Рынок легкой промышленности – второй по значению в России после пищевого, но продукция отечественного производства на нем занимает всего около 35% объема. Как и во многих других отраслях, это стало последствием губительной политики постперестроечных лет. С тех пор, как Егор Гайдар в далеком 1992-м заявил, что России не нужна легкая промышленность, раз есть такие замечательные поставщики, как Китай и Индия, потребитель без лишних споров отправился указанным курсом – и лет 20 шагал туда не оглядываясь. В начале нулевых вдруг выяснилось, что большинство отечественных производств легпрома остались в лучшем случае в советских стандартах, в худшем – уже обанкрочены и сдают помещения в аренду. В то же время на рынок пришли сильные западные бренды, конкурировать с которыми оказалось сложно.
Сегмент почти не виден
Сказывается утрата сырьевой базы после распада СССР. Так, хлопчатобумажные ткани производятся только из импортного хлопка, по синтетике и шерсти доля импорта составляет более половины объема рынка
Импортоориентирование происходило не только и не столько в отраслях, сколько в массовом сознании. Потребитель до такой степени убедил себя в том, что ничего хорошего на родине «Скорохода» и «Большевички» производиться не может, что новые отечественные компании брали себе название на латинице и изобретали легенду, скрывающую их российское происхождение. Это было проще, чем годами доказывать собственную актуальность.
Так, пионером российского ретейла стала сеть магазинов одежды Sela. Компания Savage составила конкуренцию западным компаниям своего ценового сегмента за счет ставки на верхнюю одежду. O'Stin является брендом сети магазинов «Спортмастер». Долго считавшуюся итальянской марку Oodji (ранее – Oggi) основала в 1998 году компания «Август Плюс». Джинсы Gloria Jeans и Gee Jay открыто шьются в Ростове-на-Дону. А ленинградская фабрика «Первомайская заря», например, эволюционировала в компанию «Мэлон Фэшн Груп», под управлением которой находятся такие бренды, как Befree, Zarina, Love Republic, Springfield, Women'Secret и Сo&beauty.
Но теперь покупатели все чаще делают осознанный выбор в пользу отечественных марок, демонстрируя патриотичные потребительские предпочтения. Тем более что сегодня есть из чего выбирать, хотя отечественное швейное производство переживает сложный период, особенно те, кто лишь недавно стартовал. Так, генеральный директор производства товаров из шелка «Шелковая мануфактура» Кирилл Пургин в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД отметил, что выходить на рынок в сегодняшних реалиях непросто. «Цены на шелк европейского и китайского качества с прошлого года выросли более чем в два раза, а у нас в стране практически не осталось текстильной промышленности. Все сырье привозное. Цены высокие», – пожаловался он. Вместе с тем, по его словам, российское швейное производство в состоянии обеспечить потребителя красивой, удобной и современной одеждой. «В стране есть производственные мощности, специалисты и кадры, просто их надо мотивировать. А конкуренция – это хорошо. Она должна быть, не нужно запрещать ввозить европейскую, турецкую или китайскую одежду. Российский производитель в состоянии конкурировать. Если не ценой, то чем-то другим. Поверьте, каждый из тех, кто еще живет в этом бизнесе, нашел чем», – подчеркнул Пургин.
#{smallinfographicleft=757291}При этом препятствием для многих российских компаний становится недостаточная маркетинговая грамотность. Предприниматели стремятся к получению краткосрочной прибыли, а не к укреплению собственной торговой марки. «Получается, что на деле конкуренции практически нет, есть брендовая монополия. Когда заходишь в любой ТРК, ты видишь международные бренды, которые пришли в нашу страну, будучи уже большими компаниями, и в состоянии тратить миллионы на рекламу и аренду. А малому и среднему бизнесу (большинство швейных производств в России – малый бизнес) просто невозможно арендовать магазин в хорошем проходном месте. Наши покупатели не знают многих отечественных производителей. Производство развивается, когда есть продажи. А продажи возможны, когда покупатели тебя хотя бы видят», – объясняет Пургин.
К сожалению, в связи с общей экономической ситуацией покупательская способность неуклонно падает, причем больше всего это отражается на среднем и низком ценовых сегментах. По подтвердившимся весенним прогнозам Минэкономразвития, в течение 2015 года розничные продажи в реальном выражении снизились на 35%. Эксперты также прогнозировали смещение рынка в сторону продукции эконом-класса, однако в плане легкой промышленности прогноз оказался не совсем верным. Человек не может редко есть, зато он может реже покупать себе одежду.
Как сообщает исследовательский холдинг «Ромир», судя по данным мониторинга, экономия все же не позволяет угнаться за инфляцией. Что характерно, осенью сократили свои расходы низко- и среднедоходная группы населения, а высокодоходная группа продолжала расходы наращивать. Надо понимать, что люди не просто уменьшили траты, они к тому же сместили их в сторону продуктов питания. Это объясняет, почему в особенно сложном положении оказались именно производители одежды, ориентированной на средний и низкий ценовые сегменты, ведь именно их покупатели вошли в режим экономии.
Знаменитое китайское качество
Нарастить обороты за счет качества означает потерять доверие покупателя. Но у производителей привязка к курсу евро и дефицит хороших кадров, ведь низкие зарплаты рабочих – одна из характерных особенностей легкой промышленности в России. Понятно, что российская молодежь не рвется работать за скромные деньги, а увеличение зарплат закладывается в стоимость продукции, что в сочетании с низким покупательским спросом и налоговой нагрузкой замыкает круг. При этом за счет еще более дешевой рабочей силы неожиданную конкуренцию отечественным производителям низкоценового сегмента составила Киргизия, предлагая не всегда качественную, но очень недорогую одежду. В итоге ряд опрошенных газетой ВЗГЛЯД представителей швейных производств заявили, что, по их мнению, поддержать подотрасль могло бы увеличение государственной пошлины на ввоз готовой продукции при сохранении или снижении пошлин на ткань, фурнитуру и прикладные материалы.
В наиболее выигрышном положении сегодня находятся производители рабочей одежды: она быстро изнашивается, как правило, это частые и крупные заказы, к тому же рабочая униформа не так сложна в исполнении. В этом сегменте возможен даже полный цикл импортозамещения, потому что российские мануфактуры в большинстве случаев производят ткани, лучше всего подходящие именно для пошива рабочей одежды.
Что же касается швейного производства повседневной и модной одежды, на отечественном рынке фактически отсутствует собственное сырье нужного качества, доступное по цене, поэтому швейных дел мастера оказались плотно привязаны к импорту.
Тот же Китай за прошедшие годы не только работал, но и учился, подняв свои мануфактуры на достойный уровень. Сейчас китайские и южнокорейские производители тканей лидируют по поставкам для российских швейных производств. Китайское качество перестало быть синонимом ширпотреба, более того, теперь уже российские специалисты ездят в Китай учиться ткацкому и швейному делу, так как в самой России пока не хватает профильных современных технологий. Та же Турция, хотя и достигла в ткацком производстве конкурентного уровня, по объемам все же несопоставима с Китаем и Южной Кореей, и ее возможный «вылет» с российского рынка останется незамеченным.
В то же время, как сообщает швейцарское издание Tribune de Geneve, ИГИЛ* гонит через Турцию на Запад сирийский хлопок с захваченных полей. Посредники наживаются на отбеливании, боевики – на нелегальных продажах, а западные бренды, как сообщает газета, почему-то не могут определить, откуда происходят ткани для пошива их одежды.
ИГИЛ гонит через Турцию на Запад сирийский хлопок с захваченных полей
Напомним, в августе президент Ассоциации текстильщиков России Ильдар Шахмалов обратился к Владимиру Путину с просьбой о расширении санкций на ввоз текстильной промышленности из стран ЕС и США, в ноябре ассоциация отправила правительству письмо, в котором просила отказаться от закупок в Турции. В тех мерах воздействия на Анкару, что уже утверждены правительством, речь идет в основном о запрете на ввоз продовольственных товаров. Попадут ли турецкие ткани и одежда под удар в случае вероятного расширения экономических мер против Турции, пока неизвестно, но сигналов на этот счет не было.
Путь в тысячу ли
В направлении развития мануфактур в России правительство предпринимает серьезные меры, но после стольких лет забвения быстро возродить систему невозможно. Ткацкое производство многоэтапное, со сложной инфраструктурой. Специалисты учатся годами, если не десятилетиями. На сегодня, помимо недостаточного технического оснащения, производители одежды жалуются на несовременный и неинтересный дизайн отечественных тканей. Как уже было сказано выше, дефицит кадров стал одной из самых ощутимых болевых точек отрасли, и дизайнеры тут не исключение.
«Вот мы «костюмщики», у нас свои технологические нюансы. Сейчас работаем с импортными тканями, фурнитурой, потому что российская подходит только для рабочей одежды. Качество российских тканей по-своему, может, и неплохое, по советским стандартам – высокий процент хлопка, шерсти. Но она недостаточно высокотехнологичная, современная, сложно найти интересный дизайн, нет нужного цветового ассортимента. Кадровый голод, пропуск нескольких поколений на производствах сильно ощущается. Многие сейчас уехали за границу или вообще ушли в другую отрасль. По материалам кое-какой прогресс, конечно, есть, но мы его пока на практике не очень ощутили», – заявила генеральный директор компании по производству одежды «Питермарк» Татьяна Глухова в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
Сказывается и утрата сырьевой базы после распада СССР. Так, хлопчатобумажные ткани производятся только из импортного хлопка, по синтетике и шерсти доля импорта составляет более половины объема рынка. При поддержке правительства запущено несколько крупных инновационных проектов высокотехнологичных производств, которые в перспективе должны поспособствовать изменению сложившейся ситуации. Как сообщил Виктор Евтухов на II Российском форуме «Легкая промышленность», в настоящий момент отрабатывается вопрос о получении производителями отраслевого банка в 2016 году. Этими функциями Минпромторг России намерен наделить Россельхозбанк, который будет докапитализирован на 5 млрд рублей с целью дальнейшего получения предприятиями кредитов на 15 млрд рублей. Кроме того, планируется введение системы федерального лизинга оборудования по аналогии с существующей программой сельхозпроизводителей.
Особые надежды эксперты возлагают на синтетические ткани, поскольку у России имеются большие сырьевые возможности как у лидера по добыче углеводородов. В городе Шахты Ростовской области продолжается создание отраслевого кластера «БТК Текстиль». Прикладываются немалые усилия и к возрождению уже существующих предприятий. Так, снова в строю «Вологодский текстиль», крупнейшее текстильное предприятие региона, объявленное было банкротом, но возобновившее свою работу после смены инвестора. На Кавказ возлагаются надежды в плане импортозамещения по шерсти, а в Волгограде в этом году получили первый урожай холодостойкого хлопка. Правда, в плане урожайности еще есть к чему стремиться, но сельхозпроизводители уже заинтересовались этим вопросом.
Поднятие отрасли легкой промышленности после долгих лет застоя – процесс трудоемкий и затратный. Но он идет, и у России достаточно ресурсов для вполне оптимистичных прогнозов, пусть и не в краткосрочной перспективе.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ