Польская PGNIG – крупнейший газовый дистрибьютор страны – обратилась накануне с иском в Стокгольмский арбитраж к Газпрому и «Газпром экспорту» по поводу цен на газ, говорится в сообщении компании.
Если поляки готовы платить за катарский газ в два раза дороже, чем за российский газ, то о какой скидке может идти речь?
Размер исковых требований и дата принятия решения не могут быть указаны на данном этапе прений, сообщает польская сторона.
Предметом спора стали долгосрочные ценовые условия контракта, действительного до 2022 года. В рамках соглашения Россия поставляет в Польшу 10,2 млрд кубометров газа в год. Общее годовое потребление Польши составляет до 14 млрд кубометров.
Поляки подали иск в арбитраж спустя полгода после того, как обратились с требованием к Газпрому и «Газпром экспорту» пересмотреть цену на газ. Однако переговорные процессы не привели к решению, удовлетворяющему обе стороны. Период переговоров завершился в начале мая. Однако обращение польской компании в арбитраж не исключает возможности продолжения двусторонних переговоров, говорится в сообщении. Это подтверждает также и сделанные ранее заявления главы польской компании Мариуша Завишы (Mariusz Zawisza).
Как сообщил РИА «Новости» источник в «Газпром экспорте», «сенсации здесь нет, арбитраж предусмотрен стандартными контрактами, но переговоры обычно продолжаются». Официально в «Газпром экспорте» и Газпроме ситуацию не комментируют.
Провал переговоров может объясняться тем, что Газпром предложил скидку, скорее всего, не более 5–15% (именно такие скидки, как правило, получают европейцы в последние годы), но польской компании захотелось больше. Другой вариант: Газпром и вовсе не согласен с аргументами PGNIG о необходимости предоставить ей новую скидку.
Учитывая, что в ноябре 2012 года, то есть два года назад, Газпром уже снизил цену на газ для польской компании на 10–15%. И в 2013 году средняя цена на газ для Польши была сопоставима с ценами для Чехии и Италии, а Литва платила даже немного больше. Так, Польша в 2013 году закупала газ в среднем по 423 доллара, Италия и Чехия – по 421 и 430 долларов (данные Института экономики и энергетики). Литва платила немного больше Польши – 466 долларов за тысячу кубометров.
Как передает газета «ЕвроСМИ», в польской компании говорили, что Газпром предложил Польше «специальные условия», однако компания PGNiG не прияла их. Вероятно, польская компания пытается с помощью иска выторговать еще более выгодные условия.
В PGNIG называют причиной пересмотра существенные изменения, наблюдаемые на энергетическом рынке Европы в последние годы.
Газпром уже не раз предоставлял скидку своим европейским покупателям, в том числе после судебных разбирательств. Так, летом 2013 года по решению международного Венского арбитража скидку получила компания RWE Supply&Trading CZ (прежнее наименование – RWE Transgas) на поставку газа в Чехию.
Однако требование поляков выглядит неубедительно. «Поляки – довольно странная публика. Они заключили контракт на закупку катарского СПГ по цене нефти, тогда как в последние годы газ в Европе стоит где-то в два раза дешевле нефти. И после этого они просят скидку у Газпрома», – говорит газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
По его словам, в контракте с Катаром прописаны те же правила, что в контракте с Газпромом: «бери или плати», нефтяная привязка и т. д. При этом цена на катарский газ на 80–100% выше, чем в среднем импортный газ на европейском рынке, в том числе российский. «Арбитраж покажет, но аргументы очевидны. Если поляки готовы платить за катарский газ в два раза дороже, чем за российский, то о какой скидке может идти речь?» – считает Гривач.
Однако Варшава этот момент опускает. Зато, требуя скидку от Газпрома, обращает внимание на то, что Польша платит за российский газ больше, чем Германия. У поляков сейчас есть возможность получать порядка 20% импортного газа за счет его реверса из Германии. В этом главный аргумент Польши в пользу скидки от Газпрома. Стоимость газа для Польши действительно выше, чем для крупнейшей экономики в Европе. В 2014 году цена российского газа для Польши составляла 420 долларов за тысячу кубометров, для Германии – 360 долларов, указывает эксперт «1Капиталь» Дмитрий Соломников.
Однако в Германии цены на газ традиционно ниже. Во-первых, это крупнейший покупатель российского газа. «У Германии диверсифицированный портфель поставок, высокий уровень межтопливной конкуренции, и Германия вкладывала в это очень большие деньги. Польша пока вложилась только в СПГ-терминал, и это привело пока только к существенному росту затрат на газ», – говорит Гривач.
Наконец, идущий реверсный газ из Германии в Польшу скорее является виртуальным, чем физическим. Транзитом через территорию Польши в Германию идет российский газ. И, вероятнее всего, часть этого газа просто остается в Польше, а на бумаге идет в Германию и возвращается.
Возможности покупать более дешевый газ, чем газпромовский, и в тех объемах, которые поставляет Газпром, у Польши нет, уверяет эксперт. Реальной диверсификации поставок газа в стране нет.
Исторически энергосистема Польши заточена под подставки газа с востока, то есть из России. Однако Брюсселю никто не мешал построить новые газопроводы, чтобы соединить Польшу (как и Прибалтику) с остальной европейской энергосистемой. Но ЕС тратиться на это не спешил. Польша, как и Литва, с оглядкой на США пошла по другому пути – строительство СПГ-терминалов для приема сжиженного природного газа. Вот только он вдвое дороже российского, да и больших объемов на рынке для Европы не находится.
Для Польши контракт с Катаром уже вышел боком. Варшава должна была достроить терминал по приему СПГ еще в прошлом году, однако не сделала это. Тогда как по контракту Катар должен был начать поставки голубого топлива в Польшу. В итоге стороны договорились так: Катар продает законтрактованный для Польши СПГ другим покупателям по более низкой цене, а Варшава компенсирует ценовую разницу, рассказывает Гривач. Польша физически не может принять катарский газ, но уже платит за него.
Другой вариант для диверсификации поставок газа в Польше еще более призрачный. Варшава уже давно мечтает о сланцевой революции – как это произошло в США. Но пока не получается. ExxonMobil стала первой нефтегазовой компанией, свернувшей свою «сланцевую» деятельность в Польше. За ней в 2013 году последовали Marathon Oil и Talisman Energy. Следом в январе 2014 года и итальянская Eni не стала продлевать две из трех лицензий на разработку сланцевого газа в стране. В апреле французская Total SA также заявила, что не будет продлевать лицензию на разработку своего единственного месторождения сланцевого газа в Польше, так как разработка месторождения в восточной части страны, на границе с Украиной, экономически не оправдана.
Добывать сланцевый газ в Польше оказалось экономически нецелесообразным. Хотя польские власти не оставляют американскую мечту, которую активно поддерживает Вашингтон. Летом прошлого года PGNiG подписала соглашение о сотрудничестве для разведки месторождения сланцевого газа на юго-востоке страны с дочерней компанией американской Chevron.
Газпром остается единственным реальным поставщиком дешевого газа для Польши. Он может пойти на уступки, но скидка Польше может быть предоставлена только в обмен на увеличение объемов закупки российского газа, считает Алексей Гривач. «Но если они хотят и скидку, и одновременно снижать объемы закупки российского газа, то это бред. А внутри страны есть политическая установка, что PGNiG должна сокращать закупку российского газа. Это официальная директива», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД. Поэтому Газпрому рассчитывать на рост поставок газа в Польшу не приходится, а значит, и Польше – на скидку от России.
В любом случае разбирательство в Стокгольмском арбитраже может длиться несколько лет. Хотя надо понимать, что спор рассматривает европейский суд, что может изначально предопределить исход данного дела, не исключает Соломников.