Государственная компания «Нафтогаз Украины» получила от Газпрома счет на предоплату за газ, однако оплачивать его пока не будет, так как надеется урегулировать вопрос о задолженности, сообщил в четверг замминистра энергетики Украины Игорь Диденко.
У нас нет гарантий, что, даже если будет установлена цена в 100 долларов, эти цены могут быть оплачены украинской стороной. Там на сегодняшний день полная неплатежеспособность
«Нафтогаз получил счет на предоплату, но до 2 июня еще есть время, во время которого Нафтогаз все-таки надеется в режиме партнерских отношений с Газпромом сесть и договориться по комплексу проблем», – заявил Диденко.
По его словам, Украина готова заплатить до конца мая около 4 млрд долларов за российский газ в случае возврата к цене на уровне 268,5 доллара за тысячу кубометров.
Между тем Россия не верит, что Украина способна оплатить поставки газа даже со скидкой из-за экономической ситуации в стране. «У нас нет гарантий, что, даже если будет установлена цена в 100 долларов, эти цены могут быть оплачены украинской стороной. Там на сегодняшний день полная неплатежеспособность», – сказал министр энергетики РФ Александр Новак.
Задолженность Нафтогаза за поставки российского газа уже достигла 3,5 млрд долларов (за прошлый и этот год на начало мая). В связи с этим российская сторона приняла решение в соответствии с контрактом перевести Украину на предоплату, и Газпром во вторник выставил Нафтогазу предварительный счет за июнь. Если он не будет оплачен, Россия может с 3 июня отключить газ Украине.
Украина продолжает гнуть свою линию: кормить обещаниями и по традиции выставлять свои требования. Кроме снижения цены на газ с 480 долларов за тысячу кубометров, которая прямо вытекает из контракта, Диденко также предъявил претензии к газу, который хранится в подземных хранилищах Крыма. «К сожалению, на территории полуострова Крым есть 2 млрд кубометров газа, которые являются экономической собственностью Нафтогаза», – сказал он. Он обратился к Газпрому с предложением закачать эти 2 млрд кубометров газа в качестве компенсации в подземные хранилища Украины.
По его словам, это предложение Украина сделала в рамках досудебных процедур. Ранее Нафтогаз официально уведомил Газпром о намерении добиваться снижения цены на газ для себя в Стокгольмском арбитраже. Вероятно, Диденко намекает, что в противном случае будет через суд доказывать свои права на эти 2 млрд кубов газа, закачанных в крымское ПХГ.
В Крыму же сильно удивились таким претензиям. «Никаких 2 млрд кубометров газа, о чем говорят украинские власти, нет. Тем более что эта цифра почти вдвое превышает емкость газохранилища. Если есть полулитровая бутылка, в нее литр не зальешь. Поэтому претензии Минэнерго к нам необоснованны», – заявил пресс-секретарь компании «Черноморнефтегаз» Валерий Котенев. По его словам, емкость единственного в Крыму и на юге Украины Глебовского подземного газохранилища, принадлежащего «Черноморнефтегазу», рассчитана максимум на 1,2 млрд кубометров газа. По состоянию на 15 мая в газохранилище закачано лишь 768 млн кубометров газа.
Между тем Россия продолжает попытки вразумить Европу, чтобы та повлияла на Киев в решении газового вопроса. В четверг президент России Владимир Путин в очередной раз обратился к лидерам европейских государств. Он обращает их внимание на то, что перевод Украины на предоплату газа был вынужденным решением, поскольку в адрес Газпрома так и не поступил ни один платеж за поставленный газ. «И это несмотря на то, что украинская сторона получила первый транш финансовой помощи от Международного валютного фонда в размере 3,2 млрд долларов», – подчеркивает глава государства.
При этом для решения газовой проблемы состоялась единственная встреча с делегацией стран ЕС во главе с еврокомиссаром по энергетике Гюнтером Эттингером и с участием министра энергетики Украины Юрия Продана 2 мая в Варшаве. И, с сожалением констатирует российский президент, конкретных предложений по стабилизации ситуации по выполнению Нафтогазом контрактных обязательств и обеспечению надежного транзита российского газа через Украину от партнеров получено так и не было.
Несмотря на все это, Владимир Путин уверил, что Россия по-прежнему надеется на более активный диалог со стороны ЕК для выработки «конкретных справедливых решений по стабилизации экономики Украины».
Правота Газпрома неоспорима, потому что основана исключительно на условиях газового контракта от 2009 года между Россией и Украиной. Все идет к тому, что этой зимой будет повторение газового кризиса 2009 года. Однако есть шансы, что до этого все-таки Европа доводить не будет. Правда, у нее есть два способа избежать этого.
Сценарий первый
Украина не платит до конца мая ни рубля по долгам Газпрому. В этом случае с 3 июня поставки газа на Украину будут остановлены, при этом транзит газа через Европу на первых порах, скорее всего, будет продолжать идти. Потому что Газпром должен показать Брюсселю свою ответственность как поставщика. А дальше надо будет ждать лишь действий Киева, а именно момента, когда он начнет воровать европейский газ, идущий через него транзитом.
Какое-то время Украина сможет держаться и не уподобляться обыкновенному воришке. В этом ей помогут 6–7 млрд кубометров газа, уже закачанных (по сути бесплатно благодаря Газпрому) в предыдущие месяцы. В апреле-мае Киев именно с этой целью и начал особенно активно отбирать газ и закачивать его в свои ПХГ. Новоявленные власти готовились заранее. Европейцы, кстати, тоже больше, чем обычно в весенние месяцы, закачали газа в свои ПХГ.
Украина сможет получать газ из Европы с помощью реверса через Польшу и Венгрию, но в мизерных количествах. Через Венгрию, например, всего 120 млн кубометров в месяц, по оценке ФНЭБ. Кроме того, европейцев, желающих отдавать свой газ, найдется немного. Разве что немецкий RWE по старой дружбе (он поставлял реверсный газ в прошлом году). И то не факт при нынешней неплатежеспособности Украины.
Вот французский газовый трейдер GDF-Suez уже остановил переговоры с Украиной по реверсу. Они не сошлись в цене, да еще Киев попросил отсрочку по оплате за поставки газа. Европейская компания явно не захотела оказаться в положении Газпрома – продавать газ по нерыночной цене, стать спонсором Нафтогаза и потом еще годами добиваться выплаты газовых долгов.
Летом газа надо немного. Украине обычно хватает 4 млрд кубометров. Имеющихся запасов ей одной спокойно хватит на шесть месяцев, пока не настанут холода. Но тут в игру обязательно вступит Европа. И намного раньше, чем наступит зима. Потому что если в июне и июле 16 европейских стран еще смогут спать спокойно, то вот в августе им гарантирована бессонница. Чтобы Европа не замерзла зимой, в украинские ПХГ надо закачать 17–19 млрд кубов газа – в зависимости от того, теплая или холодная выйдет зима.
По техническим причинам крайний срок, чтобы успеть это сделать, – середина августа, говорит заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Если разрешить газовую проблему позже, например, в октябре, то Европа все равно замерзнет – в украинских ПХГ просто не будет газа. Даже если Россия пустит газ по трубопроводу, суточные мощности ГТС все равно не справятся с высоким спросом на газ зимой и со стороны Украины, и со стороны Европы. Именно поэтому на зиму газом в прямом смысле запасаются с помощью ПХГ.
#{ussr}Как говорит Гривач, Европа в этом случае может, как и в 2009 году, начать винить Россию и Газпром в невыполнении контрактных обязательств, даже выставить за это штрафы и подать в суд. Но пока суд будет идти, жители Болгарии будут мерзнуть. От судебных заседаний газ в украинских ПХГ не появится.
В 2009 году ситуация была немного иная: газовые хранилища были заполнены. Когда поставки газа через Украину остановились, она в реверсном режиме стала выбирать (воровать) газ из них, оставив Европу с носом. Поэтому после подписания контракта и восстановления поставок газа на Украину газ тут же появился и в Европе.
Таким образом, в августе в любом случае разгорится вторая волна переговоров, и ЕК под давлением тех 15 стран, которые зависят от российского газа на 30–100%, уже не сможет остаться пассивной (как сейчас).
Суть переговоров будет все та же. ЕС должна будет сбить спесь с Киева и заставить его выполнить контрактные обязательства: оплатить газовые долги Газпрому и заплатить за следующие поставки газа авансом. В общем, к августу ЕС должен будет найти деньги для Украины. Скинутся ли на это сами страны ЕС, поторопят ли они МВФ с выдачей новых кредитных траншей Киеву или в конце концов отберут последнее у самих жителей Украины (например, сократят пенсии, зарплаты бюджетникам, пособия до прожиточного минимума, повысят до небес налоги или тарифы на газ), но Европа найдет деньги. И именно к августу.
Пойдет ли Газпром при этом хоть на какие-то уступки по цене? Не исключено. Но чем дольше Брюссель и Киев будут тянуть, тем меньше может оказаться у Москвы желания делать поблажки.
Сценарий второй
Есть и более оптимистичный сценарий развития событий. Россия даже намекнула, что он возможен. И Киев, и Брюссель говорят, что готовы заплатить по газовым долгам. Проблема в том, что МВФ дал первый транш 3,2 млрд долларов, а долг перед Газпромом – уже 3,5 млрд долларов. Россия понимает, что весь долг оплатить Киев просто физически сейчас не может. Правда, ЕС обещал еще 1 млрд долларов, но их же нет. Плюс Украине еще надо на что-то жить. Газом единым сыт не будешь.
Поэтому Москва немного смягчилась. Глава правительства Дмитрий Медведев призвал Украину заплатить хотя бы часть газового долга перед Газпромом, тогда можно будет вернуться к переговорам по всему остальному.
Медведев прямо не говорит, что Россия согласна будет снизить цену на газ или отменить предоплату. Но при оптимистичном сценарии такое возможно. Все будет зависеть от тона, позиции Киева и гарантий ЕС за своих ставленников на Украине.
Если Киев переведет до конца мая, например, половину долга – 1,75 млрд долларов – и сбавит обороты, Москва может дать еще один месяц на оплату оставшейся части долга. Таким образом, переход на предоплату перенесется с 3 июня на 3 июля.
Плюс этой ситуации в том, что поставки газа через Украину не будут остановлены еще на месяц. У ЕС будет чуть больше времени, чтобы найти для Украины еще денег. Минус в том, что общий долг Украины снова вырастет за счет поставок газа в июне. Это будет игра по кругу, которую надо будет остановить в любом случае. Это лишь отсрочит неизбежное. И цена, заметим, за газ будет по-прежнему 485 долларов.
Но как только Киев выплатит все долги за газ, Газпром может дать скидку. Цена, конечно, не снизится до 268,5 доллара (как хочет Киев) – это уж слишком даже для самого лучшего друга. Скидка может быть максимум 70–100 долларов, то есть 15–20%. Именно такие скидки получали от Газпрома европейские компании. И в этом случае цена на газ для Украины будет сопоставима с ценами для европейцев (в среднем 400 долларов). Предоплату бы отменили, и Киев получил бы передышку и снова стал бы накапливать долги. Правда, Газпром вряд ли теперь будет терпеть это так долго.
Шанс договориться будет буквально в понедельник, 19 мая. На эту дату назначена встреча Новака и Эттингера по поводу Украины (правда, место и время пока не определены). Но прийти к компромиссу возможно, только если будет политическая воля новоявленных украинских властей. Они должны серьезно изменить свой подход к газовой проблеме, перестать выставлять требования. А главное – признать, что Газпром следует условиям газового контракта 2009 года, признать отмену Харьковской и декабрьской скидок, признать цену в 485 долларов законной.
А это вопрос политический. Потому что это означает, что Юлия Тимошенко и т.н. руководители энергетического блока правительства – Юрий Продан и Игорь Диденко – должны признаться перед украинцами аккурат перед выборами, что совершили ошибку в 2009 году. Контракт от 19 января 2009 года подписывался в присутствии Юлии Тимошенко (тогда глава правительства) и Диденко (тогда глава Нафтогаза) и при согласии Юрия Продана (тогда министра энергетики Украины).
Алексей Гривач считает, что России не надо идти по второму сценарию, даже если поступит оплата части долга за газ. «Отменять предоплату не стоит, пока Украина не признает контрактную цену и полностью не оплатит долги. Иначе она просто продолжит закачивать газ в свои подземные хранилища бесплатно. И риски, что газовые долги так и не будут оплачены, очень велики. Нужно все-таки корректно и в полном объеме выполнять контрактные обязательства», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.