Жители Украины шокированы тем, какой рост тарифов в сфере ЖКХ пообещали им власти. Накануне глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева заявила, что тарифы на газ повысятся на 280%, то есть почти в три раза, на отопление – на 66%.
Качество отопления очень сильно сдаст. По той простой причине, что вы все равно будете платить эти 600 гривен, даже если батареи будут холодными
Власти не останавливает ни то, что в прошлом году тарифы и так уже существенно выросли, ни то, что из-за девальвации гривны с 8 до 27 за доллар доходы украинцев серьезно поредели.
«Придется с весны искать и ставить дровяной котел. Другого выхода нет», – пишет один из пользователей соцсетей. «А вот мне интересно, как моей маме с пенсией 1400 грн оплатить за комуслуги 1500 грн по новым тарифам?» – цитирует украинская газета «Вести» еще одного жителя Киева.
«У нас в квартире – автономное отопление. Стараемся экономить, по счетчику получается около 100 кубометров газа в месяц. Если газ так сильно подорожает, то вместо 110–130 гривен в месяц буду платить до 500 гривен», – говорит изданию житель киевского пригорода.
Как вырастут тарифы на газ
Если сейчас один кубометр газа при наличии счетчика стоит для украинского потребителя в среднем 1,18 грн, то после подорожания это будет 3,3 грн. И это еще льготный тариф. На Украине существует так называемый социальный лимит – 2,5 тыс. кубометров в год. Если этот лимит превышается, то применяется тариф с повышающим коэффициентом, который в два–три раза больше (фактически рыночная цена).
Директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко говорит, что если экономить, то лимит в 2,5 тыс. кубометров газа для отопления небольшого частного дома в течение года можно не превысить. Но плата даже за этот социальный лимит будет неподъемной для многих. Сейчас за 2,5 тыс. кубометров газа украинцы платят около 3 тыс. грн, после подорожания за этот же объем газа придется заплатить 8,3 тыс. грн (то есть более 20 тыс. рублей по текущему курсу).
Но самое страшное, что, как указывает Охрименко, подорожание до 3,3 грн за кубометр газа – это только начало. По его словам, МВФ требует, чтобы тариф на газ был ближе к европейскому уровню. По расчетам МВФ он должен быть не менее 7 грн за кубометр, но это при курсе гривны в 15 за доллар. Тогда как сейчас доллар стоит уже 27 гривен, теперь МВФ удовлетворит уже лишь 10 грн, посчитал Охрименко.
И все эти расчеты исходят из того, что в 2015 году Украина будет закупать более дешевый импортный газ по 280 долларов за тысячу кубометров. Речь не идет ни о каких скидках ни от России, ни от Европы. Цена на газ снижается по объективным причинам – из-за привязки к стоимости нефти, которая упала почти в два раза с лета прошлого года.
Для Украины газ становится дешевле, но жители страны этого не почувствуют, потому что вся эта выгода от снижения газовых цен нивелируется масштабной девальвацией гривны.
Как вырастут тарифы на отопление
Если владельцы частных домов, у которых автономная система отопления, хотя бы имеют возможности для экономии расходов на газ, то жители многоквартирных домов, где работает система центрального отопления, такого права лишены. Для этих домов по Украине тариф на отопление варьируется сейчас от 9 до 13 грн за квадратный метр в зависимости от области. Например, в Киеве тариф за отопление – 9 грн 40 копеек. Сейчас это 380–550 грн в месяц за отопление обыкновенной двухкомнатной хрущевки площадью 42 кв. м. Украинцы платят по такому тарифу за каждый календарный месяц, так как оплата за отопление зимой распределяется на все 12 месяцев.
После повышения тарифов украинцы будут платить 15–20 грн за квадратный метр в зависимости от области, то есть 630–840 грн в месяц за хрущевку. «За обыкновенную непрезентабельную хрущевку платить 600 грн в месяц – это довольно-таки дорого. Учитывая, что на Украине официальная заработная плата порядка 3600 грн», – говорит Александр Охрименко. А средняя пенсия на Украине – всего 1670 гривен.
Снизить расходы никак нельзя. Перед тем, как повышать тарифы на газ, надо переделать всю систему центрального отопления, перейти на автономный обогрев, чтобы было как в ЕС: европейцы могут самостоятельно экономить на потреблении и газа, и электричества. «Проблема в том, что говорить все мастера, а переделывать никто не хочет», – говорит Охрименко.
Есть еще одна проблема – это качество отопления, которое и сейчас оставляет желать лучшего, а при новых высоких тарифах еще больше просядет. «Качество отопления очень сильно сдаст. По той простой причине, что вы все равно будете платить эти 600 гривен, даже если батареи будут холодными. Теоретически вы можете возмущаться, писать жалобы, но сами понимаете, так как у нас тепло поставляет монополист (Нафтогаз – прим. ВЗГЛЯД), то судиться с монополистом и что-то доказывать сложно», – говорит украинский экономист.#{ussr}
Отсюда вытекает другая проблема – непрозрачность формирования тарифов. «Еще начиная со времен Кучмы предлагали реформировать монополиста. При Ющенко, при Януковиче тоже. И когда был Майдан, все обещали: «Мы уберем монополиста, наведем порядок». Но как только Майдан закончился, сделали вывод, что монополист, в общем-то, хорошая вещь», – напоминает Охрименко.
«Сразу скажу, нельзя проверить, сколько монополист ворует, так как он сам себя проверяет. Но, скорее всего, он ворует много. Сколько его ловили на всяких приписках, но что толку, если он монополист?» – добавляет украинский экономист.
Еще один аргумент в пользу того, что на Нафтогазе воруют. «Есть специалисты, которые ближе к газу, и они говорят, что если честно считать по калориям по газу и отдаче, то на сегодняшний момент уже действующие тарифы полностью покрывают цену на газ с точки зрения теплоотдачи. Повышать уже не надо, если считать не с точки зрения цен, а с точки зрения физики», – рассказывает Охрименко.
Почему власти Украины идут на такой шаг?
Причина повышения тарифов на газ и отопление проста – это требования МВФ. Вернее, МВФ требует, чтобы Киев сократил дотации из госбюджета для НАК «Нафтогаз».
Нафтогаз дотируется из бюджета – покрывается разница между низкими тарифами для населения и рыночной закупочной ценой на газ. За счет роста тарифов снизятся дотации из госбюджета Нафтогазу. Так, в 2014 году дотации Нафтогазу из бюджета составили порядка 100 млрд грн, а МВФ требует, чтобы в 2015 году они сократились до 30 млрд грн. Плюс на субсидии малообеспеченных семей бюджет выделит 12,5 млрд грн. Разница в 57,5 млрд грн должна быть покрыта за счет роста тарифов, то есть из карманов украинцев.
«Проблема в том, что население по новым тарифам платить не будет», – говорит Охрименко. Значит, будет расти неоплата за коммунальные услуги, то есть вырастут долги населения перед местными бюджетами. С одной стороны, власти Украины выполняют требование МВФ и в обмен получают кредитные деньги. Но с другой стороны, решая одну проблему, Киев создает другую.
«Это и есть хитрая уловка. Рисуют цифру, которая им выгодна, но никто не говорит о том, сколько недополучат местные бюджеты. На сегодня долги населения за услуги ЖКХ составляют 14 млрд гривен. Я так понимаю, что когда долги станут 40 млрд гривен, то только тогда начнут что-то делать», – говорит Охрименко.
Между тем рост долгов за неоплату ЖКУ перед местными бюджетами опасен тем, что у регионов просто не будет денег на то, чтобы хотя бы поддерживать коммунальную инфраструктуру в должном рабочем состоянии. Регионам будет не хватать средств ни на текущий ремонт объектов ЖКХ, ни на плановые ремонтные работы. Отсутствие денег приведет к тому, что к зимнему сезону коммунальщики станут готовиться хуже, а это грозит авариями в системе центрального отопления.
Раз МВФ говорит, что надо сократить дотации из госбюджета для покрытия дефицита бюджета Нафтогаза, значит, надо выполнять. Конечная цель МВФ – совсем убрать эти дотации из бюджета для Нафтогаза, поэтому тарифы на газ и отопление для украинцев в конечном счете приблизятся к рыночным. Вот только средняя зарплата украинцев при этом обещает только падать.