Экономика

25 сентября 2017, 17:30

Украине грозит резкое сокращение доходов от авиатранзита

Фото: Gleb Garanich/Reuters

Транзитная функция Украины, которой так гордятся в Киеве (особенно в связи с газовой трубой), оказалась под новым ударом. Европейское агентство авиационной безопасности планирует ограничить движение международных рейсов над значительной частью страны. В чем причина новых претензий к Украине со стороны той самой Европы, куда Киев так сильно стремится?

Три украинских аэропорта – «Харьков», «Днепропетровск» и «Запорожье» – оказались под угрозой закрытия. Европейское агентство авиационной безопасности EASA выпустило проект бюллетеня, где предполагается ограничить авиационное движение в восточной части Украины. В частности, EASA планирует признать опасными полеты в пределах Днепропетровского района полетной информации, в состав которого как раз и входят эти аэропорты. В данный район входит почти вся восточная Украина – около четверти территории страны.

Проект документа от европейского регулятора действительно поступил в Государственную авиационную службу Украины, подтвердила управляющая международным аэропортом «Харьков» компания «Нью Системс АМ». Об этом говорится в письменном обращении Харьковского горсовета к украинскому премьер-министру Владимиру Гройсману. Если этот документ будет утвержден, то авиасообщение между Харьковом и другими странами будет остановлено.

В итоге работа Харьковского аэропорта и смежных предприятий, таможенного и приграничного контроля может быть прекращена, и тогда работу потеряют 1,5 тыс. человек, говорится в обращении местных властей. Из-за закрытия аэропорта «Харьков» может пострадать и украинский футбол. Донецкий футбольный клуб «Шахтер» проводит свои матчи, в том числе Лигу чемпионов, в Харькове. Но по нормам УЕФА местный стадион «Металлист» не будет допущен к проведению еврокубковых матчей, если в городе не будет действующего аэропорта, сообщает sport.ua.

Опасность закрытия аэропортов подтвердили и в правительстве страны. Премьер Гройсман дал задание не допустить этого. Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян рассказал, что Киев ведет переговоры с еврокомиссаром по вопросам транспорта и мобильностям госпожой Бульц. На этой неделе Киев должен представить аргументацию своего заявления «Мы считаем такой бюллетень не соответствующим действительности».

В чем же причина желания ЕС закрыть для полетов еще один район на Украине? По словам Омеляна, «европейские партнеры объяснили это тем, что у них повысились требования к безопасности». Однако основания для усиления мер по безопасности ему не понятны, «потому что, по нашей информации, ухудшения ситуации не происходит».

И действительно – в Донбассе давно идут вооруженные столкновения, почему же европейцы увидели опасность для полетов в близлежащих районах только сейчас? Украинский авиаэксперт Сергей Хижняк также считает близость военных действий в Донбассе странной причиной: «что-то не сходится, там расстояние 200–300 км, вряд ли могут быть риски», передают украинские «Вести».

Возможно, причина все-таки в другом. Например, европейцы могли обнаружить, что украинские диспетчерские службы не могут представить качественную полетную информацию, говорит руководитель «Авиа.ру» Роман Гусаров.

«Учитывая, что речь идет о районе полетной информации, скорее всего, EASA беспокоит все-таки качество предоставления полетной информации. Иначе говоря – диспетчерских услуг, предоставляемых компанией «Украэрорух», которая и должна обеспечивать проводку воздушных судов по международным трассам через Харьков и Днепропетровск», – рассуждает Роман Гусаров.

Возможно, все дело в безалаберности украинских диспетчеров. А может быть, не так давно произошел некий технической сбой, и кто-то из перевозчиков пожаловался в EASA. Либо повышение требований EASA к безопасности означает наличие некоего специального или дополнительного оборудования, необходимого для безопасности полетов по международным требованиям. И такого оборудования в этих украинских аэропортах, скорее всего, не оказалось.

Такая ситуация уже была, рассказывает газете ВЗГЛЯД один из участников рынка.

В свое время EASA запрещала обслуживать проходящие через Калининградскую область маршруты с помощью калининградских диспетчеров. Агентство требовало установки в Калининграде спецоборудования для безопасности проводки самолетов.

И Россия, конечно, купила это оборудование, но оно долго не могло попасть в Калининград, потому что Литва делала все возможное, чтобы задержать этот груз. Причина банальна – эти полеты обслуживались диспетчерским центром в Литве, который и получал за это соответствующие деньги – так называемые пролетные.

Дело в том, что авиакомпании платят за пролеты по чужой воздушной территории. Россия, например, зарабатывает 300–400 млн долларов в год на так называемых транссибирских перелетах. Доход Литвы или Украины, конечно, скромнее, однако для их небольших и небогатых экономик заработок на «воздухе» точно не будет лишним. По данным украинских СМИ, за каждые 100 км пролета над украинской территорией Киев получает чуть ли не 100 евро.

И, конечно, украинские аэропорты зарабатывают прежде всего на иностранных авиаперевозчиках. Выжить за счет собственных перевозок они просто не смогут. Так, в аэропорт «Харьков» осуществляются рейсы из киевского аэропорта, а также из Варшавы, Стамбула, Тбилиси и Кутаиси, Тель-Авива и Минска. После запрета полетов российских компаний авиасообщение между Украиной и Россией осуществляется белорусскими перевозчиками.

Аэропорт «Днепр» живет за счет рейсов в/из Киева и Львова, а также Вены и Тель-Авива. Аэропорт «Запорожье» в этом списке самый бедный: кроме рейсов в/из Киева, сюда два раза в неделю летают из Батуми и три раза из Стамбула. Плюс пять раз в неделю из Минска (считай, России).

Формально EASA запретить полеты не может, оно лишь рекомендует европейским авиакомпаниям не летать в определенных районах, если считает это опасным. Однако ни один европейский перевозчик не решится ослушаться рекомендаций EASA. Более того, к европейскому агентству прислушиваются и все остальные мировые авиакомпании. Поэтому украинские аэропорты и власти переживают не зря. Если Европейское агентство по безопасности выпустит свой протокол по безопасности, то

три украинских аэропорта могут вскоре просто закрыться, а компания «Украэрорух» – лишиться пролетных денег.

Украинские авиаперевозки и так переживают не лучшие времена. До 2014 года Украина хорошо зарабатывала на авиационном транзите, через нее пролегало огромное количество евроазиатских маршрутов. Но теперь на территории Украины полеты любых российских авиакомпаний запрещены. Кроме того, из-за падения малайзийского лайнера над Донецком в зоне боевых действий в Донбассе пролет также закрыт из соображений соблюдения безопасности полетов. По данным Украэроруха (это компания, которая как раз и занимается сопровождением полетов), в 2015 году все эти запреты привели к падению воздушного движения над Украиной на 55–60%. При этом доходы компании снизились на 70%.

Что касается отказа от сотрудничества с РФ, то, по оценкам Украэроруха, потери составляют порядка 30–35 млн евро в год. Если раньше через украинскую территорию летали российские самолеты в Болгарию, Турцию, Египет, Грецию и Израиль, то теперь они летят в облет.

Для понимания: только одна российская авиакомпания «Трансаэро», которая ежедневно совершала три рейса в киевский аэропорт Жуляны, платила аэропорту около 7 млн грн, или 340 тыс. долларов в месяц. Только одна российская авиакомпания приносила 4 млн долларов в год киевскому аэропорту.

Все эти деньги теперь получают соседи Украины – Турция, Болгария, Румыния. Авиатрафик через воздушные коридоры этих стран значительно вырос. Если нельзя будет летать через Харьков, Днепр и Запорожье, то Болгария, Румыния и Турция выиграют еще больше.

«Учитывая, сколько Украина уже потеряла из-за собственных запретов и военных действий в Донбассе, это может означать почти полное закрытие транзита через украинскую территорию. Для Украины и ее аэропортов это серьезный удар», – говорит Роман Гусаров.

«Если сейчас посмотреть на Flightradar, то Украина выглядит почти как белое пятно на карте Европы. Везде очень плотное движение воздушных судов, а над Украиной пролетают лишь редкие самолеты. Украина уже прилично потеряла на потере транзита. Теперь может лишиться и последних транзитных полетов», – заключает Гусаров.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Военкор сообщил о «черных днях» для ВСУ на фронте
Темы дня

План Зеленского оказался неподъемным для США

Владимир Зеленский призвал западные страны передать Украине средства неядерного сдерживания России. О каких именно средствах может идти речь, как к такому предложению отнесутся ключевые страны НАТО, а главное – что это может означать для России?

Камала Харрис наконец-то получила по заслугам

Первое в истории интервью кандидата в президенты США Камалы Харрис «вражескому» (то есть республиканскому) СМИ стало для нее по-настоящему серьезным испытанием, потому что щадить ее в кои-то веки никто не собирался.

Российские военные более месяца передавали разведданные из окружения

Bild: Украина готова создать ядерное оружие за несколько недель

Залужный допустил мобилизацию женщин на Украине

Новости

Эксперт объяснил шпионские возможности западного сервиса SpeedTest

Сервис Speedtest может использоваться на Западе для сбора информации об инфраструктуре и коммуникационных возможностях российских регионов и страны в целом, сказал газете ВЗГЛЯД эксперт по информационной безопасности российского разработчика технологий для борьбы с киберпреступлениями Сергей Золотухин.

РЖД решили выплачивать «подъемные» для машинистов и их помощников

ОАО «РЖД» в ответ на дефицит рабочих рук на рынке труда решило выплачивать «подъемные» в размере 150 тыс. рублей при приеме на работу машинистов и их помощников, сообщила пресс-служба компании.

Религиовед: Каноническое православие на Украине уйдет в подполье

Каноническая Украинская православная церковь, скорее всего, станет подпольной организацией в пределах Украины, но легальной в новых регионах России, заявил руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.

Группа «Чайф» выпустила песню «Донбасское лето» (ВИДЕО)

Группа «Чайф» выпустила новый трек «Донбасское лето», посвященный российским военнослужащим на СВО.

Военкор Коц: Работа с Mirage 2000 станет «сущим адом» для ВСУ

Истребители Mirage 2000, которые Франция передаст Украине, добавят сложностей для технического персонала ВСУ из-за особенностей в обслуживании и высокой аварийности, заявил военный корреспондент Андрей Коц.

Путин поддержал кандидатуру Дегтярева на пост главы ОКР

Президент России Владимир Путин заявил о том, что не возражает против кандидатуры министра спорта Михаила Дегтярева на пост главы Олимпийского комитета России, предложенной на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта.

Военный эксперт: Киев способен создать «грязную ядерную ракету»

Еще с советских времен Украина располагает технологиями, которые позволяют ей создать баллистическую ракету. В теории киевский режим также может создать «грязную бомбу» ввиду наличия на Украине АЭС. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал военный эксперт Алексей Леонков, комментируя серию заявлений Владимира Зеленского по теме ядерного оружия.

Байден признался в помощи Израилю в ликвидации лидера ХАМАС Синвара

Американская разведка оказала помощь Израилю в отслеживании лидера ХАМАС Яхьи Синвара после нападения 7 октября, заявил президент США Джо Байден.

Зеленский назвал ядерное оружие альтернативой вступлению Украины в НАТО

Украина должна либо обладать ядерным оружием, либо быть частью какого-либо альянса, чтобы обеспечить свою безопасность, заявил президент Украины Владимир Зеленский на саммите Евросоюза.

Путин заявил, что плата за спорт не позволила бы ему стать мастером спорта СССР

Президент России Владимир Путин выразил недовольство коммерциализацией детского спорта, отметив, что он не смог бы стать мастером спорта СССР по самбо и дзюдо, если бы нужно было за все платить, как сейчас.

Трамп заявил об ответственности Зеленского за конфликт на Украине

Украинский лидер Владимир Зеленский должен был предотвратить начало вооруженного конфликта Украины с Россией, заявил кандидат в президенты США Дональд Трамп.

Нетаньяху объявил о «начале последнего дня» ХАМАС

Ликвидация военными Израиля главы политбюро палестинского движения ХАМАС Яхьи Синвара знаменует «начало последнего дня» правления ХАМАС в секторе Газа, заявил израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху.
Мнения

Тимур Шерзад: Лишних территорий не бывает

18 октября 1867 года вступил в силу договор о продаже Аляски Соединенным Штатам. Задним умом очевидно, что отдать ее Вашингтону за звенящие доллары было большой ошибкой – хотя в XIX веке ситуация виделась совсем иной.

Алексей Чеснаков: Зеленский пошел на ядерный шантаж Запада

Угрозы украинского режима говорят о том, что теперь нужны дополнительные меры по недопущению распространения ядерного оружия на Украине. Способы достижения этой цели могут быть разными.

Василий Авченко: Как Пичугину удалось выжить в Охотском море

С морем связано много трагедий и не меньше историй чудесного спасения. Михаил Пичугин провел в море 67 дней. За это время лодка прошла свыше тысячи километров – пересекла всё Охотское море, считающееся у моряков одним из самых суровых.
Вопрос дня

Какие преступления совершили ВСУ в Курской области