Российское правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2015–2017 годы. Согласно сопроводительной записке, дефицит на все три года заложен в размере 0,6% ВВП. Так, в следующем году он составит 430,7 млрд рублей, в 2016 году – 476,3 млрд рублей, а в 2017 году – 540,9 млрд рублей. Покрывать бюджетный дефицит правительство планирует за счет заимствований и приватизации.
Если планы по каким-то доходам не оправдаются, страна возьмет деньги из Резервного фонда для сохранения бюджетной стабильности
Это первый бюджет, учитывающий присоединение Крыма, а также риски от дешевеющей нефти и возможные последствия западных санкций. Неожиданностью стало то, что бюджет был спланирован без введения налога с продаж, от которого правительство решило отказаться. В бюджете также учтен мораторий на формирование накопительной части пенсии, который продлили на 2015 год.
«В ближайшие три года федеральный бюджет вырастет с нынешних 17–17,5 трлн рублей до 22–23 трлн рублей, общий консолидированный бюджет может дойти с нынешних 21 трлн до 30 трлн рублей. Благодаря дешевому рублю удастся получить больше поступлений от внешнеторговых операций – доходы от экспорта могут составить до 10 трлн рублей доходной части бюджета. Т. е. доля нефтегазовых доходов не снизится ниже 47%», – отмечает управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута.
«Основная особенность бюджета 2015–2017 в том, что он дефицитный, и правительство, по крайне мере номинально, декларирует основные риски – влияние западных санкций, дешевеющая нефть и т. д.», – считает директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин. При этом дефицит бюджета вполне закономерен, потому что основные доходные статьи не предполагают существенного роста из-за неблагоприятной конъюнктуры на сырьевых рынках, тогда как социальные расходы запланированы почти в полном объеме, и траты на оборонку будут расти даже с учетом инфляции, замечает Лепешкин.
Дополнительные расходы
Проект трехлетнего бюджета создавался в довольно сложных обстоятельствах – экономический рост замедляется, в том числе из-за санкций. Поэтому в бюджете были заложены дополнительные средства на поддержку отечественных компаний, особенно тех, которые подверглись наибольшему влиянию ограничений.
Так, с учетом ответных санкций России и курса на импортозамещение увеличена программа поддержки сельского хозяйства на 20 млрд рублей в 2015 году.
Кроме того, Россия распечатает 60% средств ФНБ, которые будут инвестированы в инфраструктурные проекты (в Московский транспортный узел, железную дорогу и т. д.), а также могут быть направлены ряду компаний, попавших под санкции. По состоянию на сентябрь ФНБ аккумулировал 3,15 трлн рублей.
Вместе с тем на национальную оборону Россия по-прежнему будет тратить много. Эта статья – лидер по темпу роста расходов. В 2015 году правительство увеличивает финансирование по этой статье на 21,4%, до 2,999 трлн рублей. Кроме того, больше планируется потратить на экономические программы – расходы вырастут на 21,3%, до 2,722 трлн рублей.
Между тем бюджетная политика предусматривает накопление резервов. Минфин зарезервировал в бюджете на 2015 год 190 млрд рублей. «Это наш антикризисный резерв», – сказал глава ведомства Антон Силуанов.
Дополнительные доходы
Правительство также нашло способы получить дополнительные доходы в следующую трехлетку почти на 955 млрд рублей. И это несмотря на то, что обсуждавшийся несколько месяцев налог с продаж в размере 3%, который должен был помочь с доходами регионам, в конце концов решили не вводить. На него особенно рассчитывали Москва и Подмосковье, которым нужны дополнительные средства на решение транспортных вопросов. Но им взамен решено просто выделить бюджетные ассигнования – 32,45 млрд и 18 млрд рублей на три года.
Зато в 2015 году бюджет планирует получить около 100 млрд рублей за счет приватизации части акций Роснефти, 41,7 млрд рублей – от сбора акциза на газ, экспортируемый по «Голубому потоку», 20 млрд рублей – от таможенных пошлин на интернет-торговлю и т. д.
На чем сэкономили
Учитывая все сложности в российской экономике, правительство предприняло меры по экономии расходов. Одна из них – это продление моратория на накопительную пенсию в 2015 году, что дало дополнительно 309,2 млрд рублей.
Также в 2015 году зарплаты бюджетников не вырастут так, как планировалось, а лишь будут проиндексированы с учетом инфляции (на 7,5%). «Это решение адекватно нынешней ситуации в экономике», – объяснил глава Минфина. Впрочем, замедление темпов роста зарплат обещают пока лишь на один год. На этом удастся сэкономить почти 300 млрд рублей. Также решено отменить порог зарплаты в 624 тыс. рублей в год, сверх которой работодатели не платят взносы в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Есть также предложения при необходимости отказаться от имущественного взноса в ВЭБ на докапитализацию Российского фонда прямых инвестиций (62,6 млрд рублей.). А в 2017 году можно будет сэкономить 20 млрд рублей, уменьшив имущественный взнос в Фонд ЖКХ. Также Минфин предложил не увеличивать на 2% пенсии военным пенсионерам.
Риски
Трехлетний бюджет впервые формируется в условиях после введения экономических санкций западными странами. Экономисты не исключают, что могут возникнуть проблемы с наполняемостью доходной части бюджета.
Чиновники довольно оптимистичны относительно реального роста экономики, считает Дмитрий Лепешкин. Они исходят из того, что в 2015 году ВВП России вырастет на 1,2%, а затем до 3% в 2017 году. Прогнозная цена на нефть также, по его словам, может оказаться оптимистичной, несмотря на то, что на 2015 год учтен нынешний тренд на снижение мировых цен. Бюджет на 2015 год составлен исходя из цены на нефть в 96 долларов за баррель, в 2016–2017 году – исходя из более высокой стоимости нефти в 100 долларов.
«В условиях общего падения темпов роста экономики и санкций неизбежно сократятся и темпы роста бюджетных поступлений. В связи с этим, вполне вероятно, оптимизация бюджета и в этом случае некоторые направления расходов могут быть пересмотрены, в частности расходы на оборону», – не исключает Магута.
В правительстве прекрасно понимают, что имеются риски не получить тех доходов, на которые рассчитывает бюджет. В частности, ненефтегазовые доходы и доходы от приватизации могут оказаться ниже запланированных, также могут возникнуть проблемы с привлечением заемных средств, как внешних, так и внутренних. На этот случай у России есть «подушка безопасности» – Резервный фонд.
В эти годы он пополняться не будет (хотя чуть вырастет за три года за счет курсовой разницы). Но если планы по каким-то доходам не оправдаются, страна возьмет деньги из Резервного фонда для сохранения бюджетной стабильности. В случае наступления указанных рисков объем Резервного фонда может сократиться до 2,205 трлн рублей на конец 2017 года.