Намерение Федеральной резервной системы (ФРС) США ужесточить монетарную политику в сентябре стало основной причиной обвала мирового рынка акций, заявил директор финансового института при Народном банке (центробанк) Китая Яо Юйдун. По его мнению, повышение ставок может привести к мировому финансовому кризису.
Повышение процентных ставок может закончиться новым мировым финансовым кризисом
«Эта новость стала спусковым крючком, спровоцировавшим неконтролируемые колебания рынка», – приводит его слова издание China Daily. «Повышение процентных ставок может привести к падению котировок американских акций, за этим может последовать продажа активов по всему миру, что в итоге может закончиться новым мировым финансовым кризисом», – прогнозирует эксперт. Яо Юйдун полагает, что ФРС США следует «сохранять спокойствие» до тех пор, пока уровень инфляции в Соединенных Штатах не достигнет отметки в 2%.
Учетная ставка ФРС США – это процентная ставка, под которую Центробанк США выдает кредиты коммерческим банкам. Благодаря этим деньгам банки повышают объемы своих резервов, чтобы соответствовать требованиям самой ФРС. На основе учетной ставки ФРС высчитываются все остальные процентные ставки в стране.
С кризиса 2008 года ФРС держит учетную ставку на нулевом уровне, однако постоянно говорит о том, что может ее поднять, как только экономика страны станет более устойчивой после случившегося кризиса. Однако с тех пор американский центробанк так и не прибегал к этому шагу. На этот раз ситуация несколько иная. ФРС США заявила более конкретные сроки повышения учетной ставки – в этом сентябре. И рынки верят, что это может наконец произойти, тем более что экономическая статистика из США идет неплохая.
Этот еще не свершившийся факт уже оказывает влияние на фондовые рынки. Высокие ставки приводят к росту стоимости капитала компаний, чьи акции котируются на биржах, провоцируя падение рынков акций (с облигациями картина обратная).
Чего добиваются США
На чем основано мнение центробанка Китая, что желание ФРС США поднять учетную ставку так больно бьет по китайскому фондовому рынку, который начал обвал еще во второй половине июня и перекинулся теперь на мировые рынки акций?
Экономики Китая и США очень сильно переплетены. С одной стороны, Китай переживает (а инвесторы подогревают и истерят) о том, что бурно и долго растущая двузначными цифрами экономика страны стала замедляться. В первом квартале 2015 года экономика Китая замедлилась до 7% в годовом выражении. Это самый низкий показатель с 2009 года. Но надо отменить, что темпы роста китайской экономики начали замедляться не сейчас, а еще в 2013 году. В последнем квартале 2014 года рост ВВП Китая уже был 7,3%. Но обвал произошел этим летом, как только планы ФРС по поднятию учетной ставки стали реальностью для рынков.
Чтобы подтолкнуть экономический рост, Китай стимулировал кредитование, понижая процентные ставки, снижая требования по резервам к банкам. Оно росло небывалыми темпами: с мая 2014 года китайцы ежемесячно брали по 700 млрд юаней кредитов (более 110 млрд долларов) – и так весь год. Объем кредитования достиг 15% ВВП страны. В январе 2015 года кредитование в Китае вообще взлетело до 1,4 трлн юаней за месяц, однако в мае этого года оно начало сужаться.
«Домашним хозяйствам, компаниям и государству в Китае нужны деньги для финансирования кредитов, суммарное отношение которых к ВВП скоро может составить 3 к 1. Китай опасается, что денег будет взять неоткуда, потому что повышение ставок ФРС замедлит потребление в США, так как подорожают кредиты для населения и для бизнеса», – говорит Михаил Крылов из ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ». «Американцы активно покупают китайское, и замедление этого процесса понизит спрос на продукцию из Поднебесной. В результате ускорится сокращение экспорта из КНР с более чем 8% в год сейчас и еще сильнее замедлится рост промышленного производства с нынешних 6% в год», – указывает Крылов.
Дальше это ударяет по всему мировому рынку акций. Китайские власти, взваливая вину на американский регулятор, волнуются, что повышение ставки ФРС приведет к росту стоимости заимствований, к росту курса доллара и, как следствие, к перетоку инвесторов на американские рынки и соответствующему оттоку капитала с развивающихся рынков и ослаблению национальных валют, отмечает Дарья Желаннова из «Альпари». «Активы, номинированные в долларах, будут значительно привлекательнее остальных, поэтому американский рынок получит серьезный приток капиталов и одновременно концентрацию этих капиталов на финансовом рынке, ведь для реального сектора дорогой доллар невыгоден», – добавляет она.
А США нуждаются в новом источнике капитала как никто другой, так как без дополнительного притока ликвидности ФРС не сможет обеспечить прежние темпы экономического восстановления в стране, соглашается Артем Деев из Amarkets. «Как это ни странно, но американские власти весьма заинтересованы и в укреплении обменного курса доллара, поскольку только удорожание бумажных денег снова позволит заявить о гордом статусе «американца» как международной резервной валюты», – добавляет он. Все это США получат, если ФРС поднимет учетную ставку.
В США больше нет программы количественного смягчения, которая позволяла печатать деньги и вливать в экономику. Теперь Вашингтон хочет вернуть все эти доллары, ушедшие на другие рынки.
Конечно, повышение учетной ставки не совсем выгодно для реального сектора экономики. Это означает рост ставок по кредитам, подрыв конкурентоспособности национальных производителей и снижение привлекательности экспорта из-за дорогого доллара. Это означает риски дефляции (ибо инфляция в стране сейчас даже не подошла к 2%) и падения потребительского спроса. Именно поэтому решение о поднятии ставки ФРС жестко увязывает с хорошими статистическими данными по экономике, рынку труда и т. п.
#{smallinfographicleft=741102}«И все же определяющей потребностью для ФРС является желание собрать как можно больше средств в расположении государственных облигаций. И сделать это помогут более высокие ставки. США хотят закрепить за национальными трежерис статус главного защитного актива мира, но сперва нужно спровоцировать панику на финансовых рынках и подстегнуть отток капитала из развивающихся стран», – объясняет Артем Деев. За исполнением этого плана с подачи ФРС США сейчас наблюдает весь мир.
Схлопывания пузыря
Есть другая версия случившегося – что это китайский фондовый пузырь, который начал лопаться, спровоцировал падение мирового рынка акций. В частности, ряд американских политиков обвиняют во всем именно КНР.
Когда во второй половине июня произошел обвал на китайском фондовом рынке, ряд экспертов заговорили о сдувании нагретого пузыря силами монетарной политики самого Китая. Меры Китая по стимулированию кредитования сначала помогли нарастить объем кредитов, но потом банки, получавшие ликвидность, стали все меньше и меньше вкладывать денег в реальный сектор (выдавать кредитов). Эти деньги стали уходить на фондовый рынок, брокеры покупали на них акции, потому что это выгодно. Все это привело к надуванию пузыря на фондовом рынке. Хотя экономика Китая замедлялась, рынки не переставали расти.
Обвал рынков во второй половине июня произошел после того, как Народный банк по-тихому, ничего не объясняя, вывел часть средств из финансовой системы страны, чтобы охладить перегретый фондовый рынок. Инвесторы расценили это как конец монетарного стимулирования, что сразу и вызвало обвал китайских акций. Следующие попытки Народного банка оставить этот обвал путем очередного снижения процентных ставок и сокращения требований к резервам для ряда банков помогли не сильно.
Падающие рынки
Китайский фондовый рынок начал резко падать еще во второй половине июня. На прошлой неделе китайские биржи показали 11-процентное падение. Понедельник на этой неделе оказался черным уже для всех фондовых рынков.
Индекс Доу-Джонса (старейший из показателей фондовой активности на американских биржах, в который входят индексы 30 крупнейших промышленных компаний) потерял 24 августа более 1000 пунктов на открытии торгов. За всю историю его существования такое было всего 16 раз, когда индекс Доу-Джонса падал более чем на 500 пунктов за одну торговую сессию.
Во вторник торги на биржах материкового Китая также завершились глубоким падением котировок. В итоге за последние шесть торговых дней Shanghai Composite потерял 26%, достигнув минимального в этом году значения. Основные биржевые индексы США (Dow Jones, S&P 500, NASDAQ) во вторник также падали.
Чтобы стабилизировать ситуацию на финансовом рынке, китайский центробанк объявил о снижении с сегодняшнего дня базовых ставок по кредитам и депозитам для коммерческих банков на 0,25 процентных пункта. «Снижение ставок должно стать катализатором для рынка, а в более отдаленной перспективе послужить улучшению финансового положения предприятий и стабилизации ситуации в реальном секторе экономики», – считает аналитик Founder Securities Го Яньхун. «Если удастся переломить пессимизм инвесторов, и они посчитают, что замедление темпов роста экономики преодолено, то рынок начнет восстановление», – добавляет эксперт.
Вместе с тем многие аналитики полагают, что, хотя действия регулятора и позволят оживить рынок, они будут иметь ограниченный эффект. Экономисты подсчитали, что объем высвобождаемой ликвидности составит всего около 500 млрд юаней, поэтому для преодоления экономических проблем снижение процентных ставок должно продолжиться и в четвертом квартале.
В среду торги на фондовых биржах материкового Китая открылись умеренным ростом котировок, однако почти сразу после этого ушли в минусовую зону. На 10.40 по местному времени (05.40 мск) индекс Shanghai Composite, отражающий ситуацию на Шанхайской фондовой бирже, упал на 3,03%, до отметки 2874,99 пункта. Индекс Shenzhen Component, который является основным индикатором деловой активности на торговой площадке в Шэньчжэне, опустился на 3,52%, до значения 9838,66 пункта.