Министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что «по статистике рост экспорта в страны ЕС фактически компенсировал падение экспорта в страны Таможенного союза».
Это общая экономическая политика в Восточной Европе. Все бывшие социалистические страны потеряли основную часть своей промышленности
Однако он выдает желаемое за действительное. Рост экспорта сырья в ЕС только с большой натяжкой можно назвать компенсацией потерь от снижения поставок продукции с добавленной стоимостью в Россию и страны ТС. Статистика по экспорту указывает на первые признаки превращения Украины в сырьевой придаток Европы. С другой стороны, налицо катастрофа для украинской промышленности и машиностроения.
Разница в разы
Даже в абсолютных цифрах статистика украинского экспорта не подтверждает слова Климкина. Заместитель министра иностранных дел по вопросам евроинтеграции Елена Зеркаль сообщала, что падение экспорта с Украины в страны ТС составило в среднем 30%. При этом рост украинского экспорта в страны Европейского союза составил лишь 15% или 1,3 млрд долларов.
Удивляет тот факт, что СМИ (даже украинские) со ссылкой на Зеркаль сообщили, что это данные за восемь месяцев года. Однако здесь, скорее всего, ошибка (спикера или информагентств), так как эти данные совпадают с опубликованными цифрами Госстата Украины: за первое полугодие 2014 года экспорт украинских товаров в страны ЕС вырос на 14,9% или на 1,23 млрд долларов. В противном случае получилось бы, что и в июле, и в августе этого года Украина фактически остановила экспорт своих товаров в ЕС.
«Я полагаю, что какое-то замедление темпов роста экспорта в ЕС в июле и августе действительно могло быть. Так как на эти месяцы приходится пик противостояния киевских властей с Юго-Востоком. Однако могли также наблюдаться неточности в расчетах. Ясно станет, когда выйдет статистика за 9 месяцев», – считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
Что касается украинского экспорта в Россию, то, согласно Росстату, он снизился в первом полугодии на 23,3% или на 2,5 млрд долларов. А если брать в целом страны ТС, то падение экспорта, как говорит Зеркаль, составило 30%, то есть Украина лишилась 3,2 млрд долларов.
Абсолютные цифры доказывают, что компенсировать убытки от потери российского рынка и рынка ТС за счет европейского Украина не смогла: вместо потерянных 3,2 млрд долларов она получила в 2,6 раза меньше – 1,23 млрд долларов.
Сырьевой придаток
Еще более важные выводы напрашиваются, если посмотреть на структуру экспорта Украины в ЕС и ТС. Украина как поставляла в Европу сырье, так туда его и поставляет. По данным Госстата, за шесть месяцев 2014 года вырос объем поставок с Украины в ЕС минеральных топлив, нефти и продуктов ее перегонки (на 48,5%), древесины и изделий из древесины (32,6%), жиров и масла животного или растительного происхождения (26,3%), зерновых культур (23,7%), черных металлов (13,9%), а также электрических машин (13%). Если сравнивать с прошлым годом, структура экспорта в ЕС осталась прежней – Украина увеличивает поставки в ЕС, но тех же сырьевых товаров, которые поставляла и раньше.
Налицо первые признаки того, что Украина становится сырьевым придатком ЕС. Елена Зеркаль, кстати, подтверждает, что и перспективы роста экспорта в страны ЕС в первую очередь имеют аграрии, прежде всего производители зерна, а также кондитерская промышленность. Стоит добавить еще производителей подсолнечного масла, исходя из статистики. «Особенно интересно в свете последних событий выглядят слова замминистра иностранных дел по вопросам евроинтеграции о перспективах роста экспорта кондитерской промышленности. Возможно, это является своеобразным «вознаграждением» президенту Порошенко, известному своей любовью к шоколадным конфетам, за дестабилизацию ситуации на Украине», – иронизирует заместитель генерального директора консалтинговой компании HEADS Никита Куликов.
Хуже всего обстоит дело с экспортом в ЕС продукции украинского машиностроения и вагоностроения. Это как раз то, что охотно покупала Россия и что теперь покупать не может (а что-то и не хочет).
Экспорт в Таможенный союз сократился по целой группе товаров. Прежде всего, изделий из черных металлов (это трубы, арматура, рельсы) и железнодорожных локомотивов. Также сократился экспорт продукции переработки природного газа – удобрения, неорганическая химия плюс пластмассы и полимеры. И, наконец, Украина стала меньше отправлять в ТС бумаги и картона, подсолнечного масла, шоколадных изделий и какао. «Россия и Таможенный союз были рынком сбыта именно украинских товаров, а не сырья. ЕС же в 90% случаев предпочитает закупать только примитивное сырье или рабочую силу, а товары делать самим и продавать», – говорит Дмитрий Лукашов. Продукция с высокой добавленной стоимостью Европе не нужна.
#{ussr}Даже если Украина нарастит поставки в ЕС в абсолютных цифрах, это не будет означать однозначной компенсации потерь от торговли с Россией. Увеличение экспорта сырья взамен потерянного экспорта продукции с добавочной стоимостью – это псевдокомпенсация, которая негативно сказывается на украинской экономике. Потому что это все равно означает закрытие заводов, потерю рабочих мест в промышленности, сокращение поступлений в бюджет.
Украина не Финляндия
Теоретически, Евросоюз мог бы «вытянуть» украинскую экономику, если бы начал строить на Украине новые заводы и открыл для их продукции свой рынок сбыта. Лукашов приводит в пример Финляндию, где это было сделано после Второй мировой войны. Однако Украину, к сожалению, ждет судьба других членов еврозоны – Прибалтики и Польши.
«Странам бывшего соцлагеря ЕС уже не стал оказывать особой экономической помощи. Там закрыли большинство заводов и фабрик и просто интегрировали население этих стран в общеевропейский рынок труда, – напоминает Лукашов. – К сожалению, это общая экономическая политика в Восточной Европе. Все бывшие соцстраны потеряли основную часть своей промышленности». Иллюзии украинцев по поводу европейских инвестиций обманчивы.
Поэтому в дальнейшем вышеуказанные тенденции будут только усугубляться. Украина в конце концов потеряет промышленность и машиностроение из-за невозможности экспортировать товары в Россию.
Почему Европа покупает больше украинского...
Рост украинского экспорта в ЕС Климкин объясняет применением односторонних торговых преференций Европейским союзом. С весны ЕС отменил или снизил таможенные пошлины на ряд промышленной и сельскохозяйственной продукции с Украины. В итоге украинским производителям действительно стало выгодней ввозить продукцию в Европу.
Преференции должны действовать вплоть до 1 ноября этого года. Однако ЕС думает продлить их до 1 января 2016 года. Именно до этого срока было решено отложить формирование на практике зоны свободной торговли между Украиной и ЕС по соглашению об ассоциации, чтобы Украина не потеряла в одночасье весь российский рынок. Это грозило еще большими, чем сейчас, потерями, которые Европа не готова компенсировать.
Кроме того, на фоне сильной девальвации гривны сырье с Украины стало еще дешевле, чем раньше. «Неудовлетворительные показатели относительно инфляции и курса гривны также положительно сказываются на экспорте товара с Украины в страны ЕС. Дешевые ресурсы – это лакомый кусок для любой экономики. Фактически странам ЕС выгодно поддерживать ситуацию на Украине в таком подвешенном состоянии, не обеспечивая ни мира, ни войны», – считает Никита Куликов.
... а Украина покупает меньше европейского
Что касается импорта из ЕС, то, несмотря на снижение пошлин, он все равно не растет. Опять же потому, что девальвация гривны делает импортные товары дорогими, большинству украинцев они просто не по карману. «Платежеспособность граждан Украины снижается за счет девальвации гривны, которая на данный момент упала почти на 47%, и ежемесячного роста инфляции, которая к концу года может ускориться до 19% по прогнозам Нацбанка Украины», – замечает Куликов.
Статистика импорта-экспорта показывает, что Украина стала закупать товара меньше, чем продает. Только благодаря падению импорта товаров за последний год ей удалось добиться положительного сальдо внешней торговли.
Так, по данным Росстата, объем импорта товаров из стран ЕС в первом полугодии 2014 года уменьшился на 17,8% по сравнению с прошлым годом. Например, импорт автомобилей, произведенных в ЕС, упал более чем в полтора раза, механических машин – на четверть, химической продукции – на 17%.