О том, что китайская компания Chengdong Investment Corporation (CIC) стала владельцем 12,5% акций Уралкалия, сообщила российская компания, добавив, что сама она не принимала участия в каких-либо соглашениях в рамках данной сделки.
В принципе, китайский фонд может нарастить долю в капитале Уралкалия до 25% минус одна акция, покупая акции на бирже
«Увеличение доли произошло в результате конвертации в обыкновенные акции компании облигаций, выпущенных в пользу CIC компанией Wadge Holdings Limited, бенефициарами которой являются основные акционеры Уралкалия», – говорится в сообщении российской компании.
Облигации в пользу CIC были размещены в ноябре 2012 года. Срок их погашения – 2014 год. Выпуск облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции, был тогда осуществлен не только в пользу Chengdong Investment Corporation, но и VTB Capital. В результате конвертации, которую произвела CIC, поменялась структура владения Уралкалия. Теперь она выглядит так: компании Suleyman Kerimov Foundation принадлежит 21,75% акций, Анатолию Скурову – 4,8%, Филарету Гальчеву – 7% акций, CIC – 12,5% акций, и еще 53,95% находятся в свободном обращении.
«Данное событие было ожидаемо, так как ранее в пользу фонда были выпущены конвертируемые облигации, и китайский фонд принял решение конвертировать бумаги в акции, – сказал газете ВЗГЛЯД аналитик Инвесткафе Андрей Шенк. – В принципе, китайский фонд может нарастить долю в капитале Уралкалия до 25% минус одна акция, покупая акции на бирже, но это будет довольно дорого, либо договариваясь с кем-либо из акционеров, но я считаю это маловероятным». По его мнению, CIC не будет существенно увеличивать долю в Уралкалии.
Последние дни активно муссируется вопрос о возможной смене владельцев Уралкалия. После разрыва отношений между Уралкалием и Беларуськалием, когда российская компания заявила о прекращении продажи продукции через совместную с белорусами трейдинговую компанию БКК, на которую приходилось более 40% мирового рынка калийных удобрений, белорусская сторона повела себя очень жестко.
В середине августа в Белоруссии был арестован гендиректор Уралкалия Владислав Баумгертнер. Он прибыл в Минск по приглашению местных властей. Белорусские сыщики также возбудили дело в отношении держателя основного пакета акций Уралкалия Сулеймана Керимова. Как и Баумгертнера, Керимова обвинили в «организации злоупотребления властью или полномочиями». Белоруссия даже объявила Керимова в международный розыск по каналам Интерпола.
Впоследствии президент Белоруссии Александр Лукашенко в крайне нелицеприятных выражениях высказывался в сторону Сулеймана Керимова. «И, похоже, эти биржевые махинаторы (руководство Уралкалия) хотели решить проблемы за счет Беларуськалия, прихватив белорусское предприятие, повысить капитализацию своих активов и разом решить все проблемы, – заявлял Лукашенко на прошлой неделе. – У них же самих все рухнуло: и котировки акций, и прибыль».
Он добавил, что ему предлагали приличные взятки, чтобы купить Беларуськалий за полцены. «Мы очень жестко поступили в этой ситуации и отказались», – сказал президент Белоруссии. Тогда, по его словам, «они взяли и обвалили рынок». «Я говорю о главном хозяине Уралкалия», – подчеркнул Лукашенко.
Еще до этого газета «Коммерсант» сообщала, что выход Сулеймана Керимова из капитала Уралкалия является условием, поставленным президентом Белоруссии Александром Лукашенко для освобождения Владислава Баумгертнера. Не исключено также и то, что Лукашенко готов возобновить сотрудничество с Уралкалием в случае смены владельца. В понедельник тему Уралкалия на полях саммита ОДКБ в Сочи обсуждали Лукашенко и Владимир Путин, но, по словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, «вскользь».
СМИ называли целый ряд претендентов на покупку Уралкалия. Это банкир Владимир Коган, владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков, владелец «Русснефти» Михаил Гуцериев, бизнесмен Аркадий Ротенберг, компания «Норильский никель», банк «Россия», а также возглавляемые Игорем Сечиным Роснефть и Роснефтегаз. Официальных подтверждений о продаже акций Уралкалия кому-либо из них не было.
Изменение структуры владельцев Уралкалия не исключают сами российские власти, подчеркивая, что государство в приобретении актива не заинтересовано. «Это компания, которую может купить огромное количество российских и зарубежных инвесторов. Никто не рассматривал возможность консолидации актива государством. В том, чтобы российское государство брало на себя риски владения активом, нет смысла», – сказал вице-премьер России Игорь Шувалов во вторник.
Более того, Шувалов сказал, что «совсем недавно были переговоры в Москве» по Уралкалию», передает «Интерфакс». «На прошлой неделе приезжали люди с деньгами, люди, которые управляют большими фондами и большими суммами, и они сказали, что такого рода актив для них является интересным», – заявил первый вице-премьер, не раскрыв деталей.
По данным Reuters, доля Керимова и его партнеров стоила 8 млрд долларов перед тем, как распалось сотрудничество. Сейчас она стоит менее 0,5 млрд долларов. Шувалов, между прочим, заявил, что он не увидел выгоды от прекращения работы в совместном предприятии БКК. «Существование альянса будет правильным для мирового рынка калия и для производителей», – сказал первый вице-премьер.
Что касается китайских компаний, то они – очень серьезные игроки. Китайский рынок удобрений – крупнейший в мире, из 11 млн тонн хлоркалия, необходимых стране, она импортирует половину. Недаром Александр Лукашенко ведет активную деятельность по налаживанию связей с КНР, призывая китайцев осуществлять прямые инвестиции в Белоруссию. Китай и Индия (второй по величине рынок удобрений) уже намерены добиться существенного снижения цен из-за разрыва сотрудничества Уралкалия и Беларуськалия.
И Уралкалий, и Беларуськалий оказались в сложной ситуации, покупатели больше не хотят приобретать удобрения по старым ценам, есть опасность серьезного обрушения рынка. Представители Беларуськалия говорили, что переговоры о продаже продукции ведутся с Индией, Бразилией и Китаем. Еще до разрыва появлялась информация, что Китай заинтересован в покупке доли Беларуськалия.
«Для Китая Уралкалий интересен с точки зрения поставщика удобрений, и, скорее всего, Китай хотел бы иметь частичный контроль над активом, чтобы упростить процесс переговоров по цене на удобрения. Но так как доля CIC не доходит до блокирующей, то скорее всего, для Китая доля в Уралкалии – некоторая подушка безопасности от роста цен на калийные удобрения, так как при росте цен будет расти капитализация Уралкалия и размер выплачиваемых им дивидендов», – считает Андрей Шенк.