Кабинет министров Украины в рамках показательной борьбы с коррупцией после стрельбы в Мукачево решил провести эксперимент и передать в управление на аутсорсинг иностранной компании наиболее коррумпированные таможни Западной Украины. Об этом заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк.
Такая практика показала довольно неплохие результаты, но больше в плане собирания налогов и платежей, чем в существенном уменьшении коррупции и контрабанды
Эксперименту подвергнут Закарпатскую, Львовскую, Волынскую и Черновицкую таможни, которые будут переданы в управление независимой профессиональной компании из Великобритании – Сrown Agents. «На этих таможнях должен быть наведен порядок. В первую очередь это борьба с коррупцией», – подчеркнул Яценюк.
«Экспериментально мы рассматриваем передачу этих таможен в кратчайшие сроки. Глава Государственной фискальной службы уже получил соответствующее поручение. Мы с министром финансов занимаем единую позицию, и эти экспериментальные таможни дадут возможность нам натренировать украинских таможенников для того, чтобы вся система таможенной службы, которая остается коррумпированной, (...) была реформирована в кратчайшие сроки», – цитирует Яценюка УНИАН.
Ранее Яценюк говорил, что предложение правительства состоит еще и в том, чтобы устанавливать для таможен плановые поступления и суммы, которые будут собираться сверх плана, делить с местными властями. «У нас есть, например, плановые поступления по Одесской таможне. Все, что выше плана, – 50 на 50: 50% забирает бюджет, 50% Одесса забирает себе. Мы готовы на такой эксперимент», – отметил глава правительства.
Ранее кабмин передал Государственную фискальную службу в прямое подчинение министерству финансов и дал ГФС три месяца, чтобы реально изменить культуру уплаты налогов и сборов, а также провести полную кадровую ротацию в налоговых и таможенных органах. Он подчеркнул, что все кадровые назначения на всех уровнях управления должны быть прозрачными и понятными.
По словам министра экономического развития и торговли страны Айвараса Абромавичуса, аутсорсинг управления таможней применялся в ряде стран с переходной экономикой с привлечением для этих целей в том числе британской компании Сrown Agents. Как раз ее предлагается пригласить и на Западную Украину.
Пример Украины не является прецедентом. Подобная практика, когда государство отдает на откуп иностранцу управление своей таможней, встречается. Та же компания Сrown Agents реформировала таким способом таможню в Южном Судане, Албании, Эфиопии и на Каймановых островах. Средняя зарплата на Украине уже давно скатилась до уровня Замбии, поэтому нет ничего удивительного в том, что украинские чиновники с их коррупциогенностью оказались в одном ряду с суданскими и эфиопскими коллегами.
«Такая практика показала неплохие результаты, но больше в плане собирания налогов и платежей, чем в уменьшении коррупции и контрабанды», – говорит партнер компании «Деловой фарватер» Дмитрий Липатов. Так, по официальным данным по Южному Судану, уже через шесть месяцев работы британской компании на таможне удалось на 110% увеличить таможенные поступления в бюджет.
Болгария также использовала аутсорсинг таможни в начале 2000-х. Там при директоре таможенной службы был создан консультативный совет во главе с англичанином Кэмбелом, а также привлекались иностранные инспекторы для осуществления усиленного контроля. «Болгарии за несколько лет удалось увеличить поступления таможенных сборов, уменьшить контрабанду, коррупцию, а также снизить уровень «серой» экономики», – отмечает Липатов.
Однако в целом иностранец на госслужбе воспринимается крайне неоднозначно. «История знавала много успешных примеров найма иностранцев на госслужбу: когда-то Рюрика пригласили на княжение в Ладогу, да и Петр Первый приглашал множество европейцев в новую Россию. Но есть и противоположные примеры: вклад иных иностранцев назван по имени одного из таких «деятелей» бироновщиной», – приводит исторические параллели советник председателя Федерального межотраслевого совета Сергей Варламов из «Деловой России».
«Для любого человека интересы собственной родины всегда будут важнее и ближе, чем проблемы чужого государства, где он является простым наемником. Как говорится, «только бизнес, ничего личного». А в случае столкновения интересов службы и патриотизма выбор таких чиновников может оказаться не в пользу работодателя. Вопрос уже не в степени коррупции, а в мотивации чиновника служить интересам страны», – считает Сергей Варламов.
«Передача функций госорганов частной иностранной компании может сузить суверенитет страны. Но все зависит от того, как именно это все будет организовано на практике и какие конкретно полномочия власти Украины делегируют иностранной компании», – отмечает Липатов.
В мире есть специальные компании, которые за большие деньги оказывают подобного рода помощь правительствам разных стран – и не только в сфере таможни. Такие компании, рассказывает Липатов, нанимаются, как правило, на полгода или несколько лет, они помогают провести нужные реформы, находят слабые стороны, отбирают и обучают персонал, вводят новые технологии и методы ведения деятельности, повышают безопасность и т. п.
На Украине таможенная система не работает, ее нужно реформировать. После Мукачево это неоспоримый факт. «Власти Украины, видимо, признают свое бессилие в этом вопросе и рассчитывают, что они смогут получить хорошую помощь из внешних источников, воспользоваться их навыками и наработками», – считает Липатов.
Помогут ли Украине специалисты извне справиться с коррупцией – довольно спорный вопрос. «В принципе, положительные результаты должны появиться, поскольку Украина собирается пригласить известную компанию, которая уже демонстрировала неплохие результаты. Однако вряд ли стоит ожидать слишком существенных перемен. Полностью победить коррупцию и контрабанду не удалось еще ни одной стране», – считает Липатов.
Непонятно, как Украина собирается расплачиваться с иностранными работниками, которые наверняка захотят получать зарплаты не ниже, чем в Европе. Даже для специально приглашенных министров-экспатов пришлось доплачивать из Фонда Сороса, чтобы для них эта работа представляла хоть какой-то интерес, напоминает Варламов.
Кризисное время в экономике – явно не лучшее время для того, чтобы нанимать иностранцев на высокие зарплаты, выбрасывая на улицу граждан Украины. Тем более если британцы сумеют убить часть контрабанды, снизив уровень коррупции на таможне, то часть западных украинцев лишится своего единственного дохода. Во время кризиса теневая экономика традиционно растет. Так было на Украине в начале 1990-х, в 1998 и 2008 годах. Однако именно она спасла украинцев тогда и спасает сейчас. «Только в теневой экономике сейчас можно найти работу. Только теневая экономика позволяет нелегально завозить товар и продавать его. У нас очень много контрабандной продукции. Но если бы не было этой контрабанды, то у нас были бы реальные перебои с импортными продуктами. Да, это ненормально, это убивает бюджет. Но, к сожалению, другого варианта нет», – говорил газете ВЗГЛЯД гендиректор Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Украинскому правительству стоило бы основные политические и денежные средства направить на исправление других, более важных проблем, в частности восстановить экспорт и импорт, который упал более чем на треть по каждому параметру.