В двухлетней перспективе экономический эффект для Армении от вступления в ТС будет в виде прибавки в 4–4,5% к ежегодному росту ВВП, заявил директор центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров, передает агентство «Новости-Армения».
Россия откажется от экспортной пошлины на газ, что даст Армении экономический эффект около 140 млн долларов в год
«Во-первых, Россия откажется от экспортной пошлины на газ, что даст Армении экономический эффект около 140 млн долларов в год», – посчитал эксперт. Цены на газ для Армении снизятся примерно на 30% – с нынешних 270 до 180 долларов.
«Во-вторых, в рамках ТС будут ликвидированы некоторые изъятия из режима свободной торговли, в том числе и достаточно важная для Армении экспортная пошлина на российские необработанные алмазы – 6,5%», – добавляет Винокуров.
Главные экспортные товары из Армении – металлы и драгоценные камни, их объемы превышают 37% от общего экспорта. Отмена этой пошлины повысит конкурентоспособность гранильных предприятий. На этих рынках условия диктуются в большей мере российскими поставщиками, нежели армянскими, поэтому Армения только выиграет, закрепив сложившуюся ситуацию в форме союза, говорит газете ВЗГЛЯД директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов.
«Стабильно 30% экспорта Армении традиционно приходится на страны СНГ, в то время как доля Евросоюза за последнее десятилетие сократилась с 38% до 30%, – говорит Крылов. – В Россию ближе везти сельхозпродукцию, на которую приходится 23% экспорта, и она представляется более надежным партнером для реэкспорта минерального сырья, доля которого достигает 28%».
Также будет положительная динамика и в вопросе армянских трудовых мигрантов и посылаемых ими на родину трансфертов. Для них будут отменены квоты и лицензии, на них в РФ будет распространяться национальный социальный режим, добавляет Винокуров.
«Из 1,7 млрд долларов некоммерческих денежных переводов в Армению в прошлом году 1,4 млрд долларов поступили из России. Это более 85% всех переводов. Соотнесите это с 10 млрд ВВП – это порядка 15% ВВП», – указывает эксперт.
Также армянская экономика сможет привлечь крупные целевые инвестиции для решения транспортных и энергетических задач. По данным «Мониторинга взаимных инвестиций» ЦИИ ЕАБР, прямые инвестиции стран Таможенного союза в Армении уже составляют 2,1 млрд долларов, или 40% всех иностранных прямых инвестиций. Львиная доля приходится на Россию.
По мнению экспертов ЕАБР, строительство новых энергомощностей, появление железнодорожного сообщения с Ираном и через Грузию при содействии ТС поможет повысить темпы роста ВВП Армении и тем самым улучшить благосостояние ее населения. Среди приоритетов – создание транспортного коридора «Север-Юг», который выведет Армению из коммуникационного тупика и создаст транспортную связь между странами ТС и рынками Ирана и Южной Азии.
Выбор Армении в пользу ТС, а не ЕС – правильный, делают вывод эксперты. Власти Армении сделали интеграционный выбор, основываясь на реальных экономических выгодах, а также на выборе большинства населения Армении. Более 67% граждан страны положительно относятся к вступлению в ТС, только 5% выступают против такого членства (по данным недавних опросов ЕАБР).
«У Армении, в отличие от Украины, своя промышленность находится в менее выгодном положении, к тому же страна до сих пор в состоянии войны с Азербайджаном. Рассчитывать Еревану можно только на Россию, тогда как Баку с помощью прокладки нефтепровода «Набукко» делает реверансы Западу, – отмечает управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров. – Армения также может рассчитывать на инвестиции со стороны РЖД и экспансию российского бизнеса, который будет готов защищать свои интересы на Кавказе».
«В свою очередь для Кремля иметь свой форпост в Армении будет совсем не лишним, учитывая проамериканский путь Грузии, который в этом плане мало изменился после прихода к власти противников Саакашвили», – добавляет Ковражов.
Это был шок для ЕС#{ussr}
О намерении Армении вступить в Таможенный союз и в последующем участвовать в формировании Евразийского экономического союза было объявлено 3 сентября по итогам переговоров президентов Армении и России.
Это стало полной неожиданностью для ЕС. Армения уже несколько лет вела переговоры об евроинтеграции. А на предстоящем в ноябре в Вильнюсе саммите «Восточного партнерства» ЕС Армения собиралась парафировать соглашение о создании зоны свободной торговли с ЕС. Правда, Армения собиралась подписать пока только политический раздел соглашения об ассоциации с ЕС без экономической составляющей. Теперь уже и этому не бывать.
ЕС отреагировал жестко на желание Армении вступить в ТС и отказался досрочно подписывать с ней соглашение о создании зоны свободной торговли. Как заявил потом глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, для ЕС «это был шок, это было воспринято как сигнал к переходу к контрнаступлению, к тому, что весь план «Восточного партнерства», который нацелен на то, чтобы малой ценой фактически подчинить ряд государств СНГ политике Евросоюза, включить их в его сферу интересов, этот весь план может оказаться под угрозой срыва».
Именно поэтому, считает Пушков, появилась резолюция Европарламента, который обвинил Россию в давлении на постсоветские страны, а потом последовало заявление еврокомиссара по вопросам расширения ЕС и политики соседства Штефана Фюле о том, что ЕС хочет поддержать суверенитет Украины. Между тем история на примере Югославии уже показала, как страны ЕС могут оказывать давление. По словам Пушкова, страны ЕС последовательно уничтожали суверенитет Югославии с применением военных, политических и экономических мер принуждения.
Непокорная Украина
В отличие от Армении, а также Молдавии, которая тоже недавно заявила о готовности влиться в ТС вместо евроинтеграции, Украина отдаляется от Таможенного союза. Киев подтвердил свое желание подписать соглашение об ассоциации с ЕС в ноябре. Однако это политическое решение Киева отвергает экономическую составляющую.
Хотя, например, глава шведского МИДа пугает Украину колоссальными убытками в случае вступления в ТС и невероятными выгодами от евроинтеграции. Но, как писала газета ВЗГЛЯД, не только российские, но и украинские эксперты поставили под сомнение подсчеты шведов. Даже Оксфордский университет в своем исследовании оценил эффект для Украины от вступления в ТС выше, чем при заключении договора о свободной торговле с ЕС. В первом случае ВВП страны вырастет на 6,3% за десять лет, во втором случае – только на 4,3% в течение тех же десяти лет.
Директор Института новой экономики Государственного университета управления, академик РАН Сергей Глазьев не исключает, что на Украине может случиться дефолт в ближайшие полгода в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС, включающего пункт о зоне свободной торговли с ЕС.
Согласно данным исследования Евразийского банка развития, вступление Украины в зону свободной торговли с ЕС означает ухудшение условий торговли на постсоветском пространстве. Страны ЕЭП могут также повысить таможенные тарифы для украинских товаров, чтобы защитить свои рынки от наплыва европейского экспорта. В итоге Украине грозит снижение экспорта в страны ЕЭП и увеличение объемов импорта из стран ЕС. И страна сможет компенсировать приток европейских товаров ростом своего экспорта в страны ЕС лишь частично. Украина может потерять до 1,5% от базового уровня объема ВВП, посчитали в ЕАБР.
Если же Украина вступает в ЕЭП и технологически сближается со странами-участницами, то доля машиностроительных видов деятельности в валовом выпуске Украины увеличивается с 6 до 9%.