Экономика

26 сентября 2013, 13:06

Автопроизводители ворвались в рейтинг инновационных компаний

Фото: EPA/ИТАР-ТАСС

Согласно новому рейтингу самых инновационных компаний мира, позиции высокотехнологичных корпораций вроде Apple или Google остаются незыблемыми. Но совершенно неожиданно к ним вплотную приблизились компании из другого сектора. Автопроизводители резко увлеклись научными разработками.

Исследовательская фирма Boston Consulting Group опубликовала рейтинг самых инновационных компаний. Лидеры предсказуемы: на первом месте Apple, на втором – Samsung, на третьем – Google, на четвертом – Microsoft.

#{image=744348}Всем этим компаниям, остро конкурирующим на рынке высоких технологий, просто необходимо вкладывать большие средства в научные исследования, поскольку от этого напрямую зависит их бизнес. Они являются, можно сказать, инициаторами гонки инноваций, наблюдающейся последние годы. Boston Consulting Group приводит сводные данные с 2005 по 2013 год, и картина по лидерам точно такая же.

Удивляет другое. В новом рейтинге резко усилились позиции автомобильных компаний. В топ-20 самых инновационных компаний мира 9 позиций – почти половина – занимают именно автопроизводители, причем со всего мира. 5-е место занимает Toyota, 8-е – Ford, 9-е – BMW, 13-е – General Motors, 14-е – Volkswagen, 17-е – Hyundai, 18-е – Honda, 19-е – Audi, 20-е – Daimler.

Стоит сказать, что из всех этих компаний только Toyota и BMW всегда попадали в рейтинги инновационных компаний с 2005 года. А, к примеру, General Motors, Hyundai и Audi побывали за эти годы там только три раза. Причем General Motors и Volkswagen стали лидерами среди компаний, которые значительно улучшили свои позиции по инновациям за последний год: они поднялись на 16 и 31 позицию соответственно. Как отмечают авторы рейтинга, впервые с того момента, когда он стал составляться, в топ-50 оказалось больше автомобильных компаний, чем потребительских, а в топ-20 их оказалось больше, чем компаний из технологического сектора.

«Это период интенсивных научных исследований в автомобильной индустрии, – сказал соавтор доклада Хади Заблит. – Для автопроизводителей единственный путь после кризиса 2009 года – это инновации. Концентрация на инновациях виделась как единственно верное решение, несмотря на все препятствия». По мнению авторов исследования, рост инвестиций автопроизводителей в инновации – это тренд, отчетливо проявившийся в прошлом году.

Больше 70% респондентов в автоиндустрии сказали, что они увеличат траты на инновации в этом году, пишет Financial Times. И это происходит в условиях, когда на развитых рынках наблюдается падение продаж автомобилей. По данным Ассоциации европейских автопроизводителей, в период с января по август 2013 года в Евросоюзе было продано 7,84 млн автомобилей, что стало самым низким показателем с 1990 года. Во время кризиса 2009 года General Motors и Chrysler едва избежали банкротства и ликвидации.

Тем не менее, постоянно повышающиеся требования к экологичности и экономичности автомобилей толкают автопроизводителей вкладывать все больше денег в научные исследования. Особенно высоки такие требования в Европе. Инженеры компаний вынуждены думать над созданием все более эффективных двигателей, а также проектированием электромобилей или гибридов. Достаточно взглянуть на любой крупный автосалон, проводившийся в последние годы. На них стало модным показывать новые экологически чистые технологии, а гибридные автомобили включают в свою линейку все новые и новые производители.

Производитель спортивных суперкаров Ferrari в этом году заявил, что увеличит инвестиции в новые технологии до 2 млрд евро, которые пойдут на разработку более экономичных двигателей. Volkswagen анонсировал, что займется вплотную электрокарами.

Наступают на автопроизводителей, заставляя вкладываться в инновации, и с совершенно другой стороны. Компании из сектора высоких технологий активно внедряются в автомобильный бизнес. Несколько лет уже муссируется тема появления автомобилей на автопилоте, и инноватором здесь выступает Google. В прошлом году в компании обещали, что автомобили с автопилотами появятся на дорогах через десять лет. Для тестов Google использует модели Toyota Prius и Audi TT, набив их собственной электроникой.

Пока автоматизированным «гугломобилям» запрещено выезжать на широкие трассы. Некоторые штаты, такие как Калифорния, разрешают им ездить на определенных и жестко контролируемых участках. Сейчас в Google заняты разработкой такси, которые будут ездить по городским дорогам самостоятельно, без участия водителя.

Появляются уже автопроизводители, заточенные исключительно на инновации, например, компания Tesla, впервые ворвавшаяся в рейтинг и занявшая 41-е место. Ходили слухи, что компанию может купить все та же Google или Apple. Крупным автопроизводителям ничего не остается, как включиться в эту гонку, чтобы избежать риска оказаться позади через несколько лет.

Многие автомобильные компании занимаются разработкой автопилотов: Mercedes-Benz, Volvo и другие. Недавно Nissan объявила о том, что она будет в состоянии вывести на рынок доступные, энергоэффективные, полностью самоуправляемые автомобили к 2020 году. Японская фирма в рамках проекта сотрудничает с ведущими мировыми университетами, в том числе с Массачусетским технологическим институтом, Стэнфордским университетом и Токийским университетом.

Компания Ford объявила о том, что собирается сотрудничать с компанией Spotify, лидером на рынке интернет-развлечений, а General Motors заявила о партнерстве с интернет-гигантом AT&T. Производители машин хотят установить на них высокоскоростной интернет, подключить к онлайн-сервисам, короче, превратить автомобиль в большой смартфон. «Технологические и телекоммуникационные фирмы по-прежнему задают тон в инновациях. Но еще мы наблюдаем возрождение осознания того, что традиционные промышленные производители могут развивать инновации в продуктах, процессах и технологиях. Автопроизводители оказались на этом пути среди лидеров», – сказал другой соавтор исследования Ким Вагнер.

Текст: Дмитрий Муравьев

Вам может быть интересно

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?