Общая задолженность в сфере ЖКХ в России по итогам первого полугодия 2015 года приближается к триллиону рублей (968 млрд рублей), сообщил недавно глава Минстроя Михаил Мень. Из них долги населения составляют лишь 250 млрд рублей, а остальные 718 млрд – это долги юрлиц друг другу. В основном долги копят управляющие компании (УК) перед ресурсоснабжающими компаниями (РСО).
Чем меньше мы собрали денег за услуги, тем меньше мы отремонтировали и тем хуже мы подготовились к очередному осенне-зимнему периоду – со всеми вытекающими последствиями
«Триллион долга – это одна четвертая годового оборота всей отрасли. Это серьезная проблема, учитывая, что мы еще сознательно ввели жесткое ограничение роста коммунальных тарифов для населения. Это в совокупности создает не просто риск невозможности провести модернизацию инфраструктуры, но и ставит под сомнение надежность текущего функционирования отрасли», – заявил газете ВЗГЛЯД замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис.
Чем меньше мы собрали денег за услуги, тем меньше мы отремонтировали и тем хуже мы подготовились к очередному осенне-зимнему периоду – со всеми вытекающими последствиями
«С одной стороны, пик неплатежей со стороны УК перед ресурсоснабжающими организациями был год-два назад. Сейчас ситуация стала чуть лучше благодаря введению обязательного лицензирования УК в сфере ЖКХ», – рассказывает газете ВЗГЛЯД коммерческий директор УК «Росводоканал» Эдуард Смелов.
Однако, с другой стороны, системно проблема неплатежей в ЖКХ не решена, и в кризис она встает более остро. К примеру, накопленная задолженность потребителей за услуги водоснабжения и водоотведения перед Росводоканалом составляет уже 3,9 млрд рублей. «Думаю, что по итогам октября долги будут уже более 4 млрд рублей», – говорит Смелов. Учитывая, что на начало года задолженность составляла 3,2 млрд рублей, прирост за девять месяцев – 700 млн рублей. За весь 2014 год прирост задолженности перед Росводоканалом составил лишь 500 млн рублей – то есть темпы роста долгов увеличились.
Чем меньше ресурсоснабжающие компании получают денег за оказанные услуги, тем меньше они могут вложить в ремонт и модернизацию коммунальных систем. Раньше, как рассказывает Эдуард Смелов, проблему нехватки средств из-за задолженности решали за счет кредитования. Однако в последние два года брать заемные средства стало не просто дорого, но и опасно для самих коммунальщиков.
«Какое-то время можно себе позволить жить в кредит, но когда ты постоянно собираешь меньше, чем надо потратить, то долговая нагрузка нарастает снежным комом. В последние два–три года мы для себя определили, что дошли до критической точки. Теперь мы можем позволить себе жить только по средствам, ровно на ту сумму, которую собрали», – говорит Смелов.
Это значит, что рост неплатежей вынуждает ресурсоснабжающие компании урезать расходы на инфраструктуру. В свою очередь недоинвестирование создает серьезные риски для работы коммунального хозяйства.
«Мы формируем (а регулятор утверждает) ежегодный бюджет на ремонтную и инвестиционную программы. Чем меньше мы собрали денег за услуги, тем меньше мы вложили в реконструкцию и модернизацию сетей, тем меньше мы отремонтировали и тем хуже мы подготовились к очередному осенне-зимнему периоду – со всеми вытекающими последствиями», – объясняют риски в Росводоканале.
К примеру, бюджет ремонтной программы на сетях водоснабжения и водоотведения у компании на 2015 год составляет 2,5 млрд рублей. Прирост задолженности перед Росводоканалом составил 700 млн рублей, это треть от годового бюджета на ремонт. «Конечно, мы не уменьшали ремонтную программу на треть, но нам пришлось порезать другие статьи расходов – на модернизацию и реконструкцию некоторых объектов. Но ремонтная программа все равно пострадала где-то на 15%».
Кто и почему не платит
На практике население – куда более добросовестный плательщик, нежели управляющие компании. К примеру, половина задолженности перед Росводоканалом – это долги УК, вторая половина – долги теплоснабжающих компаний и конечных потребителей. Такая же ситуация и в целом по России по долгам.
Самая банальная и неприятная причина неплатежей – когда управляющие компании тратят деньги ресурсоснабжающих организаций, в частности Росводоканала, не на оплату поставленных ресурсов, а на что-то другое. В лучшем случае средства, уплаченные населением за воду, идут на покраску стен в подъезде, благоустройство дворика или ремонт крыш. В худшем случае – УК мошенническим способом просто выводит эти средства на другие счета под видом траты на текущую деятельность.
«Некоторые УК искренне считают, что имеют право перераспределять денежные средства, которые они собирают с жителей, по своему усмотрению. В прошлом году у нас была такая ситуация в Твери, где сразу несколько УК просто перестали оплачивать поставленную воду. После того как мы на протяжении двух–трех месяцев не получали от них денег, у нас не было другого выхода, как начать печатать собственные квитанции. Приходилось в СМИ объяснять, почему надо оплачивать квитанции, которые печатает водоканал, а не квитанции от жилищных организаций», – рассказывает Смелов. – Мы начали активно переводить население на прямые расчеты с конца 2014 года, особенно в тех городах, где быстро росла дебиторская задолженность управляющих компаний».
Население нормально воспринимает переход на прямые расчеты, если ему объяснить, что средства добросовестных плательщиков не доходят до водоканала, оседая в руках УК. Когда налаживается вся схема работы с населением напрямую, наблюдается улучшение ситуации с платежами.
В ряде случаев причиной роста задолженности УК перед РСО становятся местные органы власти, когда они, заигрывая с населением, устанавливают нормативы индивидуального потребления, не соответствующие реальному фактическому потреблению.
«В этом году именно такая история произошла в Барнауле. Органы местного самоуправления снизили почти в два раза норматив на индивидуальное потребление воды в многоквартирных домах. Было шесть кубов на человека, стало три с небольшим куба. К чему это привело? Мы продолжаем подавать тот же объем воды, что и в прошлом году, что фиксирует счетчик на входе в дом. Но людям, живущих в квартирах, где нет индивидуальных счетчиков на воду, выставляется счет на сумму в два раза меньшую. Куда девается разница? Она выливается в рост показателей общедомового потребления. У людей, естественно, начинают возникать вопросы. Но главное, что нормативы по общедомовому потреблению меньше, чем реальная получаемая цифра», – говорит представитель Росводоканала.
Эта разница зависает в воздухе: УК не может выставить населению счет за общедомовые нужды больше норматива, а сама УК не в состоянии оплачивать «перерасход» из-за сниженных нормативов. Как результат – рост задолженности УК перед водоканалом.
Меры борьбы с неплатежами
Для повышения культуры платежей в ЖКХ власти решили ужесточить ответственность за оплату услуг, с одной стороны, населения перед УК и ТСЖ, а с другой – между основными игроками рынка: УК и РСО (водоканалы, теплоснабжающие организации и энергетики).
Так, после двух месяцев просрочки управляющие компании должны будут платить штрафы за неоплату счетов ресурсоснабжающих компаний по ставке 1/300 ставки рефинансирования, с третьего месяца – 1/170, а с четвертого – уже 1/130 ставки рефинансирования, то есть чуть больше 20% годовых. «Это ставка чуть выше, чем в банке. Тем самым мы закрываем возможность кредитоваться за счет своего контрагента и отбиваем охоту не платить», – говорит Чибис.
Другой инструмент, который сейчас находится в разработке, – это переход на прямые договоры между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и собственниками жилья. «Юридическая конструкция будет такова: от имени собственника и в его интересах этот договор с РСО будет заключать УК. Но деньги за коммунальные услуги, согласно договору, пойдут напрямую в РСО, минуя УК. Это будет четко прописано в законе. Также «ресурсник» получит право вести с конечным потребителем работу по взысканию задолженности», – рассказывает Андрей Чибис.
В Росводоканале полностью поддерживают эту инициативу. «В законе должны быть четко определены роль и место управляющих компаний исключительно как представителей интересов собственников жилья, чтобы легко можно было перейти на прямые расчеты. В моем понимании УК не имеют права тратить деньги населения за услуги ресурсоснабжающих компаний на что-то иное, кроме как на оплату этих услуг. Это чужие деньги. Это касается как прямого воровства, так и трат на благоустройство территории и ремонт, для чего есть отдельная строчка в квитанции ЖКХ», – считает Смелов.
Есть четыре основных вида ресурсов: электричество, тепло, вода и газ. Но у компаний, поставляющих газ и электричество, проблем с управляющими компаниями значительно меньше именно благодаря прямым расчетам.
«Газ, согласно Жилищному кодексу, поставляется потребителям исключительно напрямую, а не через УК. Компании, продающие электричество, традиционно были на прямых расчетах с населением, и они навязали УК старую, давно работающую схему прямых расчетов и после принятия нового Жилищного кодекса, – рассказывает собеседник. – А вот тепловики и водоканалы традиционно сидели внутри единой квитанции, поэтому выход из единой квитанции для них является нестандартным решением. Но мы и тепловые энергетики уже сейчас идем на этот шаг – переходим на прямые расчеты с населением, когда ситуация доходит до критического уровня по задолженности управляющих компаний».
Пени за просрочку платежей за ЖКУ планируется увеличить также и для населения, но только с 91-го дня просрочки. Если за три месяца человек не погасил свои долги за коммунальные услуги, то начинает действовать повышенная ставка штрафа: 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ. «Это чуть больше 20% годовых, как если бы вы взяли потребительский кредит в банке», – замечает Чибис.
«Мы считаем, что это справедливо, особенно с учетом того, что типичные неплательщики – люди с постоянным средним доходом, а также владельцы второго инвестиционного жилья. Именно они, как правило, являются злостными и системными должниками, тогда как те, у кого доход невысокий, чаще всего – самые добросовестные потребители коммунальных услуг, – говорит Чибис. – Увеличивая пени, мы стимулируем людей, у которых есть деньги, платить за ЖКУ либо копить долги и возвращать их с процентами своему ТСЖ или УК», – добавляет он.
Однако в Росводоканале считают такую позицию слишком лояльной. «Конечный потребитель может спокойно 90 дней не платить и кредитоваться таким образом, и только потом наступают чуть более существенные санкции за несвоевременную оплату», – говорит Смелов. При этом в целом меры, принимаемые властями, он считает эффективными, способными изменить ситуацию с задолженностью перед коммунальщиками в лучшую сторону.
Пока же коммунальщики используют традиционные способы борьбы с неплатежами: взыскание долгов через суд и отключение должника от услуги, если на его сознательность не повлияло даже судебное решение.