Производство судов на «Звезде» начнется уже в этом году, при этом пилотный заказ планируется сдать в 2019 году, заявил глава Роснефти Игорь Сечин на церемонии запуска первой очереди судостроительного комплекса «Звезда» в бухте Большой Камень, передает ТАСС. С 2013 года именно Роснефть занимается достройкой завода, который чуть было не стал очередным долгостроем из-за неудачного привлечения иностранного инвестора.
У России есть потребность развивать собственное машиностроение, обеспечивать разработку шельфовых месторождений и развивать Дальний Восток
Речь идет о создании на Дальнем Востоке многопрофильного комплекса по созданию гражданских судов. Новая верфь будет строить суда любой сложности, характеристик и назначений, в том числе ранее не выпускаемые в России по причине существующих ограничений спусковых и гидротехнических сооружений. Товарную линейку «Звезды» будут составлять главным образом высокотехнологичные, крупнотоннажные суда, а также морские платформы.
«Звезду» посетил и Владимир Путин, который назвал приоритеты для дальневосточных судостроителей – важно сосредоточиться на производстве техники для освоения северных широт. «Прежде всего мы должны выпускать суда для нашего внутреннего рынка, для освоения шельфовых месторождений Дальнего Востока и Арктики, для развития Северного морского пути как глобальной транспортной артерии. А мы с вами хорошо знаем, что не только у нашей страны, но и у наших соседей большие планы по освоению этого пути доставки грузов наиболее экономически эффективным путем из Европы в Азию и наоборот. Важно, чтобы в конкуренции за заказы гражданских судов на ведущие роли выходили именно отечественные верфи, такие вот, как «Звезда», – отметил Владимир Путин в разговоре с рабочими завода.
Президент также принял участие в церемонии закладки плавучего дока по заказу ВМФ и осмотрел танкер ледового класса «Сахалин». Судно планируется использовать для снабжения Севера, Дальнего Востока, Курильской гряды и мест дислокации Северной группы войск горюче-смазочными материалами.
Рядом с новой восходящей дальневосточной «Звездой» расположен завод по ремонту военно-морских кораблей. Поэтому кооперация военных и гражданских заказов неудивительна. К тому же изначально предполагалось, что на судостроительном комплексе будет организовано перекрестное финансирование, когда за счет оборонных заказов поднимается гражданское судостроение. Однако постепенно «Звезда» должна будет сосредоточиться на создании гражданской морской техники.
Обещают, что новая верфь будет обладать уникальными для российского рынка компетенциями в области судостроения. И главное, что российские нефтяники и газовики обеспечат завод заказами на годы вперед. По оценке Газпрома, Роснефти и ЛУКОЙЛа, для освоения континентального шельфа к 2030 году России необходимо примерно 1,2 тыс. судов и морской техники для добычи и транспортировки до 110 млн тонн нефти и 160 млрд кубометров газа в год. Такой спрос превышает возможности всех российских верфей.
Всего для освоения континентального шельфы к 2030 году России нужно будет 90 специализированных транспортных судов арктического плавания суммарным дедвейтом около 4 млн тонн и еще около 140 судов обслуживающего флота (оценка Минпромторга). Кроме того, необходимо будет построить 10–12 новых судов обеспечения добычи, а вместе с транспортными морскими судами – около 30 судов, плюс 49 платформ разного типа и 203 подводных основания.
Могут ли имеющиеся верфи построить всю эту морскую технику для обеспечения добычи и перевозки энергоресурсов? У них нет ни необходимых мощностей, ни технологических возможностей. Например, строительство морских буровых установок, крупнотоннажных судов типа газовозов и танкеров на существующих российских верфях просто невозможно. Так, знаменитый северодвинский Севмаш строит суда с дедвейтом максимум 60 тыс. тонн. Тогда как «Звезда» сможет выпускать огромные танкеры водоизмещением до 350 тыс. тонн. Исключением сегодня, конечно, является уникальный Балтийский завод, но он специализируется на атомных судах обеспечения добычи. Тогда как завод в Большом Камне сможет выпускать широкий спектр техники для освоения в том числе арктических шельфов.
Кроме Роснефти, которая взяла в свои руки строительство завода, заказы будут исходить от Газпрома, Совкомфлота, НОВАТЭКа и «Сибура». Только одной Роснефти в ближайшие 25 лет потребуется 15 разведочных платформ, 20 судов сейсморазведки, 106 платформ различного типа и более 200 судов обеспечения и судов другого назначения. Сейчас им приходится заказывать специализированную технику за рубежом. Так, только в 2014 году российские компании разместили на зарубежных верфях заказов на 6 млрд долларов. Появление приморской «Звезды» способно кардинально изменить ситуацию, заставив российские деньги работать на Россию.
Сильные конкуренты новой «Звезды» – это три азиатских лидера современного судостроения: Южная Корея, Япония и Китай. Однако Роснефть вязала курс на то, чтобы конкурентов превратить в союзников. И как минимум один такой союзник уже нашелся в лице южнокорейской Hyundai. Как рассказал Сечин, корейцы помогут в проектировании и инженерном сопровождении строительства на судоверфи «Звезда» первых в мире танкеров типа «Зеленый Афрамакс», работающих на газомоторном топливе. Будет создано совместное предприятие, в уставной капитал которого корейцы внесут как раз разработанный ими проект танкера.
«У России есть потребность развивать собственное машиностроение, обеспечивать разработку шельфовых месторождений и развивать Дальний Восток. Заводы в России, конечно, есть, но на Дальнем Востоке не так уж и много. И те, что имеются в регионе, не в состоянии справиться с задачами. Современные гражданские суда, в частности для нефтегазового комплекса, могут строить далеко не все. Кроме того, самые эффективные из ныне существующих верфей загружены военными заказами для российского флота и наших зарубежных заказчиков», – говорит независимый военно-морской эксперт Прохор Тебин.
«Падение цен на нефть, конечно, накладывает свои коррективы, как и в целом не самая хорошая ситуация на рынке судов нефтегазового сектора, где существует большая конкуренция. «Звезде» придется конкурировать с большим числом иностранных предприятий. Однако если говорить о более сложной технике вроде газовоза, то стоимость ее высока, и заказ за рубежом получить не так быстро и не столь просто. К тому же всегда лучше потратить деньги у себя в стране, создать налоговые поступления, рабочие места, чем отдавать их за рубеж. Пока в этом секторе идут иностранные заказы, поэтому есть желание развивать импортозамещение», – рассказывает Тебин.
Что касается цен на нефть, то их падение скорректировало планы России по освоению арктического шельфа, хотя работы в этом направлении продолжаются. Впрочем, это изначально был задел на будущее, на 10–15 лет вперед, в который надо инвестировать сегодня. Поэтому и заказы на буровые платформы предстоит делать заранее, учитывая, что и завод для их сборки еще строится, и выполнение судостроительных заказов – дело не одного года.
Наконец, судоверфь «Звезда» будет рассчитана на постройку не только буровых платформ, но и судов ледового класса. В силу активно развивающихся портов на северном побережье России такой флот, конечно, будет востребован. Так, грузооборот в рамках Северного морского пути активно растет за счет внутренних перевозок – с 3,9 млн тонн в 2014 году до 5,1 млн в 2015-м. Дальнейший рост обеспечен за счет выхода на проектную мощность крупных энергетических проектов, ориентированных на грузоперевозки по Севморпути, например проект «Ямал СПГ». Наконец, сохраняется потенциал для развития транзитных перевозок по Севморпути. Когда цены на топливо снова подскочат, более короткий северный маршрут станет интересней для перевозок между Европой и странами АТР, чем маршрут через Индийский океан.
Современная верфь будет состоять из трех очередей. По мере их ввода появится возможность строить более сложную морскую технику с большим водоизмещением.
Основу первой очереди составляет блок корпусных производств с окрасочными камерами и тяжелый достроечный стапель. Первый этап предусматривает выпуск судов снабжения, в том числе ледового класса, танкеров и другой морской техники. Объем переработки – 90 000 тонн металла в год, что составляет 21% от общего объема, перерабатываемого в судостроительной отрасли России.
Ввод второй очереди проекта позволит заметно нарастить производительность верфи и спускать на воду суда практически без ограничений по спусковому весу. Основной объект второй очереди – сухой док размерами 114 × 14 × 485 м, к проектированию и строительству которого Роснефть планирует приступить в этом году.
Ввод в эксплуатацию третьей очереди обеспечит строительство офшорных конструкций всех без исключения типов и увеличит производительность верфи до 380 тысяч тонн, что фактически составит половину перерабатываемой в отрасли стали.