Экономика

13 ноября 2015, 14:43

Дальнобойщикам разрешили еще полгода ездить без компенсации разрушения дорог

Фото: Белинский Юрий/ТАСС

Кремль призвал проявить гибкость в ситуации с дальнобойщиками. Введение платы за проезд для грузовиков массой более 12 тонн отсрочили до мая 2016 года почти для всей России, кроме Московского региона. Почему дальнобойщиков обяжут платить за пользование дорогами и какой экономический эффект это принесет России?

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя возможность возникновения проблем с поставками продуктов из-за ситуации с дальнобойщиками в РФ, заявил, что всем сторонам нужно проявлять гибкость и найти компромисс.

Один проезд грузовика весом 12 тонн оказывает на асфальтовое покрытие такой же эффект, что и 40 тысяч проездов легкового автомобиля

«Этот вопрос держится в поле внимания соответствующих ведомств, Минтранса. И собственно Минтранс прилагает все усилия, чтобы найти необходимые компромиссы, проявляет максимальную гибкость. Конечно, гибкость должна в данном случае демонстрироваться всеми», – сказал Песков.

Накануне в России для грузовиков массой более 12 тонн должны были ввести плату за пользование федеральными дорогами. Для дальнобойщиков это была не новость, однако многие из них оказались просто не готовы к нововведению, что вылилось в забастовку.

Между тем идея создать систему взимания платы (СВП) для 12-тонников по примеру западных стран была озвучена Минтрансом еще в 2012 году. Эта система получила название «Платон», на ее разработку ушло три года.

«Конечно же, все профессионалы, а большегрузные автомобили – это бизнес, который осуществляет перевозки по федеральным трассам, конечно же, знали об этой мере и готовились к ней. Но, как всегда у нас снег выпадает неожиданно, так и здесь получилось, что многие из частных в основном автоперевозчиков сейчас пытаются каким-то образом повлиять на давно уже принятое и фактически реализованное решение», – заявил в эфире «Россия 24» министр транспорта РФ Максим Соколов.

Тем не менее российские власти пошли навстречу владельцам грузовиков и отсрочили запуск этой системы с ноября этого года на май 2016 года за исключением одного региона. Система заработала пока только по Московской области.

Кроме того, решили снизить изначально установленный тариф в 3,73 рубля за километр. До конца февраля 2016 года он составит 1,53 рубля за километр (для Московского региона), а с 1 марта 2016 года, когда на систему «Платон» перейдут 12-тонники по всей России, – 3,06 рубля за километр. Этот тариф будет неизменным до 2018 года.  

За неоплату введены штрафы: 450 тыс. рублей за первое нарушение для компании, 40 тыс. рублей – для индивидуальных предпринимателей. За рецидив штрафы увеличиваются.

Возможности работы с системой «Платон» две. Компании-перевозчики, у которых в грузовиках установлены GPS/ГЛОНАСС-датчики, предпочитают первый путь – зарегистрироваться в «Платоне», получить расчетный счет в нем, внести на него денежный депозит и платить онлайн за километры по мере следования по трассе.

Второй вариант оплаты, скорее всего, выберут частные перевозчики. Надо заранее построить и согласовать маршрут грузовика и оплатить поездку через терминал или мобильное приложение. За правильностью маршрута будут следить камеры вдоль федеральных трасс.

СВП-приборы выдаются бесплатно. Транспортные власти посчитали, что их потребуется в общей сложности около 2 млн штук. Именно столько 12-тонников ездит по российским дорогам. Но пока выпущено только 200 тыс. приборов. Но это не страшно, так как на первых порах, как показала европейская практика, ими пользуется лишь небольшой процент грузовиков.

По словам коммерческого директор «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антона Замкова (компания разрабатывала «Платон»), в системе уже зарегистрировались 360 тыс. транспортных средств, из них свыше 100 тыс. зарегистрировалось через личный кабинет. В основном это индивидуальные предприниматели и физические лица с небольшим парком.

Зачем вводятся новые сборы

Суть нововведения в том, что большие автомобили разрушают асфальтовое полотно автомобильных дорог, поэтому должны компенсировать их износ. Согласно подсчетам ученых, один проезд грузовика весом 12 тонн оказывает на асфальтовое покрытие такой же эффект, что и 40 тысяч проездов легкового автомобиля.

Доля высокотоннажных грузовиков от общего автопарка в стране составляет всего 4%. Но именно на эти 4% приходится свыше 56% всего ущерба, который машины причиняют дорогам.

Поэтому грузовики должны платить за разрушение дорог, а государство на эти средства планирует вести дорожные работы и строить объекты дорожной инфраструктуры. Росавтодор также сможет направить часть средств на выбранные региональные объекты, на строительство мостов, развязок. Например, деньги нужны на строительство моста через Лену в Якутии, моста в Новосибирске. Такие объекты невозможно построить без поддержки государства.

Только в 2016 году правительство рассчитывает получить за счет введения новой системы почти 40 млрд рублей в федеральный бюджет. Далее эти средства будут распределены между региональными дорожными фондами. «Эти средства являются окрашенными, потому что деньги из дорожного фонда ни на какие другие цели невозможно истратить», – говорит руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт.

Сейчас региональные дорожные фонды пополняются лишь на 13–14% от необходимого объема, испытывают жесткий дефицит средств на дорожные работы. На 2016 год в бюджете РФ на эти цели заложено лишь 32 млрд рублей.

«Этот проект должен способствовать снижению нагрузки на госбюджет. У нас почти вся страна зависит от дотаций из него. С помощью сбора за износ дорожного покрытия на федеральных трассах правительство РФ намерено снизить нагрузку на региональные и местные бюджеты, а также сократить сроки поступления средств в госказну. Ведь от состояния федеральных трасс зависит жизнь многих регионов нашей страны», – говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский.

У государства появится больше средств для инвестирования в дорожную инфраструктуру, что в целом создаст мультипликативный экономический эффект. Мировая практика доказывает, что вложения в дорожную инфраструктуру, особенно в кризис, дают толчок восстановлению экономического роста страны. Именно таким способом в свое время США боролись с Великой депрессией, а экономическое чудо Китая, ВВП которого в последнее десятилетие рос двузначными цифрами, также стало следствием громадных вливаний в инфраструктуру страны.

Кроме того, инвестиции в инфраструктуру создают новые рабочие места, что в кризисное время не менее важно. Экономисты McKinsey подсчитывали, если инвестировать 1% ВВП в инфраструктуру, то это позволит создать 1,3 млн рабочих мест в Бразилии. В Газпромбанке исследовали, что такого же эффекта можно ожидать и в России.  

Улучшение состояния трасс благодаря введению системы «Платон» в итоге позволит также сократить аварийность на дорогах страны. По подсчетам экспертов, государство сэкономит на снижении аварийности за счет улучшения дорожной инфраструктуры около 10 млрд рублей в 2017–2031 годах.

Наконец, новая система поможет сделать рынок грузовых перевозок более прозрачным, вывести этот сектор из тени и повысить собираемость налогов. Сейчас, по оценкам экспертов, чуть ли не каждая пятая фура на дорогах России работает в обход налогов и нарушает установленные нормы по весу. «Система «Платон» и сборы позволят контролировать автомобильные грузоперевозки. Сейчас экономика страны находится в кризисной фазе, и правительство не может себе позволить даже минимальных потерь бюджетных средств и некачественного обслуживания и содержания транспортных «артерий» РФ», – говорит Андриевский.

Новые платежи и штрафы также простимулируют предпринимателей сделать свою логистику максимально эффективной, заставят их меньше гонять фуры пустыми без особой необходимости, они будут стараться загружать грузовики в оба конца.  

Надо сказать, что Россия не изобретает велосипед, а следует мировой практике. Многие страны, в частности Европа и США, уже начали использовать подобные сборы с грузовиков за пользование общественными дорогами. Так, в Западной Европе аналогичную плату ввели еще в 2005 году. В Германии, например, грузовики весом от 12 тонн и выше платят от 14 до 29 евроцентов за километр, во Франции – от 11 до 15,5 евроцентов. Это существенно выше платы, которую вводит Россия. 

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Путин поздравил Трампа с Рождеством
Темы дня

Польша хочет ограбить Россию за спасение от нацизма

Наложить лапу на замороженные активы России внезапно выразили желание и в Польше – под предлогом «репараций» за «преступления» СССР. Откуда в Варшаве возникла это кощунственная идея, как она связана с аналогичными претензиями в адрес Германии – и что в реальности делал с послевоенной Польшей Советский Союз?

Российский флот пополнился уникальным танкером ледового класса

Впервые судостроительный завод «Звезда» поставил заказчику газовоз самого высокого ледового класса. Это уникальные танкеры, которые, по сути, кроме России, никому не нужны. Их делали в Южной Корее только для российских арктических СПГ-заводов. Однако радостная новость первых поставок омрачается рядом серьезных технологических проблем, которые России предстоит решить ради роста экспорта СПГ.

Новак сообщил о плане России на случай изъятия активов

Назван самый эффективный истребитель на СВО

Запад накрыли сумерки «блестящей изоляции»

Новости

Алжир потребовал от Франции извинений и возврата казны

Алжир начинает использовать судебно-правовые механизмы против Франции, чтобы добиться признания преступного характера политики колониализма и возврата разграбленного имущества, заявил депутат Национальной народной ассамблеи (парламента) от партии «Движение общества за мир» Слиман Заркани.

Российские войска освободили Свято-Покровское возле Северска в ДНР

Подразделения Южной группировки освободили населенный пункт Свято-Покровское южнее Северска в Донецкой народной республике (ДНР).

Насри Асфура победил Насраллу на выборах в Гондурасе

Консервативный кандидат Насри Асфура одержал победу на президентских выборах в Гондурасе, сообщили СМИ.

Пентагон сообщил о резком росте экспорта китайских истребителей

Китай выходит на новый уровень на мировом рынке истребителей благодаря росту экспорта трех современных моделей, включая малозаметный FC-31, интерес к которому проявили Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ, следует из доклада Пентагона.

Глава Минтранса заявил о чуде в обслуживании иностранных самолетов

Авиаперевозчики смогли совершить настоящее чудо, поскольку все эксплуатируемые ими иностранные самолеты обслуживаются должным образом, заявил глава Минтранса Андрей Никитин.

Сын основательницы РЕН-ТВ Лесневской рассказал о причинах смерти матери

Основатель телеканала РЕН-ТВ и член Академии Российского телевидения Ирена Лесневская умерла после продолжительного заболевания, сообщил ее сын Дмитрий.

В Гуляйполе уничтожены подземные бункеры ВСУ

Подземные бункеры ВСУ в городе Гуляйполе были уничтожены российской армией, заявил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий.

Кремль счел странным рождественское выступление Зеленского

Рождественское обращение Владимира Зеленского, в котором прозвучали пожелания смерти, говорит о его озлобленности и неадекватности, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Более 100 новых лун обнаружены в Солнечной системе в 2025 году

В 2025 году астрономы нашли более 100 новых спутников в Солнечной системе, из которых 128 были обнаружены только у Сатурна.

ФСБ предотвратила серию терактов в Калужской области

Украинские спецслужбы намеревались устроить несколько терактов в Калужской области, в том числе на федеральном газохранилище, их должен был осуществить уроженец Запорожья, его уничтожили при попытке задержания, сообщили в ФСБ.

Долина попросила продлить срок бесплатного проживания в квартире в Хамовниках

Лариса Долина предложила установить крайний срок её бесплатного проживания в квартире в районе Хамовники до 10 января 2026 года, рассказала адвокат Полины Лурье Светлана Свириденко.

Экономика России показала рост в три раза быстрее еврозоны

Российская экономика за три года увеличила ВВП на 9,7%, что значительно опередило аналогичный показатель еврозоны, составивший 3,1%, заявил вице-премьер России Александр Новак.
Мнения

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.

Владимир Можегов: Брюссельская ведьма крадет Рождество

Из официальных поздравлений ушло слово «Рождество», а на уличных билбордах вместо привычного «Счастливого Рождества!» парижанам желают «Веселых праздников». Кроме того, опасаясь реакции мусульман, в Париже в этом году отменили массовые рождественские мероприятия.

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов