По данным Укртрансгаза, Украина поставила в 2014 году в Европу российского газа почти на 30% меньше, чем в 2013 году: всего 59,4 млрд кубометров. Тогда как в 2013 году Украина обеспечила доставку 83,9 млрд кубометров газпромовского газа в Европу, в 2012 году почти столько же – 81,2 млрд кубометров.
Украина потеряла 1 млрд долларов из-за сокращения транзита российского газа на 25 млрд кубометров
В итоге Украина, которая в очередной раз оказалась на грани дефолта и теперь молится на то, чтобы МВФ не прикрыл кредитную программу и дал больше денег, потеряла 1 млрд долларов из-за сокращения транзита российского газа на 25 млрд кубометров, посчитал Фонд национальной энергетической безопасности (ФНЭБ). Цифра ущерба оценочная, так как ставка транзита зависит от цены на газ, уточняют эксперты. Доля транзита Украины в общем объеме транспортировки газпромовского газа в Европу сократилась с 52% до 40%.
Газпром же на этом ничего не потерял, а наоборот, приобрел. Снижение поставок через Украину – объективная закономерность после запуска в 2012 году «Северного потока». Сокращение транзита по украинскому маршруту обеспечило рост поставок газа по «Северному потоку» в полтора раза – с 20 млрд в 2013 году до более 30 млрд кубометров в 2014 году (официальные данные Газпрома на 5 декабря).
С вводом в строй «Турецкого потока» (который построят взамен «Южного потока») Газпром полностью перекроет транзитный поток голубого топлива через Украину, которая потеряет остальные более 2 млрд долларов дохода от этого бизнеса (за существование которого, вообще-то, должна благодарить СССР, правопреемником которого является Россия). Новым газовым вентилем для Европы на юге будет Турция, где на границе с Грецией Россия создаст газовый хаб и подведет туда свой трубопровод.
«Газопровод «Турецкий поток» является единственным маршрутом, по которому могут поставляться 63 млрд кубометров российского газа, идущие сейчас пока транзитом через Украину. Других вариантов нет», – заявил на днях глава Газпрома Алексей Миллер во время рабочей встречи с заместителем председателя ЕК по Энергетическому союзу Марошом Шефчовичем.
Газпром проинформировал европейских покупателей и об изменении маршрута поставок с украинского на турецкое направление, и о необходимости подготовиться к этому. Европе надо будет создать газотранспортную инфраструктуру на своей территории от газового хаба на турецко-греческой границе.
«У них на это есть максимум несколько лет. Это очень-очень жесткий график. Чтобы уложиться в эти сроки, работа по строительству новых магистральных газопроводов в странах ЕС должна быть начата прямо сегодня. В противном случае эти объемы газа могут оказаться на других рынках», – предупредил глава Газпрома.
Шефчовича это предложение Газпрома почему-то озадачило, и он попытался упрекнуть его в том, что оно наносит ущерб имиджу российской газовой компании как надежного поставщика. Хотя тут же добавил, что это предложение все же будет рассмотрено Европейской комиссией.
Критика, которая вызывает смех
Упреки ЕК в адрес Газпрома выглядят удивительно смешными ровно так же, как критика «Турецкого потока» Украиной. Глава Нафтогаза Андрей Коболев заявил накануне, что «Турецкий поток» может вызвать перебои с поставками газа в ЕС, в отличие от украинской газотранспортной системы. «Смешно: самое ненадежное государство Европы, известное воровством газа, критикует «Турецкий поток»! Но он и призван обеспечить надежность поставок», – справедливо заметил на это глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков в Twitter.
Киев же, конечно, просто очень не хочет терять то, что осталось от более 3 млрд долларов, которые ежегодно получала от Газпрома за транзит газа в Европу по своей территории Украина. В 2013 году доходы Украины от транзита газа в Европу составили 3,6 млрд долларов (данные ФНЭБ).
ЕК тоже лукавит: Газпром десятилетиями обеспечивает Европу газом в таких объемах, в каких он ей был необходим. И слова благодарности отдельных стран ЕС тому подтверждение. Например, министр энергетики Греции Яннис Маниатис в мае прошлого года говорил: «Газпром доказал, что он является надежным поставщиком природного газа и надежным партнером. В тех случаях, когда Греции нужно было дополнительное количество природного газа в связи с сезонными потребностями, которые были выше ожидаемых, или когда прерывались поставки из других источников, Газпром всегда выполнял наши заявки и поддерживал энергетическую достаточность нашей страны».
Лукавит еврокомиссар по энергетике и тогда, когда намекает на то, что известие о необходимости ЕС самому тянуть трубу к газовому хабу на границе Греции и Турции, куда будет приходить российский газ, является неожиданным.
О планах построить газовую трубу в обход Украины Газпром говорит уже не один год. Замену маршрута с «Южного потока» на «Турецкий поток» тоже сложно назвать неожиданной, учитывая, как Брюссель весь год ставил палки в колеса этого проекта. Если ЕК не ожидала такого решения, а ждала того, что Газпром как инвестор согласится на невыгодные для него условия инвестирования, то Брюссель может винить только себя в своих же собственных просчетах и недальновидной энергополитике.
ЕК пыталась выбить из проекта «Южного потока» еще больше выгод для себя, прикрываясь придуманными самим Брюсселем особыми правилами игры на европейском энергетическом рынке, известными всем как Третий энергопакет.
Брюссель там прописал, что нельзя, чтобы на европейской территории одна компания полностью и владела трубой, и прокачивала газ по этой трубе, эти бизнесы должны быть разделены. Сам Евросоюз свою газовую инфраструктуру не развивает. Этим занимается Газпром, который вкладывает свои деньги в инфраструктуру на европейской территории. Так было и с «Северным потоком», и так предполагалось по «Южному потоку».
Брюссель совсем был не против того, что ему самому не надо тратиться на эти газопроводы. Но вот когда речь заходит о том, чтобы Газпром и распоряжался этим газопроводом, встает на дыбы. Заработок на поставках газа Газпром должен делить со своими же конкурентами. Такая система до сих пор действует по газопроводу OPAL, который является продолжением «Северного потока», но находится на территории ЕС. Третий энергопакет запрещает Газпрому пользоваться полностью этой трубой, только 50% ее мощностей. В итоге половина OPAL попросту пустует.
Такое же будущее ждало и «Южный поток». Причем если раньше ЕК кормила обещаниями исключить и OPAL, и «Южный поток» из-под действия Третьего энергопакета, то в 2014 году резко передумала.
Поэтому странно обвинять Россию в изменении маршрута поставок газа на южном направлении. И тем более удивляться отказу Газпрома инвестировать в газовую инфраструктуру на территории ЕС. Газпром со своей стороны гарантирует, что доставит свой газ до границы с ЕС. Как он это будет делать, сколько денег потратит и какие риски понесет – дело Газпрома. А вот по каким маршрутам и трубам газ из Греции будет поступать дальше в европейские страны – это уже личное дело самого Евросоюза, это его территория.
Газпрому как инвестору строить трубы в вотчине ЕС не интересно из-за установленных Брюсселем непривлекательных условий инвестирования. Пусть европейцы, наконец, уже сами начнут инвестировать в свою трубную инфраструктуру.
Серьезный вопрос
И предупреждение Газпрома о том, что если ЕС не успеет построить инфраструктуру, то 63 млрд кубометров газа могут оказаться на других рынках, не является преувеличением. Пока с Китаем подписан контракт на поставку только 38 млрд кубометров газа, что почти вдвое меньше, чем Россия поставляет в Европу по южному направлению. Но не за горами подписание еще одного соглашения с Китаем на поставку такого же объема газа по второму маршруту. Не говоря уже о том, что объемы поставок по этим контрактам с Китаем в будущем могут увеличиться вдвое. И хотя в КНР темпы роста экономики снизились, она, в отличие от развитых стран, по-прежнему растет на 5–7%. А начавшаяся эпоха низких цен на нефть еще более благоприятно скажется на росте потребления газа в Китае.
Все разговоры ЕС о том, что он заменит российский газ каким-то другим, куда менее обоснованны. Например, расчет Брюсселя на азербайджанский газ не оправдался. Баку говорит, что сможет найти для Европы максимум 10 млрд кубометров газа, и то после 2020 года.
Расчет на сланцевый газ из США – вообще фикция. Во-первых, Вашингтон никогда и не обещал Европе, что заменит Россию в качества источника энергоносителей. Там вообще действует ограничение на экспорт газа. Во-вторых, те американские компании, которым разрешат экспортировать газ, повезут его явно не в Европу, а в Азию, где цены в полтора раза выше. Сжиженный природный газ в любом случае слишком дорог для ЕС, да и основные его объемы опять же идут в Азиатский регион.