В рамках Высшего совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) президент Владимир Путин поручил 21 декабря сформировать исследовательскую группу по созданию зоны свободной торговли с Ираном, рассказал первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Иран появился очень кстати и может легко перехватить те объемы, которые еще недавно проходили между Турцией и Россией
При этом ЕЭК решила ускорить рассмотрение вопроса о снижении пошлин на сельхозпродукцию из Ирана и сделает это оперативно – в течение января 2016 года, добавил Шувалов.
По его словам, у российских и иранских экспортеров сельскохозяйственной продукции существуют особые возможности для кооперации. Поэтому в этой части введение льготного режима торговли надо ускорять. Также планируется подписать соглашение о поощрении и защите капвложений и протокол о сотрудничестве между ветеринарными службами.
Иран активно пытается закрепиться на российском рынке в свете введенного продуктового эмбарго Россией для западных стран, а также для Турции. Ранее Иран уже получил возможность экспортировать рыбу и морепродукты в Россию. Первыми на российский рынок в январе этого года попали знаменитые иранские креветки класса премиум из Персидского залива, следом пришли иранские омары, а также деликатесная форель, которую разводят в рыбоводческих хозяйствах под Тегераном. В этом году Иран планировал поставить в Россию 20 тыс. тонн высококачественной форели и 5 тыс. тонн креветок и морепродуктов, а также черную икру и ценные сорта рыбы.
В этом году также активно велась работа по аккредитации Россельхознадзором иранских производителей мяса птицы и молочных продуктов. И вот после 20 января 2016 года из Ирана начнутся поставки птицы, а после 15 февраля – и молочной продукции (в том числе сыры), рассказал в среду глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. После чего ЕАЭС может расширить список иранских предприятий, поставляющих мясо птицы и молочную продукцию, заверил он.
Ранее Иран заявлял, что готов поставлять не менее 10 тыс. тонн мяса птицы в месяц, или 120 тыс. в год, а при необходимости еще больше. При этом Россия по мясу птицы почти полностью сама себя обеспечивает. Импорт курятины составляет всего около 200 тыс. тонн в год. Иран нацелен полностью отобрать этот кусок пирога у Белоруссии и Бразилии. Также Иран собирается поставлять в Россию инкубационное яйцо для племенных целей – и тут сможет потеснить американских поставщиков.
«Иран появился очень кстати и может легко перехватить те объемы, которые еще недавно проходили между Турцией и Россией. Российский рынок уже два года ждет недорогих и качественных товаров, и Иран готов их поставить в Россию», – считает председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский.
Единственное, что беспокоит Россельхознадзор, – так это то, что турецкие сельхозпроизводители попытаются поставлять свой товар в Россию через Иран после того, как был перекрыт грузинский коридор. Данкверт предупредил иранских коллег о неприемлемости возникновения такого коридора.
Развитие сельхозторговли – лишь одна из задач, направленных на углубление экономического сотрудничества между двумя странами.
Пять миллиардов долларов
Для развития промышленного экспорта из России, а также активизации инфраструктурных проектов в Иране Москва предоставит Тегерану госкредит на 5 млрд долларов. Первоначальный объем займа составит 2,2 млрд долларов в 2016 году, рассказал Шувалов. Он уточнил, что 2,2 млрд – это объем финансирования контрактов на строительство электростанций и электрификацию железных дорог в Иране. Эти контракты уже были подписаны в ходе визита президента РФ Владимира Путина.
«Сейчас надо договориться по параметрам контрактов поставки (в рамках кредита – прим. ВЗГЛЯД). Как только наши индустриальные силы будут готовы поставить оборудование и выполнить контракты, мы будем готовы это оформить финансовыми документами», – рассказал вице-премьер. «Надо с двух этих очень важных и символичных проектов начать», – добавил Шувалов.
Оставшиеся 2,3 млрд долларов кредитных средств могут пойти на закупку российских энергоблоков для строящейся АЭС в Иране, где РФ сегодня мировой лидер. Осенью 2014 года Иран и Россия заключили крупнейшую за последние годы сделку в мире на строительство восьми энергоблоков, которая принесет РФ десятки миллиардов долларов. А также на расширение экспорта российской военной техники: Россия уже поставляет в Иран средства ПВО и радиоэлектроники, отмечает Иван Андриевский из инжиниринговой компании «2К».
«Кредиты будут потрачены в том числе на развитие промышленности с экспортным потенциалом, в частности легпром», – не исключает Георгий Ващенко из ИК «Фридом финанс». Не стоит также забывать, что для Тегерана закупка российского зерна является стратегическим направлением сотрудничества.
Торговля без Запада
Еще одним важным шагом для облегчения и расширения двусторонней торговли является открытие совместного банковского счета Ираном с Россией. «Иран завершил подготовку к созданию совместного с Россией банковского счета, чтобы облегчить торговлю между двумя странами в их национальных валютах», – заявил глава иранского ЦБ Валиолла Сейф. Такой счет, по его мнению, будет означать создание механизма для подключения банковских секторов двух стран к процессу расширения торгово-экономического обмена. Пока российские коммерческие банки проявляют осторожность в контактах с Ираном из-за рисков для международных транзакций в долларах или евро.
Основная задача – чтобы иранский экспорт шел не через «серые» схемы, а в паре рубль/риал через корреспондентские счета в российских банках
Как известно, иранские банки отключены от международной системы платежей SWIFT и лишены возможности осуществлять платежи в долларах и евро из-за санкций Европейского союза и США, введенных против этой страны в связи с ее ядерной программой.
Изоляция иранской банковской системы тормозит развитие торговли Ирана с рядом других стран, включая Россию, поскольку банковское обслуживание торговых и инвестиционных сделок часто осуществляется через сложные и дорогие схемы с использованием банков третьих стран.
Пока только два российских банка изучают возможности продаж или инвестиций в Иран. Это Темп банк, находящийся под санкциями США за сотрудничество с Ираном с 2014 года, и российская «дочка» иранского банка «Мелли» – Мир бизнес банк.
Также важно, что Россия и Иран поддерживают сделки в национальных валютах. Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и его иранские партнеры договорились о взаимных гарантиях под сделки в национальных валютах, рассказал ТАСС директор ЭКСАР Алексей Тюпанов. Это страховое покрытие экспортных и инвестиционных сделок от коммерческих и политических рисков. «Мы с ним договорились об обмене рисками. Если у нас есть проекты в Иране, то они могут нам их гарантировать, и наоборот. Мы сейчас такую схему с ними начнем обкатывать. Пока начнем с небольших сумм в 10–20 млн долларов», – рассказал Тюпанов.
«Мы будем стараться делать сделки в национальных валютах. У нас основная задача сделать так, что, если иранский экспорт идет в Россию, чтобы он шел не через «серые» схемы в разных странах, а в паре рубль/риал через корреспондентские счета в российских банках», – сказал Тюпанов. Однако схема расчетов в национальных валютах станет устойчивой только при условии, если объемы российского импорта из Ирана станут сопоставимы с объемами экспорта, добавил он.
Потенциал
По итогам первого полугодия 2015 года экспорт из России в Иран снизился на 7%, до 465 млн долларов. Из Ирана поставки также сократились – на 21%, до 152 млн долларов. Данные по товарообороту разнятся. Так, Ирано-российская торговая палата оценивает объем торговли между Ираном и Россией лишь в 500 млн долларов в год, тогда как, по данным ФТС, торговый оборот между странами превышает 1 млрд долларов.
При этом Иран и Россия настроены увеличить товарооборот до 10 млрд долларов. При реализации всех объявленных программ его можно увеличить в разы уже в следующем году, считает Иван Андриевский.
«Потенциал развития торговли между двумя странами очень велик, но необходимо развивать торговую инфраструктуру, то есть расширять грузовые перевозки всеми видами транспорта», – считает Андриевский. В этом направлении, вероятно, также готовятся решения. Минтранс РФ уже предложил либерализовать авиасообщение между прикаспийскими странами, то есть между Россией, Азербайджаном, Туркменией, Казахстаном и Ираном. Это значит, что предлагается снять ограничения по количеству рейсов и направлений в части авиасообщения между этими странами, что подтолкнет к еще большему росту авиаперевозок.
После снятия западных санкций с Ирана эта страна быстро вернет былую силу на мировой арене. «Когда Иран начнет экспорт нефти, у него появятся деньги на строительство объектов инфраструктуры и закупку импорта. Иран станет важным торговым партнером. Это рынок на миллиарды долларов. После снятия с него международных санкций американские и европейские компании будут стремиться застолбить рынки в Иране, особенно энергетический», – говорит Георгий Ващенко. Именно поэтому для России важно уже сейчас наладить тесные связи с Тегераном.
Кроме многомиллиардной выгоды для обеих сторон углубление экономического сотрудничества с Ираном означает для России укрепление политических позиций в ближневосточном регионе. «Россия стремится стать не только одним из основных торговых партнеров Ирана, но и его военно-политическим союзником в борьбе против международного терроризма. Россия уже показала себя как государство-освободитель в сирийском конфликте, и усиление экономических и политических контактов с ближневосточными государствами является нашей первостепенной задачей. Такой альянс создает новую силовую ось, что положительно скажется на общей геополитической ситуации и позволит России более спокойно относиться к западным санкциям», – считает Иван Андриевский.