27 ноября министры 12 государств Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) провели встречу, которая определяет ближайшее будущее мирового нефтяного рынка, как минимум на первый квартал 2015 года. ОПЕК не изменила квоты на добычу нефти, оставив их на прежнем уровне в 30 млн баррелей в сутки. «Без изменений», – был краток по итогам совещания министр нефти Кувейта Али Салех аль-Омайр.
Этим решение ОПЕК показал зубы, что картель не идет на поводу у спекулянтов
Между тем Кувейт и Саудовская Аравия оказались ожидаемо довольны таким решением картеля. За выступали также Катар и ОАЭ. Снизить же добычу и поднять цены на нефть очень хотели более «мелкие» добытчики – Венесуэла, Эквадор, Нигерия, Ангола, Алжир плюс Ливия, Иран и Ирак, но они услышаны не были.
«Мы обсуждали ситуацию несколько часов и решили сохранить квоты на ближайшие полгода», – сказал генсекретарь картеля Абдалла Салем аль-Бадри. Таким образом он намекнул, что ОПЕК может рассмотреть вопрос о квотах через полгода. Следующая конференция ОПЕК состоится 5 июня 2015 года, говорится в коммюнике, опубликованном по итогам министерской конференции организации.
После объявления решения ОПЕК курс доллара достиг отметки 48,05 рубля, а курс евро – 60 рублей. Стоимость нефти Brent на Лондонской бирже опустилась ниже 75 долларов за баррель впервые с сентября 2010 года. Индекс РТС опустился до 1000 пунктов впервые с 14 ноября.
Причину такого решения озвучил накануне министр нефти Саудовской Аравии: «Никому не следует снижать добычу, и рынок стабилизируется сам». В ОПЕК надеются, что в 2015 году спрос на нефть будет расти.
«На мой взгляд, это лучшее решение, которое они могли принять», – считает Александр Пасечник из Фонда национальной энергетической безопасности. «Этим решением ОПЕК показал, что картель не идет на поводу у спекулянтов. Консервативное решение отражает их уверенность, что они легко держат конъюнктуру, которую предлагает рынок, и попутно решают задачу с торможением сланцевой эйфории в Америке», – считает он. «Если бы они снизили квоты, то показали бы свою неуверенность перед спекулятивным капиталом», – добавляет эксперт.
По его словам, даже тестового снижения квот не последовало потому, что это уже нисколько не повлияло бы на общую ситуацию. Пасечник считает, что небольшое снижение квоты на 300–500 тыс. баррелей нефти никак не повлияло бы на цены, а лишь еще больше подзадорило бы рынок. «Мы очень часто видим, как инвесторы отыгрывают решения вопреки ожиданиям», – добавляет он.
«Все деньги от количественного смягчения фактически всплыли в американских крупнейших монстрах типа Citi, JPMorgan и т. д. Вот они и раскачивают рынок (за счет электронной торговли нефтяными фьючерсами – прим. ВЗГЛЯД). Фьючерсы превалируют над базовыми параметрами спроса и предложения», – говорит Александр Пасечник.
ФНЭБ указывает, что причина падения цен на нефть не в рыночных факторах – росте предложения и сокращении спроса, все намного прозаичней. Цены на нефть определяет не Саудовская Аравия, а США, которые в 1983 году запустили рынок бумажной, виртуальной нефти. По оценке ФНЭБ, теперь 95% сделок на нефтяном рынке – это сделки с нефтяными фьючерсами, которые до исполнения не доводятся. В итоге цены на нефть определяются тем количеством денег, которые крутятся на рынке нефтяных фьючерсов. Сейчас их много, что и определило падение нефтяных цен.
Наиболее откровенный из членов ОПЕК – Венесуэла – прямо указывает, что США и некоторые их союзники снизили цены на нефть для того, «чтобы нанести ущерб России, а заодно и Венесуэле». Такое мнение высказал ранее в четверг президент Венесуэлы Николас Мадуро. В ОАЭ также обвинили США в избытке нефти на рынке (и падении цен).
«Позвольте напомнить, что не только ОПЕК добывает нефть, – сказал ранее министр энергетики Объединенных Арабских Эмиратов Сухейль аль-Мазруи. – США начинали как скромный разработчик сланцевых месторождений, а теперь стали крупным поставщиком. Но новички должны учитывать фундаментальные правила игры. Переизбыток нефти на рынке повредит и им, и всем остальным».
Президент России Владимир Путин еще в прошлом месяце признался, что подозревает некоторые страны в заговоре, целью которого является снижение мировых цен на нефть. «Заговоры всегда возможны», – сказал он.
Что будет
Пасечник ждет стабилизации цен на нефть в районе 70–85 долларов за баррель. По его мнению, это рыночная цена, просто мир долго пребывал в периоде завышенных цен, в которые была заложена «военная премия».
«Я сторонник того, что нефть марки Brent выйдет на рубеж в 80–85 долларов за баррель к концу первого квартала 2015 года. По крайней мере она не будет уходить ниже 70 долларов. Коридор оставляю большой пока», – ожидает представитель ФНЭБ.
Такое решение ОПЕК приведет к тому, что рынок просто найдет свое равновесное состояние, и спекулятивная норма уйдет из цены, объясняет Пасечник. «Программа количественного смягчения в США завершена. Это тоже в какой-то степени говорит о том, что фундаментальные показатели наконец должны стать зеркальным отражением объективной ситуации», – добавляет эксперт. Если бы не спекулянты, то цена на нефть должна была бы быть на 10 долларов выше, считает он.
«Никому не хочется, в том числе странам ОПЕК, продавать нефть с дисконтом. Поэтому потихоньку рынки подтянут цены. Понятно, что решаются локальные проблемы – приостановить сланцевые проекты в США и т. д. Но полугодовой лаг в 80 долларов сможет остановить сланцевый прорыв. При этом на экономике США в целом низкие цены на нефть сказываются позитивно, это для их нефтянки – засада, но для экономики – сказка. Китаю – тоже сказка», – говорит Александр Гривач.
С другой стороны, эти ожидания исключают геополитические катаклизмы, а они возможны. «Революционная ситуация в одной из стран картеля провоцирует линию повышательную (по цене на нефть – прим. ВЗГЛЯД). Нет никаких гарантий, что все будет спокойно и стабильно. Может шатнуть в Венесуэле, да даже у саудитов. Если они так долго будут баловаться, ратуя за дешевую конъюнктуру, не снижать квоту, то тоже могут получить свою порцию крови», – не исключает Пасечник. Что касается рубля, то его курс будет следовать за котировками нефти.
Российский Минфин не исключает, что решение ОПЕК не снижать квоты означает, что проблема избыточного предложения на мировом рынке нефти быстро решена не будет. В таких условиях для России «даже сценарий 80 долларов за баррель в ближайшие годы уже можно оценивать как умеренно оптимистичный», – заявил директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин. Это хуже прогноза, озвученного на днях главой Минфина Антоном Силуановым. Он ожидает, что цена на нефть будет 80–90 долларов за баррель в долгосрочной перспективе.
Ирина Рогова из Forex Club не исключает, что до конца года котировки нефти могут снизиться в районе 65–70 долларов за баррель. «Такое их падение будет крайне болезненно для компаний, осуществляющих добычу сланцевой нефти (в первую очередь американских). Поэтому не исключено, что такое падение не будет длительным. Но пока говорить о росте выше 80–85 долларов за баррель вряд ли стоит», – считает Рогова.
Некоторые прогнозы еще более пессимистичные. По мнению министра нефти Кувейта, цена в 76–77 долларов за баррель может стать тем уровнем, на котором снижение остановится. Есть прогнозы падения котировок до 60 долларов за баррель.
Страны ОПЕК заявили о готовности к любой рыночной цене, в том числе и к 60 долларам за баррель. «Мы должны жить и при 80 долларах за баррель, и при 60 долларах за баррель, и при 100 долларах за баррель», – подчеркнул министр нефти Кувейта Али Салех аль-Омайр перед заседанием министров ОПЕК.
Россия не хлопает в ладоши
«Средняя цена по этому году все равно будет удовлетворительной, выше бюджетных ориентировок РФ. А вот по следующему будем смотреть. Низкая конъюнктура провоцирует социальные риски, будем уплотняться, менять финансовую политику по фактической погоде», – говорит Александр Пасечник.
Цена в 70–80 долларов за баррель в долгосрочной перспективе в любом случае будет крайне неприятной для России.
Орешкин из Минфина считает, что решение ОПЕК лишний раз подтверждает позицию ведомства, что бюджет России должен быть переписан исходя из новых цен на нефть. Накануне, выступая в Совете Федерации, министр финансов России Антон Силуанов оценил возможные потери бюджета в 2015 году в сумму от 0,5 до 1 трлн рублей (при сохранении ситуации и при ухудшении конъюнктуры).
Ранее министр финансов подсчитывал, что санкции стоят России порядка 40 млрд долларов, или чуть меньше 2% ВВП в год, а падение цен на нефть – целых 90–100 млрд долларов (падение на 30 долларов, со 110 до 80 долларов за баррель). Это означает, что Россия входит в эпоху необходимости тратить накопленные ранее резервы.
Нефтяники, скорее всего, сократят свои инвестицонные проекты, а ряд особо сложных проектов по добыче будут сдвинуты по срокам на два–три года вперед, в частности арктические проекты, говорит Пасечник.
Не исключено, что проблемы с добычей нефти в России начнутся раньше, чем надеялись власти. «У нас правительство поставило задачу удерживать в ближайшие пять лет уровень добычи в районе 520–525 млрд тонн нефти в год. Но такие прогнозы звучали при высокой конъюнктуре. При низкой конъюнктуре, наверное, можем и падение увидеть, если не будет стимулирования. Если будем с налогами как-то работать, то, может, обойдется. Нынешнему налоговому маневру нефтяники в ладоши не хлопали», – рассказывает собеседник.