Украинские власти предлагают ЕС разделить затраты на заполнение газом подземных хранилищ, если Европа хочет обезопасить себя от худшего сценария в зимний период, заявил глава минэнерго Украины Владимир Демчишин западному изданию The Wall Street Journal.
Европейцы уже устали. Они так и говорят, что мы не можем выполнить то, что от нас просит Украина
По оценкам ЕС, за лето в украинских хранилищах необходимо накопить около 20 млрд кубометров газа, чтобы гарантировать стабильные поставки газа в Европу в холодный период, и закупки газа для этой цели должны начаться уже в апреле. Демчишин считает, что достаточным будет накопить 14–15 млрд кубометров.
«Мы готовы взять на себя обязательства по базовому сценарию, а цену наихудшего сценария, возможно, надо будет разделить», – сказал украинский министр, уточнив, что наихудший сценарий исходит из вероятности прекращения поставок газа из России, холодной зимы и роста активности в промышленности ЕС.
Для накопления дополнительных 5 млрд кубометров газа Украине, по словам министра, потребуется дополнительно 1,5 млрд долларов.
Расчет Украины такой: она справится сама с закачкой газа в свои ПХГ на 5 млрд кубометров, и еще столько же должен помочь закачать ЕС. ЕС должен дать товарные кредиты Нафтогазу на 1,5 млрд долларов для закупки еще 5 млрд кубов российского газа на зиму.
Украина давит на ЕС
Идея заставить ЕС помочь Украине с закачкой газа в украинские ПХГ для того, чтобы морозной зимой не было проблем ни у украинских, ни у европейских потребителей, не нова. Еще в прошлом году Киев до подписания зимнего пакета аккуратно поднимал этот вопрос. Теперь Украина стала куда более настойчиво продавливать эту инициативу, учитывая, что глава минэнерго Украины открыто озвучил свои условия в западном издании. Киев фактически угрожает Брюсселю: если хотите безопасной зимы, то давайте денег на закупку газа.
Член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук говорит, что Киев поднимал этот вопрос и в письмах к ЕС, и на встрече 2 марта в Брюсселе. «Украина говорила, что денег нет, нужно что-то делать, помогайте в этом вопросе. Были фактически прямые обвинения со стороны Демчишина, что ЕС не выполнил свои обязательства, обещания предоставить 1,5–2 млрд евро кредита Украине, который ЕС должен был организовать на закупку газа в зимний период. Но этих денег никто не увидел», – рассказывает Корольчук.
«Украина была немного зла, потому что и Демчишин, и Яценюк, и Порошенко хорошо понимают, что кредит, который им даст МВФ, не решит проблем с закупками газа как европейского, так и российского. Поэтому и продавливается эта идея. Это единственный вариант сейчас дл Киева: европейские компании должны предоставить Украине товарный кредит на закупку газа», – считает украинский экономист.
Проблема в том, что для Брюсселя такой вариант не совсем приемлемый. «Все сидели (на переговорах 2 марта – прим. ВЗГЛЯД) в добродушной атмосфере, но злость со стороны Украины присутствовала. Европейцы уже устали. Они так и говорят, что мы не можем выполнить то, что от нас просит Украина. И я их понимаю. На мой взгляд, их фактически заставляют сделать должностное преступление. Как они могут заставить частные банки и компании дать кредиты Украине? ЕС может их только попросить. Им нужно договориться с компаниями, а это очень долгий процесс. Они могут договариваться так до 2017 года», – говорит Корольчук.
Учитывая состояние украинской экономики и войну, ни одна коммерческая компания или банк, для которой важна не политика, а прибыль, не может согласиться предоставить кредит Украине. Потому что велик риск, что Киев никогда не вернет эти деньги. Даже гарантии ЕС в такой ситуации теряют силу, потому что Украина может потом сказать, что у нее форс-мажор, поэтому она не может отдавать долги, отмечает Корольчук.
Ведь именно из-за страха никогда не вернуть кредиты МВФ и отказался от программы поддержки stand-by. Потом, правда, МВФ (подконтрольный США) решил все-таки продолжить кредитную программу в рамках новой программы т. н. расширенного кредитования. Но тут возобладали исключительно политические мотивы. И именно поэтому МВФ так и не пошел на увеличение объема кредитования, он обещает только 17,5 млрд долларов в течение четырех лет (о такой сумме шла речь и весной прошлого года).
И, учитывая опыт 2014 года, когда МВФ предоставил Киеву кредитов куда меньше, чем обещал, вряд ли Киев будет получать больше, чем надо лишь для того, чтобы избежать дефолта (и следом кризиса власти, поставленной США). МВФ будет бросать крохи с той лишь целью, чтобы поддерживать страну в коме и не дать ей умереть, но вряд ли даст достаточно денег на то, чтобы вывести страну из этой комы.
Идея Киева
Если в ПХГ будет закачано 14–15 млрд кубометров к началу отопительного сезона в октябре, как хочет Киев, то этого не хватит на бескризисное прохождение зимы. В этом случае европейские потребители точно столкнутся с дефицитом газа в сильные морозы, по-простому – замерзнут.
«Самый критический минимум – это 16–17 млрд кубометров в украинских ПХГ, как было в начале этой зимы. Но эта зима была теплой, к тому же Европа закачала по максимуму газа в свои ПХГ, и поэтому мы кое-как проковыляли эту зиму», – говорит член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук.
ЕС считает, что в украинские ПХГ надо закачать 20 млрд кубометров. Эта оценка с запасом, говорит Корольчук. Но эта перестраховка дает хорошие гарантии того, что даже при очень холодной зиме перебоев зимой с поставками газа в Европу не будет. Не исключено, что в этот сценарий закладывается еще риск небольших перебоев с покупкой импортного российского газа Украиной в зимний период.
Эти оценки объема газа в ПХГ на зиму актуальны только с учетом того, что Киев еще и импортирует газ зимой – реверсом из Европы и из России. В противном случае закачивать в ПХГ надо вдвое больше озвученных оценок.
Корольчук говорит, что на начало зимы в украинских ПХГ должно быть минимум 18 млрд кубометров. Это золотая середина.
Сейчас в украинских ПХГ 8 млрд кубометров, до конца отопительного сезона могут отобрать максимум еще 2 млрд кубометров, оставшиеся 6 млрд кубов – буферный газ, который технически нельзя откачивать из ПХГ. Начиная с апреля надо начинать закачивать газ в ПХГ вплоть до начала отопительного сезона в октябре. Чтобы выйти на 18 млрд кубометров в ПХГ, надо за этот период купить и закачать 12 млрд кубометров (плюс 6 млрд кубов изначальный остаток).
В этом случае Киев должен сам справиться с закачкой газа на 6 млрд кубометров, плюс ЕС должен дать товарные кредиты Нафтогазу на закупку еще 6 млрд кубометров российского газа на зиму.
С апреля стоимость российского газа по контрактной формуле будет в районе 320 долларов без скидки с учетом упавших цен на нефть, к которым привязана газовая формула. Значит, Киев готов сам найти 2 млрд долларов для закачки газа, и на такую же сумму должен дать кредитов Брюссель.
При этом для закачки газа в ПХГ нужно закупать именно российский газ, европейского реверсного газа не хватит. За весь 2015 год ЕС сможет поставить реверсом на Украину, скорее всего, те же 5 млрд кубометров газа, что и в 2014 году, говорит Корольчук. Все разговоры Киева о том, что объемы реверса доведут до 10 млрд кубов, иллюзии. И их буквально накануне окончательно развеял сам Брюссель. «Я думаю, что сейчас эти три страны (Венгрия, Словакия и Польша, осуществляющие реверс газа на Украину – прим. ВЗГЛЯД) работают на полную мощность, и на данный момент я не вижу каких-либо других возможностей, как мы можем добавить дополнительные реверсные потоки в некоторый короткий период времени к этим трем потокам, которые уже работают», – заявил вице-президент ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович.
Из этих 5 млрд кубов, которые ЕС сможет поставить за год реверсом на Украину, для украинских ПХГ смогут взять не более 2 млрд кубов, говорит Корольчук. То есть еще 10–12 млрд кубов надо купить у Газпрома (с апреля по сентябрь).