Экономика

14 февраля 2014, 14:46

Выявлено миллиардное завышение стоимости трассы Мск – СПб

Фото: РИА "Новости"

Первая очередь автотрассы Москва – Санкт-Петербург на участке 258–334 км подорожала на 6,6 млрд рублей, выяснила Счетная палата. В итоге один километр дороги обходится почти в 20 млн долларов. В основном это средства государства, потому что частных инвесторов привлечь не удалось. А как их привлечь, если не только строительство дороги, но и ее содержание и ремонт неокупаемы.

По данным аудиторов Счетной палаты, долгосрочное инвестиционное соглашение (ДИС) на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе, заключенное на участке 258–334 км трассы Москва – Санкт-Петербург, требует дополнительной корректировки. ДИС содержит многочисленные ошибки, в том числе в оценке стоимости проекта.

За четыре года строительство этого участка подорожало на 15% – на 6,6 млрд рублей, или 190 млн долларов

Общий объем финансирования инвестсоглашения на инвестиционной стадии составляет 51 млрд рублей, из них 49,6 млрд рублей на строительно-монтажные работы и 1,4 млрд рублей – затраты ГК «Автодор». При этом обоснования затрат ГК «Автодор» почти на полтора миллиарда рублей не было представлено, указывает Счетная палата. Участок 258–334 км строится компанией «Мостотрест», контролируемой отцом и сыном Аркадием и Игорем Ротенбергами. Контракт с ними Автодор подписал в конце 2011 года.

Счетная палата указывает на то, что стоимость строительства первой очереди трассы Москва – Санкт-Петербург в обход Вышнего Волочка превышена по сравнению со стоимостью строительства, подтвержденной госэкспертизой от 8 октября 2010 года, на более чем 6,6 млрд рублей, говорится в сообщении ведомства. Экономического и правового обоснования превышения стоимости ГК «Автодор» не представила.

Стоимость участка трассы Москва – Санкт-Петербург в 76 км – 51 млрд рублей или 1,5 млрд долларов. Таким образом, один километр дороги обходится в 19,7 млн долларов. Причем за четыре года строительство этого участка подорожало на 15% на 6,6 млрд рублей или 190 млн долларов. Таким образом, с 2010-го к концу 2013 года один километр дороги подорожал на 2,5 млн долларов.

«Это дороже, чем немецкие автобаны в пересчете на 1 км. И ответ на вопрос соответствия ширины и качества российских дорог и немецких автобанов, думаю, также ясен», – говорит газете ВЗГЛЯД один из участников рынка. Эта трасса действительно станет одной из самых дорогих в сравнении как с зарубежными, так и российскими дорогами.

Согласно данным Центра макроэкономических исследований Сбербанка России, шестиполосная трасса в американском городе Споке (North Spokane Corridor) протяженностью 44,8 км обошлась США в 2 млрд долларов. В пересчете на километры эта дорога оказывается почти в три раза дешевле российской трассы между Москвой и Питером: 7,21 млн долларов за один километр в США против 19,7 млн долларов в России. А строительство одного километра Route 228 в Виргинии в пять раз дешевле, чем одного километра первой очереди трассы в России: 3,66 млн долларов против 19,7 млн долларов.

Да и строительство участка магистрали «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, км 355 – км 414,7 (обход города Елец) в Липецкой области оказалось менее затратным. На этом участке километр дороги стоит всего около 2 млн долларов против 19,7 млн долларов.

Строительство дорожно-транспортной системы в России всегда было дорогим удовольствием. Однако первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров» Иван Андриевский находит аргументы, показывающие, что смета трассы может быть и обоснованной.  

«С одной стороны, 51 млрд рублей за 76 километров дороги – это много. Но с другой стороны, проведем подсчеты. Километр трассы из Москвы в Питер стоит более 670 млн рублей. При этом еще в прошлом году эксперты оценивали, что реконструкция участка в 14 километров федеральной трассы Пермь – Екатеринбург обойдется примерно в 5,5 млрд рублей. Стоимость километра в данном случае получается в районе 400 млн рублей. Фактически получается, что строительство километра новой магистрали дороже всего в 1,67 раза по сравнению с реконструкцией», – подсчитывает Андриевский.

Рост проектной стоимости можно объяснить многими факторами. «Например, тем, что Автодор – это только заказчик строительства. Им была оговорена одна сумма выделенных бюджетных средств на реализацию трассы, а исполнитель в процессе строительства начал работать себе в убыток. В таком случае, чтобы сохранить строительство, заказчику приходится идти на уступки. Ведь нерентабельные проекты исполнять никто не будет. Любые коммерческие структуры работают ради прибыли», – отмечает Андриевский.

Первый участок трассы, объединяющей две российские столицы, действительно нельзя назвать самым дорогим в истории – по сравнению с 578 млн долларов за прокладку одного километра четвертого транспортного кольца в Москве или со 140 млн долларов за километр на 48-километровом участке трассы Адлер – Красная поляна во время подготовки к Олимпиаде в Сочи. Кольцевая автодорога в Санкт-Петербурге также в списке рекордсменов. Километр дороги обошелся в среднем в 20–25 млн долларов.

Кроме завышения стоимости строительства дороги, аудиторов Счетной палаты также удивляет тот факт, что в 2011–2012 годах (первый этап реализации проекта) в строительство было вложено только 2% частных средств, а остальные – это государственные затраты. Речь идет о сумме почти в 12 млрд рублей.

«Мировая практика не знает случаев подобного соотношения затрат бюджетных средств и привлеченных инвестиций, а именно 98% к 2%, при реализации проектов государственно-частного партнерства», – говорит аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров.

Впрочем, отсутствие частных инвестиций в этот участок легко объясняется другим обнаруженным Счетной палатой фактом. Аудиторы обращают внимание, что строительство этого участка трассы Москва – Санкт-Петербург неокупаемо. Более того, не окупится не только строительство самой дороги, но и ее содержание и ремонт – даже с учетом того, что эта дорога будет платной. В итоге для эксплуатации этого участка дороги  в течение 18 лет потребуется дополнительно 9 млрд рублей.

Такой вывод Счетная палата делает на основе расчетов, что эксплуатационные платежи за 2015–2033 годы составят 14 млрд рублей, за ремонт – 13 млрд рублей, инвестиционные платежи – 16,5 млрд рублей. То есть всего потребуется 43,5 млрд рублей, тогда как выручка от взимания платы за проезд по этой дороге составит лишь 34,7 млрд рублей.

Счетная палата направила отчет о результатах в ГК «Автодор», в Совет Федерации и Госдуму РФ. Информационное письмо отослали также министру транспорта.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Khaosod: Боестолкновения происходят вдоль границы Таиланда с Камбоджей
Темы дня

Евросоюз вступил с США в войну идеологий

Еврокомиссия наложила штраф на соцсеть X (ранее Twitter, заблокирован в РФ) в размере 120 млн евро. Это событие вызвало шквал критики со стороны американских властей. По мнению экспертов, произошедшее обнажает глубокий идеологический раскол между США и ЕС. К чему приведет «цифровое» противостояние на Западе и почему лицом этого конфликта отчаянно стремятся стать европейские «Зеленые»?

Латвию стократ наказали за украденный «Дом Москвы»

Латвию заставили расплатиться за грабеж российской государственной собственности. Прибалтийская республика незаконно экспроприировала находившийся в Риге «Дом Москвы», но на уходящей неделе решением российского суда удалось добиться возмещения, причем в стократном размере. Как такое произошло?

Ушаков сообщил о готовности США к «железобетонному соглашению» с Россией

Кэти Перри подтвердила отношения с экс-премьером Канады Трюдо

Макрон пригрозил Китаю введением пошлин

Новости

Дмитриев заявил о «панике крупнейших дипломатов ЕС»

Крупнейшие дипломаты ЕС в панике, заявил глава РФПИ, спецпредставитель президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев, комментируя слова главы МИД Польши Радослава Сикорского.

Рар: Американцы ответят на цензуру сети Х идеологическими ударами по Европе

Столкновение идеологий США и Европы усиливается. Брюссель надеется, что правый поворот в Штатах будет подавлен американским глубинным государством. Пока же ЕС старается ограничить влияние Белого дома на собственную политику, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Александр Рар. Ранее Еврокомиссия наложила на соцсеть X (ранее Twitter, заблокирован в РФ) штраф в размере 120 млн евро по закону о цифровых услугах.

Китай потребовал от Японии прекратить клевету на НОАК

КНР требует от Японии прекратить клеветническую кампанию в отношении действий Народно-освободительной армии Китая (НОАК), заявил официальный представитель ВМС НОАК Ван Сюэмэн.

ВС России нанесли групповой удар возмездия по Украине

Вооруженные силы России нанесли групповой удар по территории Украины в ответ на атаки по гражданским объектам в России, сообщили в Минобороны РФ.

Российские войска освободили харьковскую Кучеровку и Ровное в ДНР

Российские подразделения освободили населённые пункты Кучеровка в Харьковской области и Ровное в Донецкой Народной Республике, сообщили в Минобороны РФ.

FT: Замороженные активы России в ЕС могут заблокировать навсегда

Российские активы, замороженные в Евросоюзе, могут остаться недоступными для Москвы на неопределенный срок из-за найденной в законодательстве ЕС правовой лазейки, пишет газета Financial Times.

Опрос показал рекордное недовольство немцев работой правительства

Доля жителей Германии, выразивших недовольство работой правительства, достигла рекордных 70%, а рейтинг канцлера снизился до 23%, свидетельствуют данные нового социологического опроса, проведенного институтом INSA для немецкой газеты Bild.

Илон Маск назвал Европу Четвертым рейхом

Американский предприниматель Илон Маск назвал Европу Четвертым рейхом.

Почти половина швейцарцев захотела ограничить численность населения страны

Почти половина граждан Швейцарии поддерживает идею ограничить население страны 10 млн человек, следует из опроса компании Tamedia для издания 24heures.

ВСУ взорвали дамбу в ДНР в попытке помешать продвижению российских войск

Дамба в селе Приволье в ДНР взорвана украинскими военными, которые таким образом пытаются помешать продвижению российских войск, сообщают украинские СМИ.

Минск объяснил участие сыновей Лукашенко в переговорах в Омане

Присутствие Виктора и Николая Лукашенко на переговорах президента Белоруссии Александра Лукашенко в Омане подчеркнуло особый статус диалога и стало знаком уважения к двусторонним отношениям, заявила пресс-секретарь главы государства Наталья Эйсмонт.

Число обращений на прямую линию с Путиным превысило 350 тыс.

За первую неделю приема вопросов на прямую линию с президентом России Владимиром Путиным поступило более 350 тыс. обращений, большинство из них касается социальной политики и спецоперации на Украине, такие данные приводятся в эфире «Первого канала».
Мнения

Наталья Потемкина: Ключ от туалета как культурный феномен русской эмиграции

Широко известная дама-иноагент с болью пишет о том, что на культурных мероприятиях для покинувших Россию все плохо: звук в микрофоне некачественный, реверберация в помещении плохая, да и артист однажды опоздал на выступление потому, что 40 минут искал, у кого ключ от туалета.

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов