Россия и Китай окончательно согласовали аванс на 25 млрд долларов по газовому контракту. Газпром получит эти деньги от китайской CNPC до начала поставок газа, а сами поставки газа начнутся через четыре или через шесть лет – в зависимости от готовности китайской инфраструктуры для приема газа, сообщил зампред правления Газпрома Александр Медведев. «Мы рассчитываем, что китайская инфраструктура будет готова в кратчайшие сроки (то есть через четыре года)», – добавил Медведев, передает «Прайм».
Мы видим, что китайские банки дают кредит Газпрому на 25 млрд долларов. Пока ресурсы есть для того, чтобы строить газотранспортную сеть
Согласование с Китаем аванса в 25 млрд долларов в виде кредита дает возможность России начать стройку века без докапитализации Газпрома. В начале июня президент РФ Владимир Путин на заседании комиссии по ТЭК заявил, что правительство и Минфин должны подумать о докапитализации Газпрома на стоимость строительства инфраструктуры на Востоке России в рамках газового контракта с Китаем. По его словам, это может быть одним из способов решения вопроса с финансированием строительства.
Глава МЭР РФ Алексей Улюкаев ранее заявлял, что считает принципиально возможным использование средств ФНБ для докапитализации Газпрома, хотя этот вопрос не обсуждался. Однако Минфин пока не видит оснований для докапитализации Газпрома в связи с китайским контрактом, заявил в среду глава ведомства Антон Силуанов.
По его словам, Газпром – «мощнейшая компания», поэтому оснований говорить о том, что она сейчас нуждается в докапитализации, нет. «Но если почувствуем, что такая ситуация возникла, то будем смотреть», – говорит Силуанов. «Но пока мы видим, что китайские банки дают кредит Газпрому на 25 млрд долларов. Пока ресурсы есть для того, чтобы строить газотранспортную сеть», – заключил министр финансов.
Всего Россия вложит со своей стороны 55 млрд долларов в создание газопровода «Сила Сибири» протяженностью 4800 км и соответствующей инфраструктуры в Восточной Сибири, которой будут пользоваться не только газовики и транспортники газа, но и местные власти и население для других отраслей экономики региона. «Сила Сибири» соединится с газопроводом Сахалин – Хабаровск – Владивосток, и в районе Благовещенска от трубы будет построен отвод в Китай.
Эти деньги пойдут также на освоение двух новых месторождений Восточной Сибири – Чаяндинского и Ковыктинского (Якутия и Иркутская область), где совокупный объем подтвержденных извлекаемых ресурсов составляет 3 трлн кубометров газа.
Столь крупный газовый контракт с Китаем на 30 лет заставил даже Bank of America повысить прогноз роста российского ВВП с 2015 года и на последующие годы. По оценке Bank of America, ожидающиеся капитальные затраты на уровне 55 млрд долларов увеличат инвестиции в российскую экономику по меньшей мере на 5–6 млрд долларов в год начиная с 2015 года.
Более того, газовый контракт также может укрепить рубль, если Китай заплатит авансом 25 млрд долларов за будущие поставки газа, считает Bank of America. К концу 2014 года рубль будет стоить 35,5 рубля за доллар. На конец 2015 года, по прогнозу BofA, курс доллара составит 36 рублей.
Напомним, исторический контракт с Китаем Газпром подписал 21 мая. Общая цена контракта составляет 400 млрд долларов на 30 лет, ежегодные поставки трубопроводного газа составят 38 млрд кубометров в год. Такого контракта нет ни с одной компанией. Газпром считает, что этот договор заслуживает включения в Книгу рекордов Гиннесса.
В Газпроме отмечали, что контракт подписан на взаимовыгодных условиях. Цена на газ для Китая официально не раскрывается, известно лишь, что контракт включает формулу цены с привязкой к нефтяной корзине и условие «бери или плати». Точно такие же условия прописаны в контрактах с европейскими и украинскими покупателями российского газа.
По оценке замглавы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексея Гривача, базовая цена по контракту Газпрома и CNPC находится в диапазоне 380–390 долларов за тысячу кубометров (соответствует среднему уровню цен для европейцев). Он исходит из того, что общий объем поставок составит 1,025–1,04 трлн кубометров за 30 лет, и на поставки в 38 млрд кубометров в год Газпром выйдет через пять лет с момента начала поставок.
Между тем поставки трубопроводного газа по контракту с Китаем удовлетворят только часть прогнозируемого спроса в КНР. Поэтому остается место для увеличения как трубопроводных поставок российского газа, так и поставок сжиженного газа.
Александр Медведев уверил, что в ближайшее время Газпром возобновит переговоры с Китаем по поставкам газа по второму, западному, маршруту. Россия и Китай изначально обсуждали два маршрута поставок трубопроводного газа – западный и восточный. 21 мая был подписан контракт по восточному маршруту (из Восточной Сибири).
Западный маршрут ориентирован на поставки газа в Китай из традиционных месторождений Западной Сибири. Он предполагает поставку по трубопроводу из Ямало-Ненецкого автономного округа через Алтайский край на северо-запад Китая. «Это будет газ, который будет конкурировать с туркменским. С другой стороны, этот газ будет из Западной Сибири, а значит, это та же ресурсная база, с которой осуществляются сейчас поставки газа в Европу. И как раз по западному маршруту возможно перенаправление объемов из Европы в Китай, если Европа не будет контрактовать эти объемы газа в будущем», – говорит Алексей Гривач.
Россия и Китай продолжат переговоры и по поставкам сжиженного природного газа. «Мы не отказываемся от возможности поставок СПГ в Китай, несмотря на подписание контракта по трубному газу», – сказал Александр Медведев, передает ИТАР-ТАСС. Речь идет о поставках с «Владивосток-СПГ» и, возможно, «Сахалина-2».
Китайские компании, по словам Медведева, заинтересованы в участии в проекте «Владивостокский СПГ». «Возможно, до конца года мы сможем объявить участников», – сказал он. Проект «Владивостокский СПГ» предполагает строительство двух ниток по 5 млн тонн. Пуск первой линии запланирован на конец 2018 года. А между этим проектом и проектом Роснефти по строительству завода СПГ на Сахалине есть синергия, говорит замначальника департамента Газпрома Сергей Тимошилов. Газпром уже предлагал закупать газ с проекта «Сахалин-1» Роснефти, что позволило бы сократить расходы примерно на 15 млрд долларов.
Более того, заполучив крупнейшего потребителя газа в Азии – Китай, Газпром не намерен останавливаться. Российская газовая компания продолжает развивать газовые отношения и с другими азиатскими странами. Так, в октябре 2012 года Газпром заключил контракт с индийской Gail на поставку 2,5 млн тонн сжиженного природного газа в год на срок 20 лет. В среду Газпром продлил этот контракт с Индией. Теперь срок поставок увеличен до 25 лет, а объем годовых поставок – до 3–3,5 тонн СПГ с возможностью увеличения.
Индия, как и Китай, проявляет заинтересованность газовыми ресурсами России. «Индия рассчитывает на увеличение поставок энергоносителей, в том числе газа, потому что внутренняя добыча не покрывает потребности. Мы ищем возможных партнеров, и Россия – одна из таких возможностей», – заявил в среду председатель совета директоров индийской Indian Oil Corporation Ашок Баласубраманиан. Индийская компания проводит предварительные консультации с российскими компаниями для участия в проектах по производству СПГ. По словам Ашока, Indian Oil Corporation готова работать в качестве партнера как с государственными, так и с частными нефтегазовыми компаниями.
Таким образом, Россия идет по пути диверсификации поставок газа с европейского на азиатское направление, о чем мечтала уже давно. В ближайшее десятилетие структура добычи и поставок голубого топлива должна серьезно измениться.
Международное энергетическое агентство подсчитало, что России на ближайшие 20 лет потребуется инвестировать 100 млрд долларов в энергосектор. «Для сохранения объемов добычи и экспорта нефти на текущем исторически высоком уровне России необходимо разрабатывать новые месторождения, максимально использовать потенциал добычи на зрелых месторождениях, повышать энергоэффективность транспортного сектора, а также переходить на использование газа на транспорте», – отмечают эксперты МЭА.
По их мнению, у России сейчас есть все возможности для ускорения реформ и превращения всего энергетического сектора, помимо нефтегазовой отрасли, в движущую силу динамичного и устойчивого экономического роста.