Россия и Иран в условиях санкций, введенных Западом в отношении обеих стран, подписали межправительственный меморандум о торгово-экономическом сотрудничестве на пять лет вперед. Речь идет о так называемой сделке «нефть в обмен на товары», которую обе стороны начали неофициально обсуждать почти год назад.
Сейчас против нефтяного сектора РФ также введены санкции, тем самым Запад «развязал руки» Москве, что привело к активизации сделки с Ираном
Меморандум был подписан в Москве на встрече министра энергетики РФ Александра Новака и министра нефти Ирана Бижан Намдар Зангане. Изначально СМИ сообщали, что Россия собирается покупать до 500 тыс. баррелей иранской нефти в день, то есть 256 млн тонн в год (около четверти всей иранской нефтедобычи). Однако в итоге был согласован куда более скромный объем – 2,5–3 млн тонн в год, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники. По его данным, Иран будет продавать нефть с небольшим дисконтом к Brent. Сейчас он составляет около 5 долларов на баррель, и, исходя из июньских котировок, объем годового контракта может составить 2,35 млрд долларов.
Ранее предполагалось, что это будет бартерная сделка. Однако теперь выясняется, что это не совсем так. Россия будет платить живые деньги за иранскую нефть, однако Иран в свою очередь обязуется потратить эти деньги на покупку российских товаров.
Иначе говоря, Россия, судя по всему, придумала способ, как можно сотрудничать с Ираном с выгодой для себя в обход санкций США. Во-первых, для покупки иранской нефти будет создан специальный трейдер, подконтрольный государству. Во-вторых, прорабатывается вариант продажи иранской нефти на споте. Сейчас иранская госкомпания NIOC не торгует на споте, а продает нефть напрямую своим покупателям в Китай, Индию и Японию.
Показали силу
Если раньше в реальность такой сделки верилось с трудом, то в новых условиях остановить Россию в развитии торговых отношений с Ираном США уже практически не под силу. Более того, Москва тем самым дает четкий сигнал США и ЕС: чем жестче антироссийские санкции, тем активнее она будет договариваться о партнерстве со странами, у которых имеются проблемы на международном рынке.
Напомним, что Запад заподозрил Иран в разработке ядерного оружия для использования против мирного населения. Всяческие попытки страны доказать мировой общественности обратное сопровождались новыми санкциями. Так, был наложен запрет на импорт, покупку и транспортировку иранской нефти, на торговлю золотом и драгоценными металлами с иранским правительством, госучреждениями и центробанком. На счетах в иностранных банках было заморожено 550 млн долларов, принадлежащих иранскому правительству.
В итоге Иран, некогда занимавший второе место по добыче нефти среди стран – членов ОПЕК, переместился на шестое место. Суточная добыча упала с 3,5 млн до 750 тыс. баррелей. Экспорт иранской нефти сократился на 60%, доходы страны – на 14%.
По словам источников в правительстве России, США «пытались сорвать сделку, угрожая российским и иранским компаниям санкциями». В Белом доме настаивают: резкая активизация сотрудничества между Москвой и Тегераном противоречит все еще действующим в отношении Ирана санкциям. Администрация президента Барака Обамы опасается, что доходы от сделки с Москвой ослабят заинтересованность Тегерана в достижении долгосрочного компромисса по его ядерной программе.
Ранее Иран и шестерка международных посредников договорились о продлении еще на четыре месяца переговоров по безопасности ядерной программы Тегерана.
Казалось бы, есть риск, что в адрес Ирана будут применены новые санкции. Однако США вряд ли пойдут на это, потому что они оказались в логической ловушке. «Если Штаты пойдут на новые санкции, это будет говорить о том, что ядерная программа была лишь поводом ослабить одного из крупнейших поставщиков нефти в мире. Для всего мира станет слишком явным желание США, несмотря ни на что, ограничить экспорт нефти из Ирана. Поэтому, думаю, Штаты не будут так компрометировать себя», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.
Россия от этой сделки получает политическое превосходство. В отношении Ирана действует нефтяное эмбарго в связи с санкциями США. Расширение сотрудничества с Ираном почти сразу после введения Северной Америкой жестких экономических санкций против конкретных российских компаний является сильным ответом Москвы.
«Подписание российско-иранского меморандума сейчас объясняется обострением в отношениях между Россией и Западом. После введения санкций Москва теперь куда меньше настроена прислушиваться к рекомендациям США. Ведь еще недавно Россия принимала усилия в дипломатическом разрешении иранского ядерного вопроса и даже была готова воздерживаться от действий, которые могли вызвать резкую реакцию США. Сейчас против нефтяного сектора РФ также введены санкции, тем самым Запад «развязал руки» Москве, что привело к активизации сделки с Ираном», – уверен аналитик управления инвестиционных операций «Ланта-Банка» Роман Ермаков.
Экономические выгоды
Иранский ответ России на санкции США и ЕС не только показывает силу Москвы, но и несет явную экономическую выгоду.
На 2,35 млрд долларов, которые Россия будет платить за иранскую нефть, Тегеран обязуется закупать российское машиностроительное оборудование, тяжелые грузовики, рельсы, металл и зерно. К слову, сейчас Иран ежегодно импортирует от 5 до 7 млн тонн зерна. До сих пор российское зерно занимало от 10% до 20% иранского импорта.
Также Тегеран хочет привлечь Россию к проекту электрификации своей железной дороги, и ему интересны закупки нескольких сотен мегаватт электроэнергии. Плюс Тегеран хотел бы, чтобы Россия помогла ему построить у себя мини-НПЗ, а также разработать газовые месторождения, например, в Асалуйе или на Южном Парсе.
Выручка РФ от проданной нефти будет выше, чем суммарная стоимость поставленных товаров
Более того, Тегеран рассматривает возможность отчисления части средств от продажи нефти на строительство второго блока АЭС в Бушере, который, как и первый, будет строить Росатом. Для российских атомщиков, которые зарекомендовали себя как высококлассные специалисты, заказ от Ирана сейчас – прекрасная возможность заработать в непростые для атомной энергетики времена после аварии на Фукусиме. Так как многие страны начали сворачивать свои программы в атомной энергетике, что, конечно, будет временным явлением, так как альтернативы дешевой атомной энергии человечество пока не придумало.
Завоевание нового рынка сбыта для России в период санкций – это самая правильная и выгодная стратегия. Может показаться, что у России нет особой нужды покупать нефть у другой нефтедобывающей страны. Однако ее приобретение крайне выгодно для перепродажи. Кому бы эта нефть ни потекла дальше, Россия получит свою маржу.
Есть несколько вариантов, куда Москва может перепродавать иранскую нефть. В Восточную Азию, в Африку или даже в Европу. Кокорева считает, что сделка между РФ и Ираном – это тактический ход. «Страны ЕС и США не хотят покупать иранскую нефть, но нефть из России пользуется спросом. Соответственно, Россия решила помочь Ирану в его нелегкой ситуации и извлечь из этого выгоду. Схема следующая. Россия приобретает иранскую нефть, которая под запретом на Западе, и перепродает ее той же Европе, но как российскую», – полагает эксперт.
Для России это двойной заработок. «Во-первых, это доход от перепродажи иранской нефти. Во-вторых, сбыт российских товаров, что автоматически поддержит наших производителей. В итоге выручка от проданной нефти будет выше, чем суммарная стоимость поставленных товаров», – отмечает Кокорева.
Не исключено, что Россия будет поставлять иранскую нефть в Восточную Азию, скорее всего, в Китай, с которым уже есть нефтяные договоренности. Прошлым летом Роснефть и китайская CNPC уже заключили долгосрочные договоры на поставку до 100 млн тонн нефти в течение 10 лет, начиная с 2014 года. Сделка оценивается экспертами в 70 млрд долларов. Как говорил глава Роснефти, нефть пойдет в Китай как по ВСТО, так и морским путем. Роснефть также будет поставлять нефть на китайские НПЗ. Китай становится для России ключевым направлением для поставок нефти и газа в ближайшие десятилетия. США и ЕС сами подталкивают Россию к сотрудничеству с азиатскими странами.
Кроме того, иранская нефть не помешает, учитывая, что нефть относится к частично восполняемым ресурсам. «России необходимо привести в баланс темпы добычи со сроком восстановления месторождений, но потребление энергоресурсов во всем мире постоянно растет. Континентальные скважины на территории России постепенно истощаются, а добыча на Арктическом шельфе еще не налажена. Таким образом, покупка дополнительных объемов у Ирана позволит выполнять все взятые по контрактам обязательства в полной мере», – говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский Союз Инженеров» Иван Андриевский.
Кроме того, сотрудничество с Тегераном – это хорошая перспектива на будущее, потому что уже сейчас начинается борьба за иранский рынок, замечает Роман Ермаков.
С начала этого года в Иране уже побывали представители бизнеса из Китая, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии и ряда других стран. На днях The Wall Street Journal со ссылкой на источники в промышленных компаниях ФРГ сообщила, что из-за введенных США и ЕС санкций в отношении РФ немецкий бизнес может перенаправить свои инвестиции из российской экономики в иранскую. А немецкая Торгово-промышленная палата прогнозирует: после того как санкции в отношении Тегерана будут ослаблены, ежегодный экспорт Германии в Иран достигнет 10 млрд евро. Россия явно не готова допустить, чтобы США и ЕС выигрывали за счет Ирана. А Тегеран уже подписался под тем, что его интересы ближе к Москве.
И, наконец, Россия может поучиться у Тегерана, против которого на протяжении многих лет действовали жесткие международные санкции, обходным маневрам. «Например, Иран перевел расчеты с Китаем, Индией и Японией в национальные валюты и на вырученные от продажи нефти средства приобретал товары местных производителей. Россия со времен финансового кризиса стремится перейти на торговлю не в долларах, а в рублях и валюте партнера. Нынешняя сделка станет мощным стимулом к реализации этой идеи», – указывает Андриевский.