Как только Украина введет на практике в действие соглашение об ассоциации с ЕС, Россия в течение 10 дней поднимет пошлины на украинские товары. Таково решение постановления правительства РФ, опубликованного в понедельник.
Чтобы руководство Украины не продолжило заниматься политикой и войной вместо экономики, Россия принимает постановления, показывающие Киеву готовность повысить пошлины
Ранее 19 сентября премьер-министр Дмитрий Медведев уже подписал постановление о введении ввозных таможенных пошлин на украинские экспортные товары. Это решение коснется мяса, молочной и кондитерской продукции, фруктов и зерновых, а также пива, вина, спирта и сигарет. Также пошлины возрастут на легковые автомобили, автобусы, холодильники, одежду, обувь и сантехнику, на изделия из черных металлов, стекло, цемент, бетон, пластмассу, минеральные удобрения.
В списке также пассажирские и грузовые суда, продукция машиностроения, косметика, а также ткани, мебель, спортивное оборудование. Всего в перечень правительства включено 174 товарных позиции.
В настоящее время товары с Украины не облагаются таможенными ввозными пошлинами либо облагаются незначительными пошлинами, так как с РФ заключены двусторонние соглашения о свободной торговле в СНГ. Однако заключение соглашения об ассоциации с ЕС означает, что Украина создает зону свободной торговли с ЕС, с третьей страной. То есть страны Европы смогут беспрепятственно завозить свой товар на Украину, а оттуда в Россию, пользуясь льготными пошлинами или полным их отсутствием.
Россия же на такие преференции для Европы не подписывалась, это нарушение соглашения о свободной торговле в СНГ, поэтому имеет полное моральное и законодательное право защитить свой рынок поднятием пошлин для Украины.
Они вырастут до размеров ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, применяемых при ввозе товаров из стран, в отношениях с которыми применяется режим наиболее благоприятствуемой нации. Председатель правительства на прошлой неделе подчеркивал, что «эти шаги предпринимаются исключительно для защиты своих производителей от недобросовестной конкуренции».
И хотя Киев и Москва договорились об отсрочке введения в действие экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС до 2016 года, это пока лишь устные договоренности, так и не зафиксированные на бумаге. Поэтому российское правительство намерено постоянно наблюдать за исполнением экономической части соглашения об ассоциации.
Руководитель администрации президента России Сергей Иванов заявил в интервью «Российской газете», что надеется зафиксировать на бумаге устные договоренности об отсрочке имплементации соглашения об ассоциации Украины с ЕС на один год. Это та позиция, с которой начинался конфликт Москвы и Киева: «(Экс-президент Украины Виктор) Янукович предложил отложить подписание соглашения об ассоциации... В результате начался Майдан, поддержанный западными странами. И как следствие – события на Юго-Востоке Украины, переросшие в войну».
Говоря о путях выхода из сложившейся ситуации, Иванов отметил и минские договоренности, и настрой украинской элиты. «Думаю, и президент Порошенко стал отдавать себе отчет, что война до победного конца, т. е. до последнего украинца, ему не нужна. Достигнутые договоренности позволили приостановить военные действия, хотя мир еще весьма хрупкий. «Партия войны на Украине никуда не делась, она очень и очень сильна», – заявил глава администрации российского президента. Отношения со своим украинским коллегой Борисом Ложкиным, с которым ему приходится работать, в частности, над воплощением Минских соглашений, Иванов характеризует как рабочие. «Мы общаемся регулярно, иногда по нескольку раз в день говорим по телефону... Каждый, конечно, выполняет волю своих руководителей, но по-человечески у нас нормальный рабочий контакт, диалог есть», – уточнил Иванов.
Строительство стены на российско-украинской границе, по мнению Иванова, «сделает невозможным вообще восстановление каких-то отношений». Вспомнив анекдот, что «стена Яценюка – это малобюджетная «линия Маннергейма», Иванов выразил уверенность, что «никакой стены не будет в конечном счете. Риторика риторикой, а жизнь жизнью». Ранее сообщалось, что летом Совет национальной безопасности и обороны Украины решил провести демаркацию границы с Россией и построить вдоль нее защитные сооружения. В сентябре кабинет министров выделил 7,7 млн долларов на проект «Стена».
Сами украинские власти понимают всю проигрышность ситуации с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС. На официальном сайте правительства Украины выложены подсчеты потерь от этого. Украина потеряет почти 37 млрд долларов: 15 млрд долларов из-за ограничений торговли с Россией, еще 11 млрд долларов – на торговле с ЕС, 10 млрд долларов – на платежах за газ плюс 5,9 млрд долларов – на платежах по внешним долгам. Инвестиции, на которые так надеялись благодаря подписанию соглашения об ассоциации с ЕС, окажутся лишь каплей в море. Украинская экономика получит максимум 5 млрд долларов инвестиций.
Если же Украина отложит введение в действие экономической части ассоциации с ЕС, то она не просто снизит потери, а окажется еще и в плюсе. Выгода составит 5,1 млрд долларов, посчитали украинские власти. Причем надежда здесь не на ЕС, а именно на Россию. Так, на торговле с ЕС при этом сценарии Украина теряет почти столько же – 10 млрд долларов, выплаты по внешним долгам также никуда не исчезнут – минус 5,9 млрд долларов.
На торговле с ТС Киев теряет 5 млрд долларов, но, с другой стороны, платежи за газ окажутся в полтора раза ниже – не 10 млрд, а 6,5 млрд долларов. Здесь, вероятно, расчет на то, что Москва согласна получить оплату долгов за 2013 год и лишь частично за 2014 год, для того чтобы помочь Киеву начать платить за текущие импортные поставки (по предоплате). Более того, Киев рассчитывает получить выгоду в 2,5 млрд долларов от продолжения кооперации с Россией и еще 5 млрд долларов – от инфраструктурных проектов с Россией. Самая серьезная прибавка к экономике Украины при отсрочке экономической части ассоциации – это надежда на целых 15 млрд долларов в виде инвестиционного кредита от РФ.
Еще 10 млрд долларов Украина надеется привлечь в виде инвестиций, из которых 4 млрд долларов – это вложения от КНР.
Таким образом, украинские власти расписались под тем, что почти год назад Янукович был абсолютно прав, когда решил отложить подписание соглашения об ассоциации с ЕС ради экономической безопасности украинского государства. Украине в случае ратификации ассоциации с ЕС и разрыва экономических отношений с Россией грозит дефолт, резкий скачок инфляции и снижение доходов населения. Об этом не раз предупреждал советник российского президента Сергей Глазьев.
Экономика Украины уже без внешнего финансирования неплатежеспособна. Причем ей нужно больше, чем готов дать Запад. Только от снижения торговли с Россией и ТС Украина будет терять 30 млрд долларов ежегодно, а при полном отказе от сотрудничества потери могут составить до 100 млрд долларов, подсчитывали в Комитете гражданских инициатив.
Сейчас цены на украинские товары конкурентоспособны и находят своего покупателя в России. Если пошлины поднимутся, цены на украинские товары вырастут, и покупатели откажутся от них в пользу более дешевых. Это приведет к снижению общего спроса на продукцию Украины, что вызовет потерю доходов у украинского бизнеса. А если доходы снизятся, то это негативно отразится и на казне государства, которая и так сводит концы с концами, повышая налоги. Товарооборот Украины с Россией может сократиться минимум на треть, говорит Александр Журавлев, председатель правового комитета Ассоциации молодых предпринимателей России.
«Восполнить эти потери будет весьма затруднительно, поскольку новые товарные рынки нужно будет завоевывать. На это уйдет значительное время, и не факт, что такое восполнение будет соразмерно утрате. При таких обстоятельствах экономику Украины и, как следствие, бизнес, а также простых граждан ждут весьма плачевные последствия», – говорит Журавлев.
Чтобы руководство Украины не продолжило заниматься политикой и войной вместо экономики, Россия принимает постановления, с одной стороны, защищающие российский рынок от наплыва дешевых европейских товаров через Украину, а с другой, показывающие Киеву готовность повысить пошлины, чтобы у него не возникло лишних иллюзий на этот счет.
Нынешнее руководство Украины слишком часто говорит сегодня одно, завтра – противоположное, а делает – неожиданно третье. Все это уже давно вышло даже из-под контроля Евросоюза. Конечно, ЕС может поставить «вопрос ребром», тогда высока вероятность, что Украина не пойдет на отсрочку до 2016 года. Однако вряд ли Брюссель будет слишком настойчив в этом вопросе, потому что у него нет никакого желания, да и реальных возможностей, в прямом смысле кормить Украину на 30–100 млрд долларов из-за потерь от ограничений торговли и разрыва экономических связей с Россией. Тем более что европейским государствам самим не хватает средств, чтобы справиться с последствиями введения собственных санкций против РФ и ответных от Москвы.
Что касается США, то даже если будет выделена финансовая помощь Украине, то, скорее всего, она будет несоразмерна необходимой, считает Александр Журавлев. «Данный вывод сделан, поскольку у США в последнее время значительно вырос показатель затрат как на внутренние статьи бюджета, так и на внешние, особенно оборону», – замечает он.
В Брюсселе, как и в Киеве, прекрасно понимают, что выбор невелик: либо дефолт и крах украинской экономики, либо поднятие ее с колен собственными силами или при помощи России.