Экономика

25 сентября 2017, 17:30

Украине грозит резкое сокращение доходов от авиатранзита

Фото: Gleb Garanich/Reuters

Транзитная функция Украины, которой так гордятся в Киеве (особенно в связи с газовой трубой), оказалась под новым ударом. Европейское агентство авиационной безопасности планирует ограничить движение международных рейсов над значительной частью страны. В чем причина новых претензий к Украине со стороны той самой Европы, куда Киев так сильно стремится?

Три украинских аэропорта – «Харьков», «Днепропетровск» и «Запорожье» – оказались под угрозой закрытия. Европейское агентство авиационной безопасности EASA выпустило проект бюллетеня, где предполагается ограничить авиационное движение в восточной части Украины. В частности, EASA планирует признать опасными полеты в пределах Днепропетровского района полетной информации, в состав которого как раз и входят эти аэропорты. В данный район входит почти вся восточная Украина – около четверти территории страны.

Проект документа от европейского регулятора действительно поступил в Государственную авиационную службу Украины, подтвердила управляющая международным аэропортом «Харьков» компания «Нью Системс АМ». Об этом говорится в письменном обращении Харьковского горсовета к украинскому премьер-министру Владимиру Гройсману. Если этот документ будет утвержден, то авиасообщение между Харьковом и другими странами будет остановлено.

В итоге работа Харьковского аэропорта и смежных предприятий, таможенного и приграничного контроля может быть прекращена, и тогда работу потеряют 1,5 тыс. человек, говорится в обращении местных властей. Из-за закрытия аэропорта «Харьков» может пострадать и украинский футбол. Донецкий футбольный клуб «Шахтер» проводит свои матчи, в том числе Лигу чемпионов, в Харькове. Но по нормам УЕФА местный стадион «Металлист» не будет допущен к проведению еврокубковых матчей, если в городе не будет действующего аэропорта, сообщает sport.ua.

Опасность закрытия аэропортов подтвердили и в правительстве страны. Премьер Гройсман дал задание не допустить этого. Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян рассказал, что Киев ведет переговоры с еврокомиссаром по вопросам транспорта и мобильностям госпожой Бульц. На этой неделе Киев должен представить аргументацию своего заявления «Мы считаем такой бюллетень не соответствующим действительности».

В чем же причина желания ЕС закрыть для полетов еще один район на Украине? По словам Омеляна, «европейские партнеры объяснили это тем, что у них повысились требования к безопасности». Однако основания для усиления мер по безопасности ему не понятны, «потому что, по нашей информации, ухудшения ситуации не происходит».

И действительно – в Донбассе давно идут вооруженные столкновения, почему же европейцы увидели опасность для полетов в близлежащих районах только сейчас? Украинский авиаэксперт Сергей Хижняк также считает близость военных действий в Донбассе странной причиной: «что-то не сходится, там расстояние 200–300 км, вряд ли могут быть риски», передают украинские «Вести».

Возможно, причина все-таки в другом. Например, европейцы могли обнаружить, что украинские диспетчерские службы не могут представить качественную полетную информацию, говорит руководитель «Авиа.ру» Роман Гусаров.

«Учитывая, что речь идет о районе полетной информации, скорее всего, EASA беспокоит все-таки качество предоставления полетной информации. Иначе говоря – диспетчерских услуг, предоставляемых компанией «Украэрорух», которая и должна обеспечивать проводку воздушных судов по международным трассам через Харьков и Днепропетровск», – рассуждает Роман Гусаров.

Возможно, все дело в безалаберности украинских диспетчеров. А может быть, не так давно произошел некий технической сбой, и кто-то из перевозчиков пожаловался в EASA. Либо повышение требований EASA к безопасности означает наличие некоего специального или дополнительного оборудования, необходимого для безопасности полетов по международным требованиям. И такого оборудования в этих украинских аэропортах, скорее всего, не оказалось.

Такая ситуация уже была, рассказывает газете ВЗГЛЯД один из участников рынка.

В свое время EASA запрещала обслуживать проходящие через Калининградскую область маршруты с помощью калининградских диспетчеров. Агентство требовало установки в Калининграде спецоборудования для безопасности проводки самолетов.

И Россия, конечно, купила это оборудование, но оно долго не могло попасть в Калининград, потому что Литва делала все возможное, чтобы задержать этот груз. Причина банальна – эти полеты обслуживались диспетчерским центром в Литве, который и получал за это соответствующие деньги – так называемые пролетные.

Дело в том, что авиакомпании платят за пролеты по чужой воздушной территории. Россия, например, зарабатывает 300–400 млн долларов в год на так называемых транссибирских перелетах. Доход Литвы или Украины, конечно, скромнее, однако для их небольших и небогатых экономик заработок на «воздухе» точно не будет лишним. По данным украинских СМИ, за каждые 100 км пролета над украинской территорией Киев получает чуть ли не 100 евро.

И, конечно, украинские аэропорты зарабатывают прежде всего на иностранных авиаперевозчиках. Выжить за счет собственных перевозок они просто не смогут. Так, в аэропорт «Харьков» осуществляются рейсы из киевского аэропорта, а также из Варшавы, Стамбула, Тбилиси и Кутаиси, Тель-Авива и Минска. После запрета полетов российских компаний авиасообщение между Украиной и Россией осуществляется белорусскими перевозчиками.

Аэропорт «Днепр» живет за счет рейсов в/из Киева и Львова, а также Вены и Тель-Авива. Аэропорт «Запорожье» в этом списке самый бедный: кроме рейсов в/из Киева, сюда два раза в неделю летают из Батуми и три раза из Стамбула. Плюс пять раз в неделю из Минска (считай, России).

Формально EASA запретить полеты не может, оно лишь рекомендует европейским авиакомпаниям не летать в определенных районах, если считает это опасным. Однако ни один европейский перевозчик не решится ослушаться рекомендаций EASA. Более того, к европейскому агентству прислушиваются и все остальные мировые авиакомпании. Поэтому украинские аэропорты и власти переживают не зря. Если Европейское агентство по безопасности выпустит свой протокол по безопасности, то

три украинских аэропорта могут вскоре просто закрыться, а компания «Украэрорух» – лишиться пролетных денег.

Украинские авиаперевозки и так переживают не лучшие времена. До 2014 года Украина хорошо зарабатывала на авиационном транзите, через нее пролегало огромное количество евроазиатских маршрутов. Но теперь на территории Украины полеты любых российских авиакомпаний запрещены. Кроме того, из-за падения малайзийского лайнера над Донецком в зоне боевых действий в Донбассе пролет также закрыт из соображений соблюдения безопасности полетов. По данным Украэроруха (это компания, которая как раз и занимается сопровождением полетов), в 2015 году все эти запреты привели к падению воздушного движения над Украиной на 55–60%. При этом доходы компании снизились на 70%.

Что касается отказа от сотрудничества с РФ, то, по оценкам Украэроруха, потери составляют порядка 30–35 млн евро в год. Если раньше через украинскую территорию летали российские самолеты в Болгарию, Турцию, Египет, Грецию и Израиль, то теперь они летят в облет.

Для понимания: только одна российская авиакомпания «Трансаэро», которая ежедневно совершала три рейса в киевский аэропорт Жуляны, платила аэропорту около 7 млн грн, или 340 тыс. долларов в месяц. Только одна российская авиакомпания приносила 4 млн долларов в год киевскому аэропорту.

Все эти деньги теперь получают соседи Украины – Турция, Болгария, Румыния. Авиатрафик через воздушные коридоры этих стран значительно вырос. Если нельзя будет летать через Харьков, Днепр и Запорожье, то Болгария, Румыния и Турция выиграют еще больше.

«Учитывая, сколько Украина уже потеряла из-за собственных запретов и военных действий в Донбассе, это может означать почти полное закрытие транзита через украинскую территорию. Для Украины и ее аэропортов это серьезный удар», – говорит Роман Гусаров.

«Если сейчас посмотреть на Flightradar, то Украина выглядит почти как белое пятно на карте Европы. Везде очень плотное движение воздушных судов, а над Украиной пролетают лишь редкие самолеты. Украина уже прилично потеряла на потере транзита. Теперь может лишиться и последних транзитных полетов», – заключает Гусаров.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

США решили увеличить размер военной помощи Украине
Темы дня

Российский атом пробивает европейские санкции

Болгария, ставшая в последние годы одним из самых суровых исполнителей санкций против России, внезапно ввела весьма примечательное исключение. О чем идет речь и почему на этот раз Болгария не способна обойтись без российской технологической помощи?

Украина научит европейцев экономить зимой электричество

Накануне зимы Евросоюз решил помочь Украине с электричеством. В Киев приехала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которая пообещала помощь, деньги и даже целую ТЭЦ в разобранном виде. А глава Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль заявил, что европейские потребители способны сократить потребление, чтобы из чувства солидарности отправить на восток сэкономленное электричество. Но хватит ли его Украине зимой?

Лавров назвал шуткой слова Путина о «поддержке» Харрис

Эксперт: Привезенной из Литвы ТЭЦ хватит Украине на половину небольшого города

Психолог рассказала, как убедить детей не спиливать зубную эмаль

Новости

Названо обнаруженное в рациях «Хезболлы» мощное взрывчатое вещество

Взорвавшиеся в Ливане рации, предположительно принадлежащие организации «Хезболла», были начинены мощным взрывчатым веществом пентаэритриттетранитратом (PETN), которое используется для снаряжения капсюлей-детонаторов, сообщили СМИ.

Лавров: США выдумывают по десять небылиц в день про Россию

Российская сторона обладает вооружением, применение которого может повлечь серьезные последствия для западных стран, заявил министр иностранных дел Сергей Лавров в интервью телеканалу Sky News Arabia. Он также рассказал о фейках, которые распространяют страны Запада о России.

Мишустин утвердил список навязывающих нетрадиционные ценности стран

Перечень государств, навязывающих деструктивные неолиберальные идеологические установки, противоречащие традиционным российским духовно-нравственным ценностям, утвержден председателем правительства Михаилом Мишустиным.

РОЦИТ сообщил о жалобах на работу почтового сервиса Gmail от Google

Пользователи Gmail столкнулись с неполадками в работе сервиса, соответствующие жалобы начали поступать в Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ). Там порекомендовали сменить почтовый аккаунт Google, если он был использован для регистрации на «Госуслугах» или иных сервисах.

В Ирландии напомнили Западу о российской «Царь-бомбе»

В случае ядерной войны Россия может применить мощнейшую в истории человечества термоядерную «Царь-бомбу», эта мысль ужасает, заявил ирландский журналист Чей Боуз.

Медведев назначен главой комиссии Совбеза по комплектованию армии контрактниками

В Совете безопасности России сформирована межведомственная комиссия по комплектованию Вооруженных сил страны военнослужащими по контракту, соответствующий указ подписал президент Владимир Путин.

CNN: У США не хватает вооружений для отправки Украине следующей партии

США намерены объявить о выделении Украине нового крупного пакета военной помощи на следующей неделе, однако отправка вооружений может быть отложена из-за истощения запасов на складах Пентагона, сообщили СМИ.

ВС России перерезали снабжение ВСУ по железной дороге на Покровск

Российские войска уничтожили мост, по которому проходила железная дорога в Покровск, что затруднило транспортировку украинских войск и боеприпасов, сообщает советник главы ДНР Игорь Кимаковский.

В Тбилиси призвали ЕС не шантажировать Грузию темой безвиза

Председатель комитета парламента Грузии по евроинтеграции Мака Бочоришвили призвала ЕС не шантажировать ее страну темой возможной отмены действующего с 2017 года либерального визового режима в качестве наказания за якобы отступление от демократии, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Бакальчука отпустили домой после стрельбы у офиса Wildberries

Владеющий 1% ООО «Вайлдберриз» Владислав Бакальчук, которого задержали по делу о стрельбе возле офиса Wildberries в центре Москвы, сообщил, что вернулся домой.

РПЦ поддержала исключение теории Дарвина из школьных учебников

Представители Русской православной церкви поддержали предложение об исключении теории эволюции Чарльза Дарвина из школьной программы.

Польша обвинила экс-адвоката Березовского в причастности к нападению на Волкова

Анатолий Блинов, бывший адвокат Бориса Березовского, обвиняется в руководстве нападением на Леонида Волкова (признан иноагентом, внесен в реестр террористов и экстремистов), которое произошло в марте в Вильнюсе, следует из слов пресс-секретаря Национальной прокуратуры Польши Пшемыслава Новака.
Мнения

Бахтияр Бабаджанов: Откуда у трудовых мигрантов в России тяга к исламу

Основная часть мусульман Узбекистана придерживается «религиозного минимализма», но, оказавшись в качестве трудовых мигрантов за границей, они ищут новые формы коммуникаций с себе подобными.

Геворг Мирзаян: Зеленский сменил призрачный мир на бесконечную войну

Весьма символично, что «победа» в понимании Зеленского – это теперь война без конца с постоянной эскалацией. Подстраиваясь под понимание Запада о невозможности военной победы над Россией, Зеленский предлагает американцам и европейцам просто вести войну.

Андрей Перла: Про Армению надо временно забыть

Последние заявления армянского премьер-министра ставят перед нами простой и важный вопрос: что России делать с Арменией? А может быть, вопрос еще проще: стоит ли вообще с ней что-то делать или пусть армяне разбираются с собой сами?
Вопрос дня

Зачем «Хезболле» нужны пейджеры?