Номинальные повседневные расходы россиян в декабре 2013 года увеличились менее чем на 1% по сравнению с декабрем 2012 года. Однако реальные повседневные расходы россиян с учетом инфляции на потребительском рынке (6–6,5%) в прошлом месяце сократились более чем на 5%. Аналогичный тренд наблюдался в ноябре и октябре прошлого года, свидетельствуют данные исследовательского холдинга «Ромир», который проводит регулярные замеры текущих расходов населения.
У группы потребителей, обладающих средними доходами, реальные расходы за год снизились почти на 12% с учетом инфляции
«Таким образом, на протяжении всего IV квартала (т. е. три месяца подряд) мы имеем дело со стагнацией номинальных и снижением реальных повседневных расходов россиян. Такая ситуация наблюдается впервые за весь период наблюдений с 2008 года», – отмечает «Ромир».
Снижение потребительской активности на других рынках наблюдается с начала – середины 2013 года, а к концу года докатилось и до рынков товаров повседневного спроса, отмечается в докладе. Единственное, что радует, это довольно высокий накопленный уровень: по сравнению с ноябрем 2013 года повседневные расходы потребителей в декабре увеличились на 20%.
Ретейлеры также почувствовали, что россияне стали более экономными. Так, крупнейший российский ретейлер «Магнит» констатирует снижение потребительской активности домохозяйств в конце 2013 года, которое привело к замедлению темпов роста продаж. В итоге в декабре выручка «Магнита» выросла лишь на 22,88% – до 64 млрд рублей. Это самые низкие темпы роста за весь прошедший год, при том что декабрь – традиционно высокий месяц для розницы перед новогодними праздниками. Для сравнения, в декабре 2012 года выручка «Магнита» выросла на целых 34,6%.
Наметился «явный тренд на переориентацию покупателей в сторону товаров в более низком ценовом сегменте», отмечают в «Магните». Причем в компании считают, что этот процесс характерен для всех товарных категорий и социальных групп потребителей. Впрочем, переход от дорогого к дешевому происходит плавно, как правило, на одну ступеньку ниже в шкале ценовых категорий, добавляет ретейлер.
Средний класс стал экономней
«Ромир» сделал разбивку расходов по уровню доходов потребителей. Так, у потребителей с уровнем дохода ниже среднего повседневное реальное потребление в декабре 2013 года снизилось на 2–2,5% с поправкой на инфляцию (по сравнению с декабрем 2012 года).
У потребителей с доходами выше среднего повседневное реальное потребление в декабре по сравнению с декабрем 2012 года снизилось на 3–3,5% с поправкой на инфляцию.
А вот у группы потребителей, обладающих средними доходами, дела обстоят существенно хуже. Реальные расходы в этой группе за год снизились почти на 12% с учетом инфляции.
Причины
Столь скверную динамику повседневного потребления у среднего класса в «Ромире» объясняют низким ростом доходов. В отличие от доходов малообеспеченных групп (бюджетники и пенсионеры), они не попадают под индексацию. И, в отличие от доходов высокообеспеченных групп (бизнесмены, топ-менеджеры и коррупционеры), они не могут увеличивать доходы «по собственной воле».
С другой стороны, такая динамика доходов и расходов среднеобеспеченных россиян хорошо объясняет их негативное настроение и критический настрой к происходящему в стране, который наблюдается на протяжении двух последних лет, указывают в «Ромире».
Причина падения реальных расходов – как в пессимистических взглядах потребителей на будущее, так и в замедлении роста располагаемых доходов. «За январь–ноябрь их увеличение составило 3,6% в год, но в ноябре рост был всего на 1,5%. Вслед за этим мельчают и повседневные траты», – указывает директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов. Рост потребления в структуре ВВП замедлился еще в третьем квартале 2013 года – до 5,3% с 5,8% в первом полугодии.
К тому же росту расходов не способствуют высокие темпы роста цен. При их замедлении россияне еще могут ощутить увеличение располагаемых доходов, но с более низкой базы, добавляет экономист.
Стимулировать спрос...
Эксперты «Ромира» считают, что восстановление потребительского оптимизма должно рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач внутренней экономической политики. «Поскольку особых надежд на внешние рынки у России в ближайшие пару лет нет, иного источника для возобновления экономического роста с темпом хотя бы в 3–4%, кроме внутреннего потребительского рынка, у нашей страны тоже нет», – считают авторы исследования.
Партнер BDO в России Елена Хромова также считает, что стоит стимулировать потребительскую активность россиян, используя как уже известные способы (к примеру, субсидирование кредитных ставок и программу утилизации авто), так и предлагая новые подходы для повышения потребительского спроса.
В прошлом году правительство вернуло на год программу льготного автокредитования. Вице-премьер Аркадий Дворкович не исключает, что в этом году ее могут продолжить с весны, в зависимости от ситуации в первом квартале. Правда, эта мера вряд ли выведет авторынок в плюс, как это было в кризисный 2009 год. Потому что лучшим стимулом тогда была программа не льготного кредитования, а утилизационная. Впрочем, это поможет снизить падение на автомобильном рынке.
Государство также субсидирует ставки по ипотечным программ для ряда граждан, например для молодых учителей (ставка 8,5%), молодых ученых (ставка от 10% до 10,5%), получателей материнского капитала (ставка 7–65–12,5%). В итоге в 2013 году почти на 20% увеличилось количество выданных в 2013 году ипотечных кредитов к 2012 году, отчиталось накануне правительство.
...или предложение
Впрочем, Михаил Крылов считает, что страна начинает переходить от стимулирования спроса к разогреву предложения: борьба за экономическую эффективность не подкреплена ростом производительности труда, которая в России в 2,5 раза меньше, чем в США. Это и выливается в замедление роста доходов.
О том, что модель стимулирования спроса, которая начала действовать после кризиса 1998 года и после кризиса 2008 года, исчерпала себя и страна должна встать на новые экономические рельсы, в сентябре заявило и российское правительство. России нужна новая модель стимулирования предложения, а также диверсификации российской экономики.
«С одной стороны, нельзя не согласиться, что сохранение уровня повседневных расходов россиян положительно сказывается на поддержании экономического роста страны, – говорит газете ВЗГЛЯД эксперт банка «БКС Премьер» Сергей Дейнека. – С другой стороны, нельзя забывать, что в большинстве случаев увеличение уровня расходов сопряжено с увеличением «закредитованности» населения, которая находится на опасном уровне во многих регионах».
Поэтому стимулирование россиян к тому, чтобы «больше тратить» – это не выход в условиях нынешней нестабильной ситуации: в таком случае всегда есть риск получить кредитный «пузырь», который может привести к очередному финансовому кризису, считает Дейнека.
ЦБ серьезно обеспокоен надуванием «пузыря» и уже активно пытается уменьшить темпы роста портфеля необеспеченных потребительских кредитов российских банков, который на треть увеличивается каждый месяц. Но быстрых результатов регулятор не ждет: просрочка будет расти до середины 2014 года, затем качество кредитного портфеля начнет постепенно улучшаться.
«Для перехода от экономики спроса к экономике предложения надо создать такие условия, при которых предприятия начнут более активно откликаться на расширение внутреннего спроса не ростом цен, как сейчас, а ростом производства и инвестиций», – считает директор Центра структурных исследований Института экономической политики Гайдара Алексей Ведев.