Экономика

14 июля 2014, 22:45

АвтоВАЗ обещает бороться за бренд Lada

Фото: ИТАР-ТАСС

Еще десять лет назад российский бренд Lada занимал более половины российского легкового авторынка. Однако теперь АвтоВАЗ мечтает вернуть «Ладам» хотя бы пятую часть рынка. Руководители завода надеются, что этим планам помогут осуществиться три новые модели, которые появятся уже в ближайшее время.

Крупнейший российский производитель легковых автомобилей АвтоВАЗ планирует занять 20% российского автомобильного рынка после запуска в производство трех новых моделей Lada. В первом полугодии 2014 года доля Lada упала уже до 15,7%.

Мы концентрируемся на бренде Lada, и наша цель – 20% российского рынка. Мне это представляется вполне возможным, но для этого нам нужно запускать новые модели

«Несмотря на наших партнеров в лице Renault и Nissan, мы концентрируемся на бренде Lada, и наша цель 20% российского рынка. Мне это представляется вполне возможным, но для этого нам нужно запускать новые модели», заявил глава АвтоВАЗа Бу Андерссон ИТАР-ТАСС.

В планах АвтоВАЗа в ближайшие два года запустить три совершенно новые модели. Так, в 2015 году начнется серийное производство и продажи Lada Vesta. Это новый автомобиль класса B, который должен заменить семейство Lada Priora. В начале 2016 года в автосалонах должна появиться Lada X-ray, а следом Lada X-ray Cross.

Концепт-кар этого автомобиля был представлен в августе 2012 года на Московском автосалоне. Эта платформа создана специально для выхода АвтоВАЗа в сегмент внедорожников, кроссоверов и SUV.

Более того, АвтоВАЗ собирается активней продавать свои модели на экспортных рынках. Помимо стран СНГ, где традиционно продаются Lada, завод рассматривает еще 10 государств, «в которых наш экспорт может быть успешным», рассказал Бу Андерссон. Одной из стран будет, по его словам, Египет. Впрочем, он уверил, что российский рынок будет оставаться в приоритете. «Если вы не можете достичь успеха на собственном рынке, то вы не сможете экспортировать», подчеркнул он.

Продажи хуже, чем у конкурентов

Однако пока ситуация с продажами автомобилей Lada даже хуже, чем в целом на рынке легковых машин. Так, общие продажи легковых автомобилей и LCV в России в июне 2014 года упали на 17,3%, а у АвтоВАЗа на 19%. За полугодие снижение всего рынка составило 7,6% до 1,23 млн единиц, а у АвтоВАЗа 15%, до 192,8 тыс. автомобилей.

На улучшение продаж во втором полугодии завод и не рассчитывает. АвтоВАЗ прогнозирует падение своих продаж на 1015% по итогам 2014 года. И это будет серьезным испытанием для компании. Дело в том, что продажи Lada с каждым годом не просто сокращаются, а падают с ускорением: в 2012 году на 4%, в 2013 году – уже на 12%, а в этом с легкостью могут перешагнуть верхнюю планку ожиданий и упасть более чем на 15%. Ранее Андерссон не исключал, что продажи Lada в России могут упасть на 23% до 410 тыс. машин по итогам года.

Экспорт заводу тоже помогает не сильно. В прошлом году выручка компании от продажи машин на экспорт еще росла благодаря росту продаж на 17,7%, до 78,4 тыс. машин. Однако в этом году АвтоВАЗ сам ждет снижения экспортных продаж сразу на 28%. Главные причины таких ралли – рост продаж в Казахстане в прошлом году и падение в этом.

Несмотря на резкое падение российского авторынка в целом (Андерссон ждет падения на 1020%) и собственной реализации, глава АвтоВАЗа оптимистично смотрит на финансовое состояние крупнейшего в России производителя автомобилей. АвтоВАЗ, по его словам, в этих сложных условиях все равно планирует выйти на положительные финансовые результаты за счет сокращения издержек и оптимизации работы. «Да, прогнозы сохраняются, и неожиданностей мы не видим. Мы увеличиваем производительность и уменьшаем себестоимость, чтобы идти в рамках плана», сказал он, говоря об операционных и финансовых показателях завода.

Что будет с Lada

С учетом автомобильных марок, принадлежащих контролирующему тольяттинский автозавод альянсу Renault-Nissan, доля АвтоВАЗа на российском рынке почти вдвое выше. По итогам первой половины 2014 года она составила 30,6%. Но здесь учитываются не только автомобили Lada, но и Renault и Nissan. Сборка иномарок – это второе направление работы АвтоВАЗа. Пока его руководство не оставляет надежду, что производство собственных машин Lada не канет в Лету и будет идти параллельно сборке иномарок.

Иностранные акционеры, недавно получившие контроль над АвтоВАЗом, активно начинают использовать мощности тольяттинского автогиганта под свои модели. В понедельник с конвейера АвтоВАЗа как раз сошли первые машины возрожденного Nissan японского бренда Datsun. Серийный четырехдверный пятиместный седан on-DO от Nissan будет стоить от 329 тыс. рублей в базовой комплектации. Цена на Lada Granta начинается практически с такой же цифры – от 314 тыс. рублей. Ценовая конкуренция налицо.

А вот если говорить о доли Lada, то она с каждым годом неуклонно падает, причем уже очень давно. Еще десять лет назад доля автомобилей Lada на российском рынке составляла более 50%, но уже в кризис 2008 года потеряла четверть своего рынка. Правда, в 2009 и 2010 годах был отмечен небольшой рост доли Lada, но он был вызван искусственно. Это было обусловлено кризисом и программами господдержки – утилизации и автокредитования, которые подстегнули спрос в большей степени именно на бюджетные модели АвтоВАЗа, указывает ведущий аналитик «Автостата» Азат Тимерханов.

А после завершения стимулирующих программ тенденция потери рынка брендом Lada продолжилась, причем еще более активно. Согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (AEB), в 2011 году доля Lada на российском легковом рынке составляла 21,8%, в 2012 году Lada занимала уже лишь 18,3%, в 2013 году 16,4%, а по итогам первого полугодия 2014 года всего 15,6%.

И тогда, и сейчас рецепт для изменения ситуации был один – продавать больше автомобилей. Пять лет назад такие советы АвтоВАЗу давали эксперты, напоминая ему, что доля завода может восстановиться, если он обновит модельный ряд. Теперь такие задачи ставит перед собой сам глава АвтоВАЗа, который надеется, что три новые модели, которые должны появиться в ближайшие два года, помогут заводу вернуть утраченные позиции.

Раньше эксперты прогнозировали, что доля импортных автомобилей на российском рынке сможет превысить 50% только после 2020 года, но, как видно, иномарки завоевали российский рынок намного быстрее. Единственное, что может успокаивать большинство иномарок все-таки собирается на территории России. Но это победа скорее российского правительства, которое своевременно с помощью соглашения о промсборке заставило мировых автостроителей приходить в Россию и локализовывать здесь производство иномарок. Это не победа бренда Lada.

Позиции Lada с каждым годом слабеют. Причина проста – на рынок стало выходить все больше иномарок, особенно бюджетного ряда, говорит Тимерханов. «По цене эти модели уже могли конкурировать с вазовскими автомобилями. АвтоВАЗ же был занят сменой модельного ряда, причем этот процесс еще не закончился», объясняет эксперт.

Кроме того, запуск новых автомобилей пошел не так активно, как планировалось, что также в числе причин снижения доли АвтоВАЗа на рынке, считают эксперты ГК «АвтоСпецЦентр». «До потребителя не были донесены все преимущества новых автомобилей, а продукт АвтоВАЗа претерпел значительные модернизации и изменения, но потенциальный потребитель не всегда знал о них. Обновление модельного ряда всегда является драйвером продаж, но при соответствующей PR-поддержке», считают эксперты дилерской компании.

Новые модели Lada от АвтоВАЗа, которые в последнее время стали сходить с конвейера, не помогли не только развернуть тренд в обратную сторону, но даже остановить падение рыночной доли. Напомним, что на рынок были выведены две новые модели Lada Granta и Lada Largus. Поэтому вывод новых трех моделей на рынок также может и не привести к ожидаемому усилению бренда Lada в России. Достичь этой цели будет сложно еще и из-за общей макроэкономической ситуации: экономика России замедляется.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Российские войска освободили Соловьево в ДНР и Котляровку в Харьковской области
Темы дня

Россия преодолела критическую зависимость от западных газовых турбин

Россия преодолела зависимость от газовых турбин большой мощности Siemens и General Electric, заявил глава Ростеха Сергей Чемезов. И Россия, в отличие от Ирана, сделала это благодаря собственным мозгам и технологиям. Первая серийная турбина будет установлена на электростанцию на Таманском полуострове. Как Россия вообще оказалась в такой критической зависимости от западных турбин?

Русский мэр-русофоб зачищает Таллин от всего русского

Новые власти Таллина, отстранив прежнего мэра, начали наводить в городе свои порядки, старательно выкорчевывая из него все русское или связанное с Россией. Политика действующего градоначальника Евгения Осиновского показывает, что для него нет вообще ничего святого.

Военный эксперт назвал учения с тактическим ядерным оружием четким сигналом Западу

Арсен Аваков объявлен в розыск в России

Боррель предложил производить оружие на Украине

Новости

УВЗ отправил в войска два эшелона танков

«Уралвагонзавод» (в составе концерна УВЗ входит в Ростех) отправил эшелоны танков Т-90М «Прорыв» и Т-72Б3М в Министерство обороны России, сообщили в пресс-службе концерна.

ВСУ безуспешно попытались вернуть позиции в районе Сватово

Подразделения ВСУ в минувшие выходные безуспешно попытались вернуть ранее утраченные позиции в районе Сватова ЛНР, силы России отбили атаки противника и заняли более выгодные рубежи, заявил военный эксперт Андрей Марочко.

Российский снайпер рассказал о ликвидации украинского военного в каске СС

Один из самых эффективных российских снайперов в зоне спецоперации рассказал о ликвидации украинского военнослужащего, носившего немецкую каску времен войны с эмблемой СС.

Французский Иностранный легион понес первые потери на Украине

Информацию о прибытии легионеров на Украину подтвердили военкоры, участники подполья и военные эксперты. По их данным, французские солдаты, набранные из 3-го пехотного полка Иностранного легиона, были развернуты в поддержку 54-й отдельной механизированной бригады ВСУ в Славянске.

Черноморский флот уничтожил пять катеров ВСУ у побережья Крыма

Силами Черноморского флота ВС России в районе северо-западного побережья Крымского полуострова уничтожено пять безэкипажных катеров ВСУ, сообщили в Министерстве обороны.

Обвиняемый во взятке замминистра Иванов попросил о домашнем аресте

Адвокаты обвиняемого в получении взятки заместителя министра обороны Тимура Иванова просят Мосгорсуд отменить решение о заключении под стражу и перевести своего подзащитного под домашний арест. Аппеляционная жалоба будет рассмотрена 8 мая.

Кремль объяснил необходимость учений с ядерным оружием

Западные представители заявляли о готовности и даже намерении отправить вооруженные контингенты на Украину, чем провоцировали новый, беспрецедентный виток напряженности, заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, объясняя подготовку ВС России к предстоящим ядерным учениям.

В Кремле объяснили объявление в розыск украинских политиков

МВД объявило в розыск украинских политиков – нынешнего президента Владимира Зеленского и экс-президента Петра Порошенко – в рамках расследований преступлений киевского режима, сообщил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков.

ФСБ рассекретила признания адъютанта Гитлера о вкладе СССР в разгром нацизма

Федеральная служба безопасности России рассекретила документы из следственного дела бывшего личного адъютанта Адольфа Гитлера Отто Гюнше, в которых он признает решающую роль СССР в разгроме нацизма.

В СВР заявили об активизации усилий США по поиску альтернативы Зеленскому

США активизировали усилия по поиску альтернативы президенту Украины Владимиру Зеленскому, сообщило пресс-бюро Службы внешней разведки (СВР) России.

Госдума одобрила запрет иноагентам быть кандидатами и наблюдателями на выборах

Госдума приняла пакет поправок к законопроекту, которые запрещают иностранным агентам баллотироваться на выборах всех уровней, быть наблюдателями и занимать посты в органах власти.

Власти Грузии указали на желание радикалов увидеть жертвы по примеру «майдана»

Протестующие в Тбилиси против законопроекта «О прозрачности иностранного влияния» радикалы «фактически анонсируют» жертвы по примеру «майдана», заявила депутат от «Грузинской мечты» Нино Цилосани, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Мальцев: Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

Геворг Мирзаян: Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

Если в аэропортах счет непропущенных в РФ идет на десятки и сотни человек, то на сухопутных пунктах пропуска (на российско-казахстанской границе) – на тысячи. Пытающихся попасть в Россию гастарбайтеров – прежде всего таджиков – тщательно проверяют.

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?