Правительство США скептически относится к идее замораживания уровня добычи нефти, полагая, что рынок самостоятельно отрегулируется, заявил РИА «Новости» специальный советник по международным отношениям в области энергетики Госдепартамента США Амос Хохштайн.
Может наступить момент, когда хранилища физически окажутся переполненными, и избыточная нефть пойдет на рынок «по любым ценам
На прошлой неделе, 16 февраля, Россия, Саудовская Аравия, Венесуэла и Катар договорились о готовности сохранить добычу нефти в среднем в 2016 году на уровне января – но только при условии, что другие производители также присоединятся к такой инициативе. По словам министра энергетики России Александра Новака, речь идет о заморозке добычи нефти на 1,3 млн баррелей в сутки. При этом Россия свою долю на мировом рынке сохранит. Это могло бы дать шанс повысить стоимость нефти до 50 долларов за баррель – и эта цена, по словам главы Минэнерго, в долгосрочной перспективе устроила бы и потребителей, и экспортеров.
Это предложение поддержали Эквадор, Алжир, Нигерия и Оман, сообщал министр нефти Венесуэлы. Согласие также выразил Кувейт.
В понедельник генеральный секретарь ОПЕК Абдулла аль-Бадри во время конференции в Хьюстоне призвал не только страны ОПЕК, но и другие страны, включая сланцевые компании США, принять участие в регулировании спроса и предложения на рынке посредством замораживания объемов добычи.
Однако США ответили отказом на призыв присоединиться к диалогу. «Я очень скептически отношусь к этой идее замораживания. Иран уже сказал, что они не будут идти вместе с этим трендом, так что я думаю, что идея ушла», – сказал специальный советник по международным отношениям в области энергетики Госдепартамента США Амос Хохштайн.
При этом он оговорился, что правительство США находится в постоянном взаимодействии как с производителями, так и с потребителями нефти. «Мы ведем разговоры со всеми нашими друзьями по всему миру, странами – производителями нефти и странами – потребителями нефти. Но, в конце концов, мы не считаем, что правительство должно вмешаться и искусственно регулировать, сколько должно быть произведено и сколько должно быть экспорта», – сказал он в кулуарах IHS CERAWeek.
Впрочем, против высказались и другие игроки рынка. Накануне министр нефти Ирана Биджан Зангане заявил, что предложения заморозить добычу нефти являются «нереалистичными» и «смехотворными».
«Некоторые из наших соседей увеличили добычу до 10 миллионов баррелей в сутки и теперь имеют наглость советовать всем остановить повышение добычи. То есть они сохранят добычу на уровне 10 миллионов баррелей в сутки, а мы должны сохранить ее на уровне 1 миллион. Это просто смешно», – приводит агентство Reuters слова Зангане со ссылкой на агентство ISNA.
Неожиданностью стало заявление накануне министра нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими, который, по сути, опроверг достигнутое ранее соглашение. Он также отверг возможность сокращения добычи своей страной. По его словам, соглашение по заморозке добычи не подразумевает сокращение ее объемов. По его мнению, спрос и предложение сбалансируются сами в течение 20 месяцев.
Договориться всем производителям нефти крайне сложно, в первую очередь из-за Ирана, который потерял часть рынка во время санкций и теперь хочет вернуть утерянное, а также США, которые впервые за долгие десятилетия отменили запрет на экспорт нефти.
Нефть падает
Все эти заявления, показывающие трудности в переговорах по заморозке нефти, сразу оказали давление на нефть. Стоимость нефти за последние два дня упала на 5%. В среду котировки продолжили падение, к 14 мск стоимость барреля Brent снижалась на 2,34%, до 32,49 доллара, WTI – на 3,39%, до 30,79 доллара за баррель. Негатива подбавил также Американский институт нефти (API), который сообщил о росте запасов черного золота в США.
Цены на нефть могут продолжить снижение, так как реальной перспективы соглашения о добыче нет, а спрос на нефть сократится с наступлением весны, заявил главный рыночный аналитик CMC Markets в Сиднее Рик Спунер (Ric Spooner). «Пауза затягивается как минимум до 1 марта, когда, по предварительным данным, должны завершиться консультации между производителями нефти. Фундаментально картина остается прежней. Краткосрочно для Brent «рабочим» остается диапазон 30–35 долларов», – считает также Денис Давыдов из Nordea Bank.
«На сегодня запланирован выход данных по запасам от Агентства энергетической информации. Они могут оказаться достаточно негативными, но рынок в последние недели демонстрировал способность удерживать поддержку в районе около 32 долларов за баррель по Brent даже на негативном новостном фоне. Мы полагаем, что контракты Brent с ближайшим сроком экспирации пока будут продолжать колебания в диапазоне 30–36 долларов за баррель», – отмечает Валерий Полховский из ГК Forex Club.
Эксперты Phillip Futures ждут, что в ближайшие месяцы нефть будет торговаться на уровне 28–36 долларов за баррель.
Однако аналитики Райффайзенбанка не исключают резкого падения цен на нефть, так как на рынке еще долгое время будет сохраняться избыток. «Как следствие, может наступить момент, когда хранилища физически окажутся переполненными и избыточная нефть пойдет на рынок «по любым ценам», – считают там.
45–50 долларов за баррель
Между тем замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник считает, что и без искусственного сокращения добычи естественный сценарий обещает удорожание нефти в долгосрочной перспективе.
Во-первых, в силу отложенных инвестиций в мировую нефтедобычу, ухода трудноизвлекаемых и дорогих нефтяных проектов. Во-вторых, из-за роста потребления нефти на фоне ее дешевизны и замещения ею других видов энергоресурсов. «За счет этих тенденций среднегодовая цена на нефть по году вполне может стать 45 долларов за баррель. А эта цена уже достаточно комфортна для России», – говорит Пасечник.
Если все же сработает сценарий, когда Россия и ОПЕК реализуют договоренности по снижению добычи, то это вряд ли сильно повлияет на цены на черное золото. По мнению Пасечника, чтобы довести цены до 50 долларов за баррель в среднем по году и выше, надо как минимум убрать существующий профицит предложения, который оценивается в 1,5–2 млн баррелей в сутки. Однако он сомневается, что производители пойдут на столь кардинальное снижение добычи.
Что касается России, то она сократит в этом году добычу нефти по естественным причинам на 3–5%, но в случае успеха переговоров с ОПЕК сможет преподнести это как снижение в рамках достигнутых договоренностей.