним», – говорит Зиновьев.

Доказательством интереса к российскому авторынку является не только расширение модельного ряда у ведущих российских брендов, но и производство новых иномарок на российских площадках. Например, недавно российский офис Mitsubishi Motors заявил, что обсуждает возможности сборки новых моделей на совместном с PSA Peugeot Citroen заводе в Калуге. Там считают, что для успеха нового компактного кроссовера Mitsubishi Eclipse Cross (появится в апреле) просто необходима локальная сборка. Внедорожники Mitsubishi Outlander и Pajero Sport уже собираются в Калуге. А московский завод «Рено Россия» заявил о планах начать выпуск в 2019 году еще одного кроссовера Renault – купе, который будет собираться на той же платформе, что и Duster (самая продаваемая модель марки в России). На калининградском «Автоторе» недавно уже стартовало производство обновленного флагманского кроссовера KIA Sorento Prime, премьера которого состоялась совсем недавно, на Франкфуртском автосалоне – 2017.

Свои модели выпускают в России многие западные автоконцерны. Лидером по объемам выпуска иномарок в 2017 году стал петербургский завод Hyundai, на втором месте – группа Volkswagen, имеющая две производственные площадки – в Калуге и Нижнем Новгороде. На третьем месте – калининградский конвейер «Автотора». Далее идут петербургский завод Nissan и дальневосточный завод «Мазда Соллерс». 

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?