Стоимость нефти марки Brent упала до минимального уровня с 2004 года. По состоянию на 12.56 мск стоимость февральских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent опускалась на 1,11% – до 36,47 доллара за баррель. Цена февральских фьючерсов на нефть марки WTI снижалась на 0,85% – до 35,75 доллара за баррель.
Согласно правилу «бюджетной линии», курс доллара должен оцениваться на уровне 85 рублей при таких ценах на нефть. Но сейчас этот принцип не работает
Нефть обновляет 11-летние минимумы. Только за прошедшую неделю снижение Brent составило 2,77%, с начала года потери достигли почти 40%, указывает Анна Устинова из «КИТ Финанс Брокер».
На рынок нефти давит укрепление доллара, который продолжает расти на фоне повышения на прошлой неделе процентных ставок ФРС. Нефть торгуется в долларах, поэтому рост доллара провоцирует падение нефтяных котировок.
Кроме того, на рынке по-прежнему наблюдается избыточное предложение нефти. «Вопреки предшествующему тренду, американцы на прошлой неделе не сократили число работающих буровых установок. Это сигнал, что добыча в США не будет снижаться так быстро, как рассчитывали многие. К тому же стало известно, что Саудовская Аравия вновь нарастила добычу», – говорит Александр Купцикевич из FxPro.
Плюс Барак Обама в пятницу подписал бюджет на 2016 год в размере 1,1 трлн долларов. Принятый документ предполагает сохранение финансирования госаппарата в обмен на снятие 40-летнего запрета на экспорт сырой нефти из США. И, хотя экспорт американской нефти на самом деле станет угрозой лишь для самих США, рынки все равно реагируют негативно. На фоне этой новости январские фьючерсы на нефть марки WTI сразу подешевели почти на 1% – до 34,65 доллара за баррель.
В такой ситуации в первую очередь страдают валюты стран, чей бюджет завязан на нефтяных доходах. Как следствие, снижаются курсы рубля, норвежской кроны, тенге и канадского доллара, отмечает Анна Кокорева из «Альпари». Правда, более бурное отступление сырьевых валют наблюдалось на прошлой неделе, в начале этой недели они в целом остаются недвижимы к доллару, указывает Купцикевич.
Азербайджанский манат сдался
Вместе с тем на фоне быстро дешевеющей нефти не выдержал азербайджанский центробанк, который с 21 декабря перешел на плавающий курс национальной валюты, курс маната определяется теперь рынком. В итоге курс доллара в Азербайджане вырос сразу на 47,63% (до 1,55 маната), а российский рубль подорожал на 47,3% (до 0,0218 маната).
Первопричина девальвации азербайджанской валюты, безусловно, в падении цен на нефть. Нефтегазовый сектор дает около 95% экспортных доходов Азербайджана, а также около 70% доходов бюджета. Кроме того, в отличие от ряда других экспортеров нефти, в Азербайджане добыча этого сырья за последние три года показывает снижение физических объемов: в 2013 году было извлечено 43,1 млн тонн, в 2014 году – 41,9 млн тонн, а в 2015 году, по предварительным прогнозам, добыча составит 40,7 млн тонн.
Курс маната оставался практически неизменным с начала 2011 года вплоть до 21 февраля 2015 года. Только тогда азербайджанские власти впервые его опустили – с 0,78 маната до 1,05 маната за доллар. Сегодня курс доллара подскочил уже до 1,55 маната. То есть в течение 2015 года азербайджанская валюта обесценилась наполовину, тогда как мировые цены на нефть за два года упали уже более чем в три раза. Поэтому некоторые эксперты ждут, что уже в ближайшее время доллар может подорожать до двух–трех манатов.
В предыдущие годы бюджет Азербайджана был профицитным, однако в этом году дефицит ожидается на уровне почти 9% ВВП. Без девальвации местной валюты возникает опасность для бюджета страны. Отпуская манат в свободное плавание, власти Азербайджана тем самым снижают риски того, что стране придется идти по пути Греции или Украины, а именно подсесть на кредитную иглу.
Вместе с тем естественным следствием девальвации станут разгон инфляции и снижение реальных доходов населения Азербайджана. В стране уже началась валютная паника на фоне закрытия многих магазинов и банков.
Как сообщает местный портал haqqin.az, в Баку закрылись многие сети электроники для переоценки товаров и переписывания ценников. В продуктовых магазинах прекращена продажа импортных товаров, в том числе из России, с Украины и из других стран СНГ. Там также ждут указаний по новым ценникам.
Банки Азербайджана временно приостановили денежные переводы, многие обменники закрылись. Эксперты ждут возникновения проблем с возвратом кредитов, взятых в долларах. Власти говорят, что должны удержать рост цен на товары, которые производятся в самом Азербайджане. Однако сделать это будет непросто, по опыту других стран. Как правило, под шумок девальвации цены растут повсеместно. «Самое главное – удержать цены на продукты питания, коммунальные услуги, транспорт, чтобы создавшаяся ситуация не очень сильно сказалась на благосостоянии населения», – заявил депутат парламента Азербайджана Руфат Гулиев.
Рубль держится
А вот рубль выглядит пока неплохо, учитывая напор негативных мировых трендов. «Российский рубль демонстрирует спокойствие, оставаясь возле отметки в 71 рубль за доллар на фоне ухода цены на Brent ниже 37 долларов за баррель. Хотя, согласно правилу «бюджетной линии», курс доллара должен оцениваться на уровне 85 рублей при таких ценах на нефть. Но сейчас этот принцип не работает», – отмечает Анна Устинова.
Анна Кокорева говорит, что при текущих ценах на нефть курс рубля к доллару должен был быть все 100–105 рублей, тогда как пара доллар/рубль не обновила даже максимума в 71,54 рубля.
Чем это объясняется? Во-первых, российский ЦБ изо всех сил продолжает сдерживать падение рубля, искусственно зажимая рублевую ликвидность, указывает Василий Олейник из ИК «Ай Ти Инвест». Во-вторых, рубль поддерживает налоговый период, пик которого приходится на текущую неделю. «Без этой поддержки пара доллар/рубль могла бы сейчас быть примерно на рубль-полтора выше», – указывает Купцикевич. Однако через пару дней выплаты налогов завершатся, и рубль вновь останется один на один с мировым трендом, замечает он.
Что дальше будет с рублем, сильно зависит от того, как поведет себя нефть. Даже краткосрочные прогнозы сейчас сильно разнятся. Оптимистичный прогноз: на этой неделе пара рубль/доллар может обновить максимум в 71,54, но сразу после этого пойдет вниз. Это значит, что курс рубля к доллару может скорректироваться еще до Нового года, не исключает Анна Кокорева.
Если российская экономика сможет быстро подстроиться под дешевую нефть, то «весьма вероятно, что в следующем году при такой же нефти доллар/рубль может стоить ниже 70, даже 68,50. Подобный сдвиг наблюдался годом ранее, когда курс рубля к нефти вырос на 20%», говорит Александр Купцикевич.
В первом квартале 2016 года «декабрьские шоки» (геополитика, падение нефти и монетарная политика США и ЕС) будут отыграны, что приведет к снижению волатильности на валютном рынке, ожидает Устинова. В пользу рубля, по ее словам, также сыграет тот факт, что объем выплат по внешнему долгу в 2016 году, согласно данным ЦБ, составляет 95 млрд долларов, что значительно меньше объема выплат в 2015 году. Плюс будет наблюдаться постепенное сокращение спроса на валюту на фоне уменьшения импортной составляющей.
Однако нельзя исключать и другой вариант: если нефть в ближайшие недели продолжит слабеть, опустившись до 30 долларов за Brent, то даже с корректировкой это способно повысить курс доллара к рублю до 80, не исключает Купцикевич.
С технической точки зрения нефть марки Brent может опуститься до 32 долларов за баррель, не исключает Олейник. Весь декабрь ЦБ РФ давал рублю возможность стойко переживать обвал на рынке нефти, но самое страшное, что долго он этого делать не сможет. «Если цены на нефть до конца года не восстановятся хотя бы на 10–15%, то уже в январе российский рубль испытает еще одну волну девальвации на 10–20%, и отметки 80–85 за один американский доллар станут реальностью», – говорит Василий Олейник.